Русская линия | Андрей Рогозянский | 20.04.2005 |
С решением ФАС наконец забрезжила надежда на то, что будет поставлена точка в споре, длящемся с лета 2004 г., когда владелец «Силовых машин» компания «Интеррос» сообщила о планах перехода энергохолдинга под контроль немецкой компании. В последние месяцы и недели решение по «Силовым машинам» вышло на высший политический уровень и стало своего рода индикатором позиций и мнений относительно возможных направлений развития отечественной промышленности, присутствующих в Кремле и Правительстве.
Продажу «Силовых машин», в частности, открыто лоббировал Герман Греф, отозвавшийся о сделке с Siemens как о «деле чести российских властей». Несколько иное представление о чести и национальных интересах обнаружил премьер М. Фрадков, усилиями которого договоренности и были в итоге заблокированы. Внимание заинтересованных лиц длительное время оставалось обращено к Президенту В. Путину, который, как полагали, должен был лично разрешить судьбу энергоконцерна. По слухам, он первоначально обещал содействие немцам, однако впоследствии дистанцировался от дискуссий. Многие ожидали, что тема проблем Siemens в России всплывет на российско-немецких переговорах в Ганновере, и, тем не менее, вместо «Силовых машин» Германии там предложили другие проекты, касающиеся, в основном, совместной разработки и транспортировки российского газа в Европу.
О том, что обнародованное решение ФАС по «Силовым машинам» имело не столько экономическую, сколько политическую подоплеку, красноречиво свидетельствуют предыдущие заявления главы ФАС России Игоря Артемьева, который не далее, чем 5 апреля сообщил журналистам, что возглавляемое им ведомство не видит особых проблем в подписанном соглашении между «Интеррос» и Siemens, и уже подготовило для этого соответствующие документы. Теперь ФАС комментирует ситуацию ровно наоборот: «Реализация этой сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования. Обе компании производят энергетическое оборудование всех типов и масштабов и являются конкурентами на российском и мировом рынке энергетического машиностроения». По сути, данной формулировкой российские власти дают понять, что намерены сохранить в национальных руках индустрию тяжелого энергомашиностроения, как одну из наиболее значимых и конкурентоспособных, невзирая на перспективы широкого инвестирования и технологического обновления производства, предложенные немецкой стороной.
Однако, вполне может статься, что вопрос с «Силовыми машинами» окончательно не закрыт. Спустя несколько часов по опубликованию запретительного вердикта ФАС глава Минэкономразвития РФ Г. Греф уже заявил, что переговоры по «Силовым машинам», в том числе и с Siemens, продолжатся. «Сейчас изучается возможность для иной конфигурации сделки», — отметил министр. Похоже, что продажа «Силовых машин» немцам, так и не ставшая «делом чести Правительства», продолжает оставаться делом чести и вопросом принципа для самого Грефа, который желал бы засвидетельствовать перед всеми и, в первую очередь, перед зарубежными партнерами, влияние в российских верхах и способность эффективно решать эти и другие подобные проблемы в свою пользу.
Впрочем, в обстоятельствах современной России решению не продавать немцам «Силовые машины» едва ли можно всерьез радоваться. Вразумительной промышленной политики в стране нет, а «патриотизм» чиновников, оставивших Siemens в российской собственности, довольно условен. Гендиректор «Силовых машин» Евгений Яковлев испытывает одинаково мало оптимизма как от вариантов продажи объединения иностранцам, так и от перспективы работы в условиях продолжающегося развала и неразберихи в отечественной экономике. «В сделке с Siemеns, — сказал он в интервью «Известиям», — очень много не до конца понятных дискуссий. Многие просто говорят: «Не надо, нельзя, ни за что». Например, доводы Минпромэнерго меня повергают в изумление. Они выдвигают тезис о том, что придет Siemens и монополизирует российский рынок. Российский рынок давно уже демонополизирован. На нем действуют все кто хочет: и Siemens, и Alstom, и General Eleсtriс, и японские, и российские компании, не входящие в наш концерн. Никакого монополизма не намечается».
По словам Е. Яковлева, государство сегодня лишь декларирует свое отношение к тяжелой промышленности как к стратегическому активу, который нельзя продавать, однако, на деле никакой конкретной помощи не оказывает. «Все страны, имеющие энергомашиностроительные предприятия, в той или иной степени оказывают им поддержку — политическим лоббированием или экспортными кредитами. То, что существует у нас, — это не рыночный механизм, это вообще не механизм, это отдельное решение правительства по каждому конкретному проекту. Предоставил кредит зарубежному партнеру — получил заказ. Дальше пошел рост производства, занятости, зарплаты, налоги. Обычная, совершенно не обсуждаемая на Западе тема. У нас же каждый раз нужно доказывать, что это полезно государству».
Не обошел стороной генеральный директор «Силовых машин» и примера защиты внутреннего рынка от зарубежных производителей: «В Китае никто и подумать не может о том, чтобы купить какую-то иностранную турбину, если ее производят отечественные заводы. Иностранец может получить заказ, только если он свою технологию передаст китайскому производителю. У нас такая система отсутствует».
Причиной всех бед Е. Яковлев считает отсутствие в государстве практической заинтересованности в созидании отечественного промышленного потенциала. «Из лексикона российских чиновников, — с горечью констатирует он, — выпало понятие «промышленная политика». Я помню, когда в 2003 г. была организована встреча представителей обрабатывающих отраслей с президентом, то сначала была провозглашена основная тема: «Нужна ли России промышленная политика?» Но накануне встречи это все было выхолощено. Большой государственный аппарат почему-то решил, что «промышленная политика» — нехорошее словосочетание для президента».
Для полноты картины заметим, что решение об отмене продажи 74% акций «Силовых машин» корпорации Siemens вполне может быть продиктовано интересами других крупных приобретателей. В частности, о своем намерении заполучить «Силовые машины» недавно заявил небезызвестный глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс. Еще одним претендентом аналитики называют олигарха от металлургии Олега Дерипаску. Существуют некоторые сомнения и по поводу добровольности намерения руководителя «Интерроса» А. Потанина расстаться с таким крупным и привлекательным с точки зрения многих концерном, каковым являются «Силовые машины».
Вполне вероятно, что проблема с продажей энергоконцерна заключена вовсе не противоречии прав отечественных и иностранных компаний на стратегические объекты России, а лежит в плоскости банального передела собственности между «акулами бизнеса». Одни олигархи выходят из фавора Кремля и Правительства, другие набирают силу и вес, подгребая под себя наиболее интересные объекты. Россия же и ее хозяйство по-прежнему остаются во власти распада и хищничества бюрократов и разного рода сомнительных личностей. История разрушения страны и ее промышленного потенциала продолжается.
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=103168
|