Русская линия | Людмила Ильюнина | 18.04.2005 |
1993 год — год убиения оптинских братьев действительно стал для России переломной, тогда мы окончательно «выбрали демократию», расстрелявшую из танков защитников Белого Дома в Москве. Потом мы так же добровольно выбрали «Семью», которая за считанные годы разграбила страну. И именно тогда началось последовательное разрушение души и тела народного.
Помню, на погребении иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима говорили о том, что властным структурами нужно задуматься о том, что происходит в нашем обществе, если возможны ритуальные убийства монахов в самом центре России. Говорили о том, что нужно докопаться до правды, — кто является подлинным виновником случившегося. Но, в сущности, расследование было спущено на тормозах…
Тоже самое, увы, происходит сейчас и с вопросом о канонизации убиенных мучеников Оптинских. Народ их давно уже называет мучениками. Множество свидетельств мы имеем о том, как по молитве к ним верующие получают разнообразную помощь, а в официальной комиссии по канонизации почему-то даже не ставится вопрос о рассмотрении материалов к прославлению. Хотя материалов собрано более чем достаточно, издано уже более десятка книг. Можно сказать, что уже написаны настоящие житийные тексты — каждому из Оптинских мучеников посвящены отдельные книги. Их составителями проделана огромная работа, которая открыла святое устроение иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта. В книгах показано, что святость вызревала в них «издетска», — и не случайно именно они стали жертвой, именно на них был направлена сатанинская злоба.
Несколько месяцев назад мне позвонили из Оптиной и попросили написать опровержение на книгу и появившуюся одновременно видеокассету о «явлении инока Ферапонта». Теперь в день памяти братии могу признаться, что не стала этого делать, потому что не хотелось задевать чувства верующих людей. Мне пришлось беседовать с теми, кто посмотрел кассету, и все они говорили: «Это очень убедительно. Не мог же целый автобус верующих туляков одновременно впасть в прелесть?»
Однако, в Оптиной, от отцов я услышала правдоподобное объяснение того, что произошло — это было вовсе не видение, и вовсе не отец Ферапонт (ведь сам, появившееся в тульском автобусе монах так себя не назвал), а один из здравствующих насельников обители (мне даже назвали его имя, но я сейчас не буду его повторять), который решил обратиться с поучением «на злобу дня» к паломникам.
Меня еще раз попросили написать опровержение, но теперь в день памяти братии хочу сказать: не дерзаю брать на себя смелость утверждать что-то определенно, — уважаю мнение отцов Оптинских, но и боюсь оскорбить чувства верующих.
Понятно одно: вся эта история показывает, что нельзя отдавать святых на откуп стихийного почитания. Тогда с легкостью рождаются мифы и легенды. Официальная канонизация поставила бы все на свои места. Из убиенных оптинских братий не стали бы делать «борцов с ИНН», и, одновременно — «защитников президента Путина». Народное стремление к почитанию святых нашего времени проявлялось бы в здоровых традиционных формах: им читали бы акафисты, служили бы молебны. Наверное, можно было пойти по тому пути, который у же опробован в Церкви, сначала прославить их как местночтимых святых — разрешить воздавать им почитание, как святым только в Оптиной, а потом со временем произойдет и всероссийское прославление.
Надеемся, что это случится при нашей жизни.
Людмила Ильюнина, С-Петербург, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=103162
|