Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина11.04.2005 

Мы куплены дорогою ценою.
Рассказы о Чеченской войне. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2005

Читая книгу рассказов о войне в Чечне, я постоянно вспоминала апостольские слова: «Вы куплены дорогою ценою». Потому что, все собранные в ней воспоминания о совсем еще недавних событиях, заставляют осознать, что наша мирная (пусть и относительно мирная) жизнь куплена ценою многих смертей русских солдат в Чечне. И не только ценою смерти в ходе боевых действия, а и в буквальном смысле мученической кончиной.

И правильно поступили издатели, что в начале книги поместили самый страшный рассказ — «Пасха» — о распятии двух наших воинов.

Хотя при обсуждении этого рассказа и книги в целом мне приходилось слышать, что ее издатели «сыграли похоронный марш», принизили русское мужество, создали «слишком односторонний образ войны», не хочется с этим соглашаться. Дело в том, что война в книге показана не просто как испытание силы оружия враждующих сторон, а как духовная битва. Так в первом рассказе, написанном А. Борзенко, есть потрясающее место.

«А я смогу простить чеченцам все? — вдруг задал он себе вопрос… Вряд ли после всего, что они здесь сделали…
Сергей вздохнул, в глазах плавали черные круги, а сознание отчаянно цеплялось за солнечный свет, яркую синеву неба, борясь с одолевающим сном. Шли мгновения, снайпер медлил. Сильной волной боли ноги заявили о том, что они еще живые.
А простил бы я „чехам“? — вновь задал себе вопрос сержант. Он готов был резонно ответить: „нет“, но сомнение зародилось в нем.
— Почему медлишь, браток? — спросил Сергей у все видящего в оптику снайпера
».

Дело тут вовсе не «непротивлении злу насилием». После того, как у принявшего подобные голгофским страдания, солдата, родился вопрос о всепрощении, он шепчет, «слышащим» его по губам через оптику снайпера друзьям: «Ну, давайте, мужики! Мочите гелаевцев! Мы с вами душой и сердцем!»

Дело в том, — и об этом написана вся книга, чтобы не впустить зло в свое сердце, не ответить на зло злом. Ярость, мужество, храбрость — да, но не злоба, не месть.

Об этом говорил А. Маньшин выступая на Глинских чтениях, слово его опубликовано в книге «Рассказов о чеченской войне». Он рассказал историю о том, как чеченский мальчик подошел с протянутой рукой к нашим солдатам делившихся друг с другом пайком, а после того, как они дали ему краюху хлеба, в наших ребят полетела граната. Мальчишка побежал, снайпер навел на него прицел, но не смог выстрелить. Что это — слабость? Отсутствие мужества?

А.Маньшин отвечает на эти вопросы: «На этом маленьком эпизоде виден характер и сила души русского православного воина, который отдает последнее ребенку-иноверцу и жертвует собой».

В книге мы находим свидетельство духовной силы, тех, кто прошел чрез «ад на земле», — когда одного, из распятых чеченскими бандитами наших воинов, снимали с орудия пытки, он прошептал: «Не надо, мне здесь так хорошо». А тот, кто об этом рассказывал, добавил: «Дай нам Господь принять такую кончину. Я понял, что хорошо ему было на кресте».

В воспоминаниях о чеченских событиях мы находим удивительное (хотя это не удивительно, а закономерно) созвучие с воспоминаниям о новомучениках российских. Особо потрясают рассказы о случаях, когда голодные крысы не тронули тех, кто не пошел на предательство. Процитируем отрывок из книги, с одним из таких примеров.

«Попали в плен старший лейтенант Сергей Никифоров и два солдата. Солдатики погибли в первые минуты их захвата, а старший лейтенант остался жив, очень тяжело ранен, контужен. Их бросили в подвал и наутро подняли тела погибших солдат, подвели еле держащегося на ногах Сергея и подвели к обрыву, к яме, которая кишела арычными крысами (они величиной с персидского кота). Яма была метров четыре-пять глубиной. И вот они положили на край обрыва двух солдатиков погибших, а Сергею, офицеру, предложили: „Ты сбрось их туда, и мы тебя отпустим“.
Сергей встал на колени — так говорил чеченский полевой командир, взятый нашими в плен, — поцеловал тела погибших солдат, подозвал одного из чеченцев к краю обрыва, сделав вид, что хочет ему что-то сказать и с криком: „Матерь Божия, спаси!“ упал вместе с ним в яму.
Когда наши ребята доставали тело нетронутого русского воина Сергия, они плакали как дети. От чеченского полевого командира не осталось даже камуфляжа, а тело новомученика крысы даже не тронули
».

Благоговение к телам погибших, к их памяти среди оставшихся в живых друзей, подобное благоговению к мученическим останкам, и почитанию их «верными» в первые века христианства — лейтмотив книги.

И это уже обращение ко всем нам, — нельзя закрывать глаза на то, что происходило и происходит в Чечне. Но нельзя и придаваться унынию, — если у нас есть такие воины, как Женя Родионов, как Сергей Никифоров, как 6-я рота из Псковской десантной дивизии, — значит, мы еще не уничтожены, как народ, как нация.

Когда есть такие матери, как мама Жени Родионова, и мать из рассказа Виктора Дьякова «Письмо». Когда есть такие врачи, подвиг которых описан в «Моздокском дневнике» А.Найденова. Когда за нас по-прежнему сражаются наши молитвенники — св. благ. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский, — как говорится в рассказе Юрия Листопада «Господь сохранил».

«Если большинство воинов будет Христова духа, то Россию не одолеть» — так кончается этот рассказ. И слова эти звучат, как вывод из всего, что мы узнали из книги о войне в Чечне.

На форзаце издания помещена фотография офицеров Сибирского СОБРа. Смотришь на их лица и радуешься, — не перевелись еще у нас настоящие солдаты, защитники Отечества. Не подвели они своих отцов и дедов — победителей в войне с фашизмом. Кстати, в цикле очерков Виталия Носкова, входящих в книгу, — «Любите нас, пока мы живы» не раз встречается сравнение между боевиками и фашистами.

Но, как бы хотелось, чтобы настоящие русские воины не были в меньшинстве, чтобы нас не побеждали в наших же городах и селах. А это может быть возможным, если наших мальчиков, детей, подростков будут воспитывать не на примере Терминатора или Джеймса Бонда, а расскажут им о реальных героях, которые в жизни, а не в кино побеждают врага. И не только силой мышц, а силой духа.

Книгу «Рассказы о Чеченской войне» мы рекомендовали бы учителям для восстановления, когда-то проводившихся у нас «уроков мужества», дарили бы юношам в День защитника Отечества (вместо пошлых «Энциклопедий для настоящих мужчин»), а для каждого православного человека прочесть эту книгу — просто долг совести.

Паша Саровская, когда началась Первая мировая война, хлопала в ладоши и радовалась: «Сколько душ восходит на небо!» Так и в этой войне души восходят на небо. И сейчас «на войне, как на войне» — есть трусы и предатели, есть мародеры-бизнесмены, но есть и настоящие герои, мученики, исповедники. Каждый выбирает свое.

Этот выбор, так или иначе, приходится делать всем нам, потому что наша жизнь все больше напоминает военные действия.

Потому закончим рецензию на книгу «Рассказы о Чеченской войне» пожеланием, которое в ней звучит из уст тех, кто свой выбор уже сделал: «Одному Богу известно, когда у нас будет брань, в которую мы с вами скажем, либо мы православные, либо мы не православные. Поэтому я желаю вам веры, надежды и любви. Веры, как учил наш Господь, такой, что, имеющий ее, как зерно горчичное, скажет горе: „Встань и вверзись в море“ и она встанет и вверзится в море. Надежды, я вам желаю, как говорят святые отцы, что имеющим ее смерть не страшна. И желаю вам любви, как сказал апостол совокупности всех совершенств».

Книгу можно приобрести в магазине православного издательства «Ковчег». Телефон в Москве: (095) 689−11−00

http://rusk.ru/st.php?idar=103141

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика