Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина05.04.2005 

Православный проспект
Из цикла «Питерские паломничества»

Паломничества к святыням утешают душу. Но собраться в дальнее паломничество непросто. У петербуржцев есть уникальная возможность совершать паломничества в ближайшие пригороды, и быть утешенными не менее, чем в поисках «дальней благодати». Да и тем, кто приезжает в город святого Петра из других городов и весей, наверное, интересно было бы узнать о том, что у нас не так уж мало святынь. И можно паломничать не только во всем известные места — на Карповку к св. прав. Иоанну Кронштадтскому и на Смоленское кладбище к блаж. Ксении.

Начну рассказ о питерских паломничествах с уникального для города маршрута, который в народе прозвали «Православный проспект», потому что нигде больше нет такого количества храмов «на квадратный километр», — в прежние времена место это называлось Петергофской дорогой.

До революции Петергофскую дорогу — трассу, соединяющую город (в ХVIII веке от Калинкина моста, в ХIХ веке от Нарвских ворот) с «городом фонтанов» называли «ансамблем ансамблей». Здесь на протяжении 40 км глаза проезжающих радовали разнообразные усадьбы, сады и парки, перемежавшиеся роскошными императорскими резиденциями.

Начать паломничество по «Православному проспекту» можно с Подворья Валаамского монастыря. На углу Рижского проспекта (один из старых вариантов названия Петергофской дороги) возвышается серый пятиглавый храм, окруженный домами, входящими в единый храмовый комплекс. Это — бывшее подворье Старо-Ладожского Успенского монастыря. Многие питерцы с самого момента открытия подворья — в 1991 году — привязались к нему душою. И за то, что тут совершаются неспешные монашеские службы с валаамскими распевами, и за то, что тут всегда есть возможность обстоятельной, неторопливой исповеди. А теперь и за то, что в храме появились святыни — многочисленные частицы мощей святых, обновившаяся икона Спасителя, копия с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери и много старинных намоленных икон, в основном спасенных от вывоза за границу нашей таможней. На Валаамском подворье еще до 2000 года (официального прославления) появилась часовня Царственных Мучеников.

Я хорошо помню, какая эта была мудрая и смелая по тем временам акция — освятить часовню в честь еще непрославленных святых! Тогдашнему настоятелю Валаамского монастыря игумену Андронику (Трубачеву) удалось получить от Святейшего Патриарха благословение на почитание Царственных Мучеников, как «местночтимых святых». Часовня была расписана фресками, которые, на мой взгляд, до сих пор являются одними из самых удачных святых изображений Царя и Царицы. Здесь как-то по-особому переживается предстояние тем, кто молится за всю Россию, кто слышит воздыхания о каждом русском человеке. По собственному опыту знаю, что очень важно здесь помолиться за усопших, за наших предков, за тех, кто жил в то время, когда Россия отказалась от Царя…

Здесь уместно напомнить паломникам о тех храмах неподалеку от часовни «русской скорби» (так ее поначалу называли православные), которые были уничтожены в годы «безбожных пятилеток».

Неподалеку от Калинкина моста стоял пятиглавый храм в русском стиле архитектора К.А.Тона. На его месте в 30-ее гг. был возведен кинотеатр «Москва». При Путиловском заводе действовал храм, построенный в том же стиле, освященный в честь свт. Николая Чудотворца. После революции в храме со снесенными куполами был устроен клуб. Неподалеку стоял деревянный храм прп. Серафима Саровского, разобранный безбожниками. На нынешней Комсомольской площади стояло подворье монастыря прп. Ефросинии Полоцкой. Почти в каждом имении, которые были видны с Петергофской дороги, были домовые храмы, а иногда и приходские — для близлежащих деревень.

Следуя дальше по Петергофской дороге и добравшись до района Автово, можно подняться на новый виадук, откуда хорошо обозревается старинное Красненькое кладбище (на нем сохранились еще могилы ХVIII века), а рядом с ним стоит маленькая уютная церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот храм, хотя и построен не совсем на том, месте, где стояла до 1941 года кладбищенская Казанская церковь, все-таки восстанавливает историческую справедливость. Возведен храм в 2000 году Балтийской строительной кампанией.

Спустившись с виадука, на пересечении Петергофского шоссе и Ленинского проспекта, мы видим ярко-голубой купол храма св. прав. Иоанна Кронштадтского. Регулярные богослужения в храме начались с весны 2003 года, но до этого 4 года мирянским чином читались акафисты, еженедельно батюшка совершал молебны и панихиды. И все это организовала замечательная женщина — Наталья Александровна Лукина. Ее стараниями при храме в этом году заложили часовню с крестильной в честь царевича Алексея. У маленького прихода большое будущее — на значительном земельном участке, уже обнесенном стеной, планируется построить богодельню, православный культурно-просветительный центр, еще один храм — в честь Царственных Мучеников. Надеются прихожане устроить при храме мемориальный центр, посвященный святым Царственным Мученикам. А сейчас большое поле за оградой рядом с площадью св. прав. Иоанна Кронштадтского (название площади тоже дано стараниями прихода) дает ощущение «жизни на земле». Здесь в центре огромного района новостроек, выращивают свои огурцы и помидоры, кабачки и тыквы, здесь много цветов и бьет источник с целебной водой. Придешь сюда, сядешь на лавочку у источника, всю окруженную яркими разноцветными цветами… и город отступает — так тихо, хорошо становится на душе, так уютно и просто в этом «тихом приюте» (как называли святые места в старину)…

На расстоянии всего лишь ста метров от храма св. прав. Иоанна Кронштадтского стоит маленький храм, который, однако, хорошо известен не только верующим нашего города, но и многих городов и весей — в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Именно в этом храме в 1998 году почти полгода почивали мощи прп. Александра Свирского, после того, как они были обретены в музее Военно-медицинской Академии.

Люди съезжались в этот маленький храм со всех концов России, километровые очереди опоясывали храм с утра до поздней ночи. В храме и ныне почивает частичка мощей прп. Александра, а так же частицы мощей прп. Сергия Радонежского, прп. Нила Столобенского и прп. Иова Почаевского. Несколько лет назад этот храм по справедливости стал городским подворьем Покрово-Тервенического женского монастыря. Почти все нынешние насельницы этого монастыря — бывшие прихожанки храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Проезжаем еще буквально сто метров и видим на горке стоящую деревянную церковку митрополита Петра Московского. Когда-то на этом месте возвышался 20 метровый красавец-храм того же посвящения. У прихода нынешнего храма есть надежда, что когда-нибудь великолепное творение архитектора Вален де ля Мота будет восстановлено — во всяком случае, большая поляна, которая осталась на месте храма, слава Богу, до сих пор не застроена.

От храма митрополита Петра наш глаз во время следования по Петергофской дороге будут радовать сохранившиеся старые усадебные парки с прудами, системой каналов и несколько дворцовых построек — усадьба Александрино графа А.Д.Шереметьева, дача купца Матисена, Новознаменка графа М.И.Воронцова (все они хорошо видны по левой стороне дороги).

Жемчужиной русской архитектуры и духовной культуры называли Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, которая стоит на 10 версте от Петербурга на Петергофской дороге. Основан был монастырь в 1732 году по указу Императрицы Анны Иоанновны ее духовником — архимандритом Варлаамом (Высоцким).

Первую в Пустыни церковь архимандрит Варлаам освятил 12 мая 1735 года во имя прп. Сергия Радонежского. Этот небольшой деревянный храм перевезли из усадьбы царицы Прасковьи Федоровны на Фонтанке. На протяжении 30 лет Сергиева Пустынь была скромным «приморским» монастырем (так ее называли из-за близости к Финскому заливу).

Дочь Петра I Елизавета Петровна решила превратить маленькую скромную обитель в «совершенный местный монастырь». В 1760 г. в центре обители по проекту архитектора П.А.Трезини был возведен большой пятиглавый собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Главной святыней собора стала икона прп. Сергия, привезенная из Троице-Сергиевой Лавры.

Подлинный расцвет пустыни начался в 1833 году, когда ее настоятелем стал 27-летний архимандрит Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов), представитель славного рода вологодских дворян. 24 года отдал ревностный блюститель монашеского чина благоустройству Сергиевой Пустыни. Здесь написано большинство его богодухновенных творений. К святителю Игнатию (так мы теперь его именуем после прославления в лике святых) приезжали за духовным советом великие князья и княгини, композиторы П.И.Турчанинов и М.И.Глинка, художник К. Брюллов, гениальный Н.В.Гоголь. В беседах с ним искали вдохновения Н.И.Гнедич, И.А.Крылов, К.Н.Батюшков, а в молодости и А.С.Пушкин.

В 1857 году в Пустыни была построена церковь во имя святителя Григория Богослова, архитектор А.И.Штакеншнейдер. Она сохранилась и стоит справа от Сергиевского храма, соединенного с трапезной и настоятельским корпусом. Этой церковью было положено начало возведения в Пустыни поминальных храмов. Она была построена вдовой графа Г. Г.Кушелева над его могилой. С левой стороны от Сергиевского храма по проекту архитектора Л. Руска был возведен «зубовский корпус» с храмом в честь св. мч. Валериана, ставший усыпальницей братьев Зубовых. При церкви действовала основанная по завещанию графа Валериана Зубова богодельня для увечных воинов.

Среди захоронений в крипте «зубовского корпуса» отметим могилы дочери А.В.Суворова — в замужестве графини Зубовой, а также жены внука Суворова Николая, и дипломата, генерал-губернатора Петербурга князя Александра Аркадьевича Суворова.

Позднее была освящена в честь Покрова Божией Матери «кочубеевская» церковь над могилой М.И.Кочубей. Эта церковь стала семейной усыпальницей Кочубеев.

Украшением обители был огромный, построенный в 1884 г. в византийском стиле храм Воскресения Христова, возведенный духовным сыном свт. Игнатия — архимандритом Игнатием (Малышевым). В нижнем этаже была освящена церковь во имя Архистратига Михаила в память погребенного здесь вице-адмирала М.П.Голицына. К сожалению, этот величественный собор, купол которого был виден даже с противоположного берега Финского залива, в годы войны, так же, как и Троицкий собор П. Трезини, был разрушен и на его месте возник корпус школы милиции, занимавший монастырские здания до 1993 года и, полностью освободившей их в 2002 году.

Визитной карточкой монастыря в прошлом веке и в наше время являются въездные ворота с часовнями и братский корпус за ними с надвратным храмом св. Саввы Стратилата, построенные архитектором А.М.Горностаевым в 1862 году. По его же проекту был возведен и ныне действующий храм прп. Сергия. «Превосходной православной базиликой» называли современники этот храм. Русский зодчий при его возведении руководствовался величественной красотой храма Преображения Господня на Синае, воздвигнутого гением древних зодчих в IV веке. Эта церковь тоже была поминальной. Здесь нашли последний приют князья и графы Чернышевы, Нарышкины, Фредериксы, Шишмаревы, Карцевы, Клейнмихель, Апраксины, Юсуповы.

Сам архитектор А.М.Горностаев пожелал упокоится тоже в Сергиевой Пустыне (хотя по его проекту были построены и другие монастыри и храмы). Неподалеку от Сергиевого храма стоит мраморный крест над могилой сего славного многолетнего храмостроителя.

Кладбище Пустыни отличалось богатством и великолепием надгробий и склепов. Прямо напротив церкви прп. Сергия и доныне сохранился склеп генерал-адъютатнта П.А.Чичерина, участника войны 1812 года, увенчанный скульптурой апостола Петра.

На площади перед храмом, на которой раньше стоял Троицкий собор, находится и воссозданное недавно надгробие известного русского дипломата, управляющего министерством иностранных дел, друга юности А.С.Пушкина — вице-канцлера А.М.Горчакова.

Троице-Сергиева Пустынь была закрыта и разграблена в годы гражданской войны, в 1921 году большевики расстреляли последнего настоятеля обители игумена Сергия.

Неподалеку от монастыря — на дамбе Стрельны приняли мученическую кончину и прославленные Церковью протоиерей Философ Орнатский и его сыновья.

В восстановленном и благоукрашенном дивными фресками храме прп. Сергия ныне находятся всеправославные святыни — частица мощей прп. Сергия и часть его облачения. А так же мощи самого многотрудного настоятеля монастыря (40 лет он настоятельствовал) архимандрита Игнатия (Малышева) и друга свт. Игнатия схимонаха Михаила (Чихачева).

В Пустыни частично сохранился старый парк, яблоневый сад и пруды, на одном из которых устроена купальня.

В любое время года хорошо в этом Божьем месте, стоит только войти за ворота обители, и ты забываешь, что находишься всего лишь в получасе езды от шумного мегаполиса. Тут всегда тихо, только старые деревья шумят своей листвой…

Пустынь очень любит народ православный. На богослужения сюда съезжаются с разных концов города. Храм, который вмешает три тысячи человек, всегда бывает переполнен. Люди чувствуют братский дух, который царит в Пустыни, приезжают сюда и для того, чтобы послушать вдохновенные проповеди настоятеля — игумена Николая (Парамонова).

Но отправимся дальше по Петергофской дороге — этому «ансамблю ансамблей», как называли ее в прошлые времена. Через полкилометра от Пустыни нас уже встречают первые домики Стрельны, а вскоре с правой стороны нашему взору открывается Константиновский дворец, который ныне воссоздан, как музейный комплекс и питерская резиденция Президента России. Рядом с дворцом стоит часовня, приписанная к Пустыни, богослужения в ней пока не совершаются.

За Стрельной начинается обширный парк «Михайловка» с восстановленной после войны усадьбой великого князя Михаила Константиновича. Усадьба состоит из большого дворца, множества служебных построек и церкви в честь св. равноап. кн. Ольги. Церковь с этого года стала действующей. Во дворце и других постройках располагается санаторий-профилакторий «Красные зори».

За Михайловкой начинаются земли Знаменки — усадьбы графа И.И.Шувалова. Здесь, в прекрасно отреставрированном дворце тоже находится санаторий. При усадьбе был построен храм в честь св. апп. Петра и Павла, ныне действующий. Храм с трассы не виден. Но на его близость указывает придорожная часовня, построенная по проекту Н.Л.Бенуа. В этом храме особо почитают новомучеников — иконы их сплошной шпалерной развеской заполняют все четыре стены храма.

Особо здесь чтят память воина Евгения Родионова.

От Знаменки в прежние времена (которые застала автор этих строк) пешком можно было пройти и до Константиновского дворца и до Александрии — по старой приморской Царской дороге. Путешествия по этой дороге заставляли работать воображение — в этой тишине и отдаленности от цивилизации так легко было представить, как прогуливались здесь дамы в кринолинах под кружевными зонтиками и господа в красивых мундирах, проезжали кареты и одинокие верховые…

В настоящее время общедоступна только малая часть этой живописной дороги.

Теперь мы подъезжаем к одному из самых поэтичных императорских дворцов — «Коттеджу» или Александрии. Этот дворец Император Николай I построил для своей жены Александры Федоровны. В глубине парка архитектором Штакеншнейдером был построен нетрадиционный для православной архитектуры (готический) храм в честь св. Александра Невского — «Капелла». Храм реставрируется. Изредка в нем совершаются богослужения.

В Нижней даче, развалины которой стоят на берегу Финского залива скорбным памятником русского безумия, родился св. Цесаревич Алексей Николаевич. Рядом с дворцом «Коттедж» среди цветов возведен замечательный бронзовый памятник задумчивому мальчику в матроске. Здесь каждый год в день рождения Царевича Алексия — 12 августа служится молебен, к памятнику возлагают цветы.

Запланировано в ближайшее время восстановить Нижнюю дачу как филиал музея «Петегроф», в фондах музея хранятся личные вещи последней Царской Семьи.

Архитектурной доминантой Петергофа, видной издалека, были и остаются купола собора св. апп. Петра и Павла. Собор был построен в 1905 году по высочайшему повелению Государя Николая II. Основными мотивами для фасада послужили формы русских церквей ХVI-ХVII вв. Московская архитектура этого периода была кирпичной, но красный кирпич неизменно украшался изразцами, узорочьем, выносными иконами. В Петергофском храме на фасаде мы видим иконы святых — покровителей Императорской Фамилии.

Внутреннее убранство храма уникально. Только в подмосковном Новом Иерусалиме был такой же иконостас, сделанный из майолики, а иконы написаны на позолоченной меди. Алтарь, солея, ступеньки на солею сделаны из белого мрамора и украшены бронзой. Роспись храма — не только традиционно изображает Евангельские события, но и является свидетельством благодарной памяти Государя Николая II о своем Царственном Родителе — Государе Александре III. Здесь изображены святые, память которых празднуется в день рождения Александра III, день бракосочетания, в день восшествия на престол, в день венчания на царство, в день чудесного спасения во время крушения поезда в Борках, в день кончины.

В Петергофском храме, где он принял святое крещение, запечатлена память и о Цесаревиче Алексее Николаевиче. Направо и налево от главного входа в овальных клеймах написаны св. митрополит Алексей — небесный покровитель Цесаревича и св. Иоанн воин — в день памяти которого он родился.

Внутреннее устройство храма св. апп. Петра и Павла имеет множество особенностей — это галерея, которая опоясывает весь первый этаж и отчасти повторяется на втором этаже храма, имеющем отдельные престолы, это смотровая площадка на самом верху храма и несколько часовен непосредственно примыкающих к храму.

В годы войны храм был страшно разрушен. И на наших глазах в 1990-е годы произошло настоящее чудо, когда печальные, заросшие сорняками руины превратились в настоящий архитектурный шедевр. Воссоздано не только внешнее, но и внутреннее убранство: иконостас из изразцов, мраморные ступеньки, роспись сводов.

В соборе проводятся экскурсии, которые предполагают подъем на купол по винтовой лестнице из 143 ступеней. Со смотровой площадки прекрасно виден весь Петергоф, и особенно блистает вновь отреставрированными куполами церковь в честь Воскресения Христова в большом Петергофском дворце.

На этом наше путешествие по Петергофской дороге можно было бы закончить. Но я обязательно хочу упомянуть о храме, который стоит на выезде из Старого Петергофа (напомним, что «город фонтанов» называется Новым Петергофом) — это бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, храм прп. Серафима Саровского. Храм был построен через год после прославления Саровского подвижника и особенно почитался Императорским Домом. Как свидетельствуют документы, на праздничных богослужениях в этом храме часто присутствовали различные представители династии Романовых. У Государя Николая II есть записи в дневнике о посещении Дивеевского подворья.

К сожалению, ныне храм лишен своего красивого пятиглавия и нуждается в большом ремонте. И хотя службы здесь совершаются постоянно и стараниями настоятеля иерея Антония Логинова для возрождения храма сделано немало, мы хотим призвать паломников по святым местам нашего града, почитателей батюшки Серафима, — не поленитесь, доберитесь до храма по Ораниенбаумскому шоссе д. 11 и внесите свою лепту в его восстановление. Тогда ваше паломничество будет благословенно — потому что помогать нужно прежде всего тем, кто в этом нуждается.

Адреса храмов, упоминаемых в рассказе:
Подворье Валаамского Спасо-Преображенского Ставропигиального монастыря — церковь Казанской Божией Матери. 198 020 СПБ, Нарвский пр. Д.1; начальник подворья иеромонах Петр (Романов); тел. 252−77−00
Богослужение ежедневно в 6 ч. в будни, в 9.30. утра в праздники и в 17 часов вечера

Церковь Казанской Божией Матери у Красненького кладбища. 198 096 СПБ, пр. Стачек, д. 98; настоятель протоиерей Валерий Дорохов; тел. 184−14−48
Богослужение в пятницу, субботу, воскресенье и в праздники в 10 утра и в 17 часов вечера

Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского. 198 303 ая 51, Ленинский проспект д. 97; тел. 158−69−89
Богослужения в пятницу, субботу, воскресенье и праздничные дни в 10 утра и 17 часов вечера

Храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 198 262 СПБ, пр. Стачек д.186а; управляющая монахиня Александра (Привалова); тел. 595−95−01
Богослужение в четверг, пятницу, субботу, воскресенье и праздничные дни в 10 утра и 18 часов вечера

Храм св. Петра, митрополита Московского. 198 262 СПБ, пр. Стачек, д.208; настоятель архимандрит Иринарх (Соловьев); тел. 157−74−66
Богослужения в субботу, воскресенье и праздничные дни в 10 утра и 18 часов вечера

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. 198 903, СПБ, г. Стрельна, С.-Петербургское шоссе, д.15; наместник игумен Николай (Парамонов); тел. 130−27−91
Богослужения ежедневно в будние дни в 9 ч., в праздничные в 10 утра и 17 часов вечера

Храм свв. апп. Петра и Павла в усадьбе «Знаменка». 198 903 СПБ, Петергоф, С.-Петербургское шоссе д.115; настоятель иеромонах Евстафий (Жаков); тел. 427−99−92
Богослужение в воскресенье и в праздники в 10 часов утра

Собор свв. апп. Петра и Павла в Новом Петергофе. 198 903 СПБ, Новый Петергоф, С.-Петербургский пр. д.32; настоятель протоиерей Александр Кудряшов; тел. 427−92−68
Богослужения ежедневно в 9.30 утра и 17 часов вечера

Храм прп. Серафима Саровского. 198 901 СПБ, Старый Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, д.11; настоятель иерей Антоний Логинов; тел. 427−76−14 и 427−72−80
Богослужения в пятницу, субботу, воскресенье в 9 утра и в 17 часов вечера

http://rusk.ru/st.php?idar=103120

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика