Русская линия | Андрей Рогозянский | 17.03.2005 |
Племянник Георгия князь Василько Ростовский, израненный, остался пленником в руках у татар. Две недели те безжалостно влачили его до Шеренского леса (место между Калязиным и Кашиным), а после остановились и расположились станом. Василько, несмотря на юные годы, имел величественный вид, а мужество и крепость руки его были известны, как на Руси, так и противникам. Пленнику, по обычаю татарского племени, повсюду вбиравшего в свои ряды лучших из представителей порабощенных народов, предложили идти в службу к Батыю, обещали великую дружбу, хвалились своим воинским счастьем. Мужественный князь на это ничего не отвечал.
Считая, что Василька, изнуренного пленом, нужно расположить к себе, татары предложили ему кумыс и конину, а заодно с этим и совершение жертвы богам. Это переполнило чашу терпения князя и он, как передает летописец, со смелостью отвечал: «Кровопийцы, враги Христа и земли Русской, не могут быть моими друзьями! О темное царство, есть на тебя Божий суд, и ты разрушишься, когда исполнится мера твоих злодеяний!» Татары разъярились и соревновались между собою в изощренных мучениях и пытках. Василько вслух молился: «Господи, Ты знаешь тайны сердца моего, знаешь все нечистоты мои; очисти меня от грехов моих». Неустрашимого князя свирепо умертвили и бросили в лесу.
Почти тотчас открылось почитание Василька, причем не как мученика, подобно его дяде, великому князю владимирскому Георгию, а как святого благоверного князя. Современникам он был известен не только как стойкий воин, который, невзирая на молодые годы, успел уже прославиться на поле брани, но и как мудрый правитель своего княжества и строитель Северо-восточной Руси.
Отцом Василька был великий владимирский князь Константин. В истории он известен умиротворением усобицы в среде братьев, сыновей Всеволода Большое Гнездо. В 1216 года на речке Липице вместе с братом Мстиславом ему удалось разбить войско Георгия Всеволодовича и сесть по праву старшинства на престол во Владимире. Однако, воздавая должное брату и прощая его, победитель завещал ему, а не сыну своему Васильку Константиновичу, великокняжеский Владимиро-Суздальский стол.
Это был тот краткий период, в который, как пишет граф М.В.Толстой в «Рассказах из истории русской церкви», Русь наслаждалась спокойствием и единством. Правление Константина продолжалось только три года, с 1216 по 1219 гг. На месте прежней соборной церкви в Ростове, которая по неопытности зодчих обрушилась, он заложил великолепный храм Успения Богородицы; оказывал любовь к просвещению, необыкновенную в его время. «Когда еще вся Европа коснела в глубоком невежестве, — замечает историк, — у Константина были писцы, которые списывали для него множество рукописей, и просвещенный князь часто и прилежно читал их. Он был благочестив, любил раздавать милостыню, не оскорблял ни одного человека, но словом и делом утешал всякого».
При нем во Владимире служил епископ Симон, ныне прославленный Церковью, постриженник Печерского монастыря и писатель житий подвижников Киевских. Владимир переживает расцвет. Князь и святитель являют собой редкий пример сочетания духовного и государственного разума. Святитель Симон скончается в 1226 г., приняв пред смертью великую схиму. Современники назовут его «блаженным, милостивым и учительным епископом». Житийные его повествования, наряду с текстами преподобного Нестора, составили основу Печерского патерика. В послании к Поликарпу святой Симон вспоминает обитель преподобных Антония и Феодосия, из которой вышло тогда уже до 50 епископов, и пишет о себе так: «Я рад бы был оставить епископию и служить игумену в Печерском монастыре. Но тебе известно, что удерживает меня. Кто знает, что у меня, грешного Симона-епископа, соборная церковь во Владимире — красота города, а другая — в Суздале, которую сам я построил? Сколько они имеют городов и сел! И десятину собирают со всей земли той. И всем тем владеет худость наша. Но пред Богом говорю тебе: всю эту славу и власть сочел бы я за ничто, если бы мне хоть колом торчать за воротами Печерского монастыря и быть попираему людьми. Один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести. В нем хотел бы я жить лучше, чем в селениях грешников».
Ко всеобщей горести, Константин скончался в цветущих летах (на 33 году). К Васильку, старшему сыну, которому в то время было всего 10 лет, отошел Ростов. Во Владимир, на великокняжеское место, перешел брат Георгий. Всем же сыновьям великий князь завещал жить согласно, делать добро и чтить дядю, Георгия, как второго отца.
В Ростове юный Василько скоро стал показывать делами, что достоин княжения. Вот как описывает его летопись: «Он был красавец лицом, с очами светлыми и грозными; он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугою другого князя. В нем мужество соединено было с умом и правдивость — со знанием. Он был во всем сведущ, на все способен. Это был отец и кормитель сирот, великое утешение печальным. Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин, и он был отцом для всех бедных». Большую роль сыграл Василько в отвоевании на исходе 1220 г. у булгар места слияния Волги с Окою и основании Нижнего Новгорода: привел местное население к присяге на верность и развернул работы по насыпке укреплений. При первом появлении татар по воле дяди своего, великого князя Георгия, ходил он с ратью на подмогу к южным князьям и дошел уже до Чернигова, когда узнал о жестоком поражении русского войска на берегах Калки.
При вступлении монголо-татар в Русские земли Георгий Всеволодович поначалу надеялся, что беда обойдет Владимир стороной. Поэтому, когда рязанский князь Юрий Ингварович обратился к нему за помощью против Батыя, тот отказал ему, заявив, что «особ сотворити с ним (Батыем) брань». Но сначала Рязань, а затем и Владимир подверглись ужасающему разорению. В Рязани после пятидневной кровавой битвы были вырезаны почти все, включая князя Юрия с семейством. Пленников распинали, храмы оскверняли насилием женщин и девиц, обагряли алтари кровью священников. То же самое повторилось и во Владимире, оказавшемся беззащитным, ибо Георгий из желания собрать силы и сохранить их до лучшего времени, удалился в глушь лесов на берега реки Сити, где болота простирались на огромные пространства. Во время короткого штурма столицы погибло множество владимирцев, включая великокняжескую супругу с детьми. Получив известие об этом, Георгий, как повествуют, горестно восклицал словами Иова: «Так ли, Господи, угодно милосердию Твоему? Зачем я остался один?» Спустя краткое время он был разбит Бурундаем и сам пал в бою, а племянник Василько, невзирая на стойкость, достался татарам.
Тело умученного юного князя Василька, брошенное в Шеренском лесу, нашла местная жительница и сказала о том поповскому сыну Адриану, который взял тело и по прошествии некоторого времени перенес на вотчину в Ростов. Там его погребли в княжеской усыпальнице под сводами алтаря Ростовского соборного храма, в средине ее, под самым престолом, куда приходило множество люда, не только ростовского, но и приезжего. Примечательно, что своих сыновей князь назвал в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Сам же Василько явил сходный подвиг принятия лютых страданий за чужие грехи — оскудения любви и взаимовыручки, разъединения в Русских землях, по причине чего почитается покровителем Руси и молитвенником о единстве и добром начальствовании в ней.
Место страдальческой смерти князя Василька неподалеку от Кашина также стало местом паломничества. Позднее, в память подвигов князя-мученика здесь устроили Шеренский монастырь, а после возникло село Шеренское, при реке Шеренке. В церковных святцах память святого благоверного князя Василька (Василия) Ростовского отмечается в день его мученической кончины 4/17 марта.
http://rusk.ru/st.php?idar=103063
|