Русская линия
Русская линия Валентин Лебедев10.03.2005 

Источник новых побед
Слово на Всемирном Русском Народном Соборе, март 2005 г.

Сегодня, когда мы переживаем невиданный демографический кризис, когда чудовищной эрозии подвергся институт семьи, когда люди в значительной части сбиты с толку и духовно дезориентированы, мы не должны делать вид, что ничего особенного не происходит и все продолжает идти своим чередом.

Кризис нашего общества имеет не только и не столько экономические причины. Среди не допускающих никакого отлагательства вопросов — хозяйственного хаоса, повсеместной коррумпированности чиновников, беспредела средств массовой информации, роста преступности, бездействия властных структур и закона, аморфности общественной жизни, наиболее острый характер приобрел духовный кризис.

Мы видим, что неизбежно грядет духовная катастрофа, которая способна увлечь в пропасть не только одну отдельную страну. Это необходимо осознать со всей ясностью и определенностью. Путь тактического извлечения локальных выгод и постоянных уступок злу может привести только в никуда. Нельзя поддаваться стихии и ждать, что она сама собою вынесет нас к берегу спасения. Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, следует обратиться к созидательным началам жизни. Нам может помочь только обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме сотни разных народов.

Основная причина сегодняшнего бедственного положения — ценностный кризис, отсутствие осознанного основания безусловно существующих ценностей, как следствие — отсутствие мотивации общенационального действия.

Такое обоснование, такую мотивацию может дать только Церковь.

Не будем забывать, что именно Православие является в нашей стране религией большинства; по данным опросов, к православной Церкви причисляет себя более 80% граждан нашей страны, и в списке общественных институтов, пользующихся доверием россиян, она стоит первой. Россия — верующая страна по своей природе, по своей истории, по своей судьбе. Между тем, по унаследованной либералами и бездумно усвоенной государством советской традиции, вера до сих пор мыслится делом исключительно личным, приватным, не имеющим права голоса там, где решаются дела общества. Так исключается возможность естественного, не сочиненного в кабинетах и принятого на съездах, но укорененного в самой природе страны решения острейших общественных проблем. Простейший пример — демографическая ситуация: пока народы, находящиеся в намного худших, чем мы, экономических условиях, в странах, где идет война, где голодают, но не утратившие своих традиций и веры, успешно увеличивают численность — Россия теряет миллионы граждан. Самое безукоризненное соблюдение «светскости», точнейшее следование либеральным принципам, равняющим Русскую Православную Церковь с любою сектой, ни на йоту не отдалит нас от перспектив демографической катастрофы. Здесь не помогут никакие'"социальные программы", никакие дотации. Здесь не поможет даже резкое повышение уровня жизни, об этом свидетельствует нам опыт стран Запада. Здесь может помочь лишь возвращение к осознанной традиции, приведение общественных ценностей в естественную, формировавшуюся и существовавшую веками систему. Здесь может помочь только вера, потому что принципы, по которым люди строят свою жизнь, решают, рожать ребенка, или сделать аборт ради карьеры, вступать в брак, или «погулять, пока молодой» — это в любом случае вопросы мировоззрения, убеждений, веры. От того, насколько будет услышан голос Церкви, напрямую зависит, сумеем ли мы преодолеть демографическую пропасть, или же обречены на вымирание; других эффективных стимулов для увеличения рождаемости не предвидится. От реализации возможностей Церкви зависит будущее страны.

Проблема ценностной мотивации мировоззрения, предполагающего активное и эффективное действие на благо страны — это проблема нациоального масштаба, от разрешения которой зависит, по существу, все Потому, что жизнь без веры, без убеждений, без ценностей — это, в конечном счете, не жизнь, а бесцельное существование, в том числе и для страны в целом.

Сегодня, как и всегда в России абсолютное большинство — честные, порядочные, нравственные люди; проблема — в отсутствии общепринятой системы отношений, общепринятых ценностей как основы общественных. отношений и общественного бытия. Никто не может быть обязан разделять какие бы то ни было политические убеждения, но именно ценности, сохраненные для нас Церковью могут и должны стать основой для общепринятых нравственных норм. Другой реальной возможности, другого пути у нас нет.

Без общепринятых ценностей служба в армии становится не долгом перед Родиной, а кошмаром, которого всеми силами пытаются избежать. Без общепринятой системы ценностей, сотрудник правоохранительных органов не остановится перед преступлением, если уверен в своей безнаказанности. Без общепринятых ценностей невозможно честное предпринимательство.

И повторим еще раз: без Православия наша страна никогда бы не состоялась. Нравится это кому — то, или нет, но такова реальность, таковы факты. В противном случае нам остается только забыть само слово «Россия» и попытаться, как это однажды пытались сделать большевики, построить на этом месте что — то с нуля. Не будем забывать, что само слово «конституция», помимо первого, основного, имеет еще и другое значение — структура, устройство сложение. По этой своей конституции, по природе, сложившемуся веками устройству — России без Церкви, без Православия нельзя. Заметим, что светский характер государства, отделенность от него Церкви предполагает невмешательство в церковную жизнь, но никоим образом не освобождает его от обязанностей по защите общественных интересов, интересов страны и ее граждан. И если для этого необходимо предоставление широких возможностей институту, представляющему религиозное большинство, необходимо сотрудничество с верующими, то долг государства — поступить именно так. Светского характера государства это не нарушает никак: для сравнения заметим, например, что сейчас, в отличии от советских времен, государство не контролирует творческие процессы, не диктует писателям, как и что писать, а композиторам — как сочинять музыку. За «неправильные» книги и картины не сажают в тюрьму, не выгоняют из страны. Это — свобода творчества. Однако никого не удивляет и не возмущает, когда государство поддерживает музыкантов, исполняющих классическую музыку и не поощряет группу «Ленинград», когда в государственной школе проходят Пушкина, а не Сорокина и не «общую теорию литературоведения», объясняющую, что, согласно Конституции, все писатели у нас равны, а граждане имеют право читать все, что угодно, или вообще ничего не читать. Просто изучение творчества Пушкина очевидным образом необходимо для сохранения отечественной культуры и потому, в конечном счете, отвечает интересам общества. Государство не может, не имеет права позволить себе жить в мире иллюзий и абстрактных принципов; так или иначе, оно обязано иметь четкую систему координат: без Пушкина в школе обойтись нельзя, а без Сорокина — можно и даже нужно; Русская Православная Церковь — это «хорошо», потому, что с ее помощью могут быть решены жизненно важные проблемы страны, а саентология и «богородичный центр» — «плохо», потому что там занимаются неизвестно чем и сводят людей с ума, о чем свидетельствуют материалы уголовных дел.

Очевидно, что для улучшения морального состояния общества, для решения проблем рождаемости, молодежных проблем, для преодоления наркомании и алкоголизма, других негативных тенденций, реально угрожающих России, необходимо качественное усиление позитивного влияния Церкви (мы не умаляем при этом роль других традиционных для нашей страны религий).

Возможность же полноценной реализации потенциала Церкви на благо страны и общества зависит, прежде сего, от двух факторов: от готовности Церкви к такой работе, а она готова, — это мы хорошо знаем по работе Союза православных граждан в самых различных областях, и от готовности государства и общества к взаимодействию с Церковью на этом пути.
Валентин Владимирович Лебедев — Председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа»

http://rusk.ru/st.php?idar=103050

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru