Русская линия | Александр Крутов | 03.03.2005 |
Порой можно слышать, что любовь к Богу и любовь к своему народу трудно совместить. На это очень хорошо ответил русский православный философ Иван Александрович Ильин. «Народ — не Бог; и возносить его на уровень Бога — слепо и грешно. Но народ, создавший свою родину, есть носитель и служитель Божьего дела на земле, как бы сосуд и орган божественного начала».
Русский вопрос будет главным в наступившем веке. И как он будет решен зависит от нас с вами. Сможет ли русский человек оставить в прошлом пьянство, малодушие, цинизм, безбожие, а взять в будущее Святое Православие, трудолюбие, трезвость, честность, любовь к Богу и ближнему, патриотизм, державность, социальную справедливость? Если да, то тогда будет жить Россия. И будем молить Господа, чтобы послал нам правителей в центре и управителей на местах, наделенных национальным разумом и государственным патриотизмом.
Русский философ Владимир Соловьев писал: «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Не народ выбирает идею под себя, а идея, Богом данная, уже существует для народа, и мы должны ее открыть и познать. Наши предки открыли ее для себя более тысячи лет назад — Православие. И познали, что национальное — это и вселенское.
Нам сегодняшним нужно понять, что мы такое и идти вперед. Обрести утраченное национальное самосознание. Идти своим путем, предназначенным для России Богом. Только через Православную веру мы устанавливаем незримую золотую связь между умом и сердцем, между своими представлениями о мире и поступками, между земным и небесным.
Западная и русская цивилизация созданы на христианских ценностях. Отходя от них, мы деградируем. Свобода оборачивается свободой от Бога, то есть вседозволенностью. Безнравственность стала современным тоталитаризмом. Современный мир через средства массовой информации, культуру внушил людям мысль, что грех является нормальным проявлением природных инстинктов, человеческой нормой, а добро и добродетели пережитками.
Современный человек, погруженный в пучину блуда, становится рабом страстей, вещей и страхов.
Наши власти активно проповедуют современные западные ценности, в основе, которых лежит отрицание Христа, и отвергают собственные национальные традиции. На это обратили внимание даже японцы. Бывший премьер-министр Японии Накасонэ и группа экономистов, историков в книге «После холодной войны» подчеркивают, что «русские, подобно человеку, утратившему память, движутся к душевному вакууму». Это говорят японцы, добившиеся экономического развития именно на основе национальных традиций. «В какой мере можно спасти искрящуюся и в темноте доброту, заключенную в православной вере и в произведениях Достоевского?» — спрашивают они, оставляя вопрос открытым.
Ответ прозвучал в словах Святейшего Патриарха Алексия II, обращенных к участникам III Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви: «Православие изначально созидало государственность, культуры и самосознание многих народов и поэтому вполне естественно, что сегодня перед Русской Православной Церковью стоит задача — утверждение православной веры и образа жизни как нормы общественного бытия».
Сил одних священнослужителей для этого явно недостаточно. Каждый мирянин, считающий себя православным, должен всей жизнью свидетельствовать о Христе. У многих из нас, к сожалению, вся вера проявляется в словах, да зайти в храм свечку поставить. Но перед Господом будет стоять и держать ответ не свеча, а душа.
Слишком многие из нас утратили чувство ответственности и долга, взаимного уважения и доверия, сострадания и решимости постоять за правду, справедливости; подходят к жизни с меркой: «выгодно — невыгодно», «а что я с этого буду иметь?» или «от нас ничего не зависит». Отсюда и терпимое отношение к надругательствам над русским народом, его святынями.
Сегодня миллионы людей недовольны тем положением, в котором оказалась Россия, и они готовы отдать все свои силы на борьбу со злом. Но одни не знают, что и как делать, другие надеются на лукавых политиков, третьи одурачены и обмануты средствами массовой информации и принимают действительное за желаемое. И только тот может понять, что на самом деле происходит с обществом, кто ходит регулярно в храм, причащается, читает Евангелие, деяния Святых Апостолов, сочинения Отцов Церкви и приносит истинное покаяние. Именно Православная Вера послужит нам той основой, тем «камнем», на котором возродится великая православная Россия, соединяющая национальную сущность жизни с социальной справедливостью.
Этого-то и боятся нынешние идеологи и правители. Чем они отличаются от большевиков, захвативших власть в 17-м году? Да, ничем. Как и троцкистам им мешает, по их же словам, православный менталитет, говоря по-русски, православная душа русского народа. А ее нельзя изменить сменой строя и идеологии, поэтому от нас требуют изменения самой нашей духовной природы, умерщвления православного ядра нашей культуры. Сегодня на это направлена работа почти всех средств массовой информации, министерств культуры и образования.
Сегодня власть достается самым наглым и беспринципным, и чаще всего рассматривается как кормушка, возможность за счет государства сколотить собственный капитал. Немногие рассматривают власть как религиозное служение заповедям добра и справедливости, как «Божие тягло». Дурной пример заразителен, говорят в народе, и, глядя на больших начальников, «берут» направо и налево и столоначальники поменьше, вся вертикаль власти разлагается жаждой неправедной наживы.
А ведь мы ждем от власти, власти любого уровня, прежде всего ответственности. Чтобы она отвечала за свои слова и дела, чтобы преступники сидели в тюрьме, а не подавались с экранов телевизоров как финансовые гении.
В «Повести об антихристе» В.С.Соловьева, антихрист, провозгласивший себя президентом земного шара, надеясь купить благорасположение к нему православных, обращается к ним с такими словами: «Любезные братья! Знаю я, что между вами есть и такие, для которых всего дороже в христианстве его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже этого для религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною устав и назначены богатые средства Всемирному музею христианской археологии с целью собирания и хранения памятников церковной древности. Братья православные! Кому по сердцу эта моя воля, кто по сердечному чувству может назвать меня своим истинным вождем и владыкою, пусть взойдет сюда"…
По крайней мере, по отношению к православию политика соловьевского антихриста уже реализуется: православие успешно вгоняется в этнографически-ритуальный заповедник. Можно говорить и писать об обрядах и традициях — нельзя преподавать православие в школе.
Почему государство не допускает Церковь в СМИ? Потому что власти рассматривают Церковь как конкурента за души людей.
Церковь говорит, Господь дал человеку свободу выбора, и человек волен выбирать между Добром и злом. Человек должен измениться, придти к Богу, чтобы сделать правильный выбор. СМИ не говорят, они предлагают свои представления о добре и зле. Они вам представят и Бога и святых и ангелов и сатану и вложат в их уста то, что нужно власти. Они так умело предложат вам сделать выбор того или иного товара, той или иной услуги, того или иного кандидата, той или иной партии, что вы будете убеждены в том, что это именно ваш выбор, а не продукт пропаганды.
СМИ создают заэкранный мир, призрачное бытие, которое заменяет реальное бытие и, в конечном счете, отменяет его. Люди начинают жить жизнью и событиями духов, поставляемых СМИ. Сегодня СМИ решают чему быть, а чему нет. Если событие не получило свое отражение в СМИ, если о нем не говорят в СМИ, то его и не было.
Поэтому ничего удивительного нет, когда власти отказывают Церкви в эфирном времени. Было бы удивительно, чтобы они своему конкуренту давали возможность проповедовать его взгляды.
В то же время, опросы стабильно показывают, что у нас 80 процентов крещено в православии, более 65 процентов населения признают авторитет Православной Церкви в социальных и моральных вопросах, и особенно, как говорят опросы, велика потребность, чтобы религиозно-нравственное начало воздействовало на реальную, к сожалению, далекую от морали деятельность светских политиков. Не случайно во всех опросах религиозные организации по степени доверия занимают одно из лидирующих мест.
Почему опросы показывают, что воздействие религии на общество может быть велико? Потому что сегодня в обществе существует затяжной моральный и социальный кризис, отсутствие понятных и принятых светских выходов из этого кризиса. Выступление православия в защиту прав и достоинства обездоленных простых людей против бездуховности и коррупции, цинизма, наркомании и половой распущенности, сиротства при живых родителях тоже вызывают доверие и авторитет религии.
Свобода вообще, в том числе и свобода совести, хотя и закреплены юридически и гарантированы международно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, Законом «О свободе совести и религиозных организациях», даны человеку Богом от рождения. Этот божественный дар не могут и не вправе отнять ни государство, ни общество, ни какой-нибудь властный человек.
Право на свободу совести реализуется верующими не только дома и в храме, они имеют право на свободу совести и в образовательных учреждениях. Признается всеми, что религиозная самоидентификация осуществляется не только принадлежностью к той или иной конфессии, но и на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, сформировавшимся под воздействием данной религии. Вот почему важно, а точнее необходимо преподавание православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Отрицание Министерством образования возможности преподавания православной культуры в государственных и муниципальных школах, отказ от сотрудничества в этой области говорит о непонимании нынешним министром образования Фурсенко сути демократического гражданского общества. Если из Минобразования изгоняются люди, которые занимались разработкой или внедрением «Основ православной культуры» в общество и заменяются другими, то это говорит о том, что сегодняшние руководители Министерства образования слабо представляют не только роль и место Правительства в жизни России, но и предназначение постов, на которые они назначены в Правительстве.
Еще раз подчеркну, что учебный предмет «Основы православной культуры» — это светский предмет, который не включает в себя обучение религиозной практике, а тем более непосредственно религиозную практику.
Изучение православной культуры, например, подавляющим большинством населения нашей страны — это изучение национальной культуры своей Родины, своего государства, которое и создавалось на основе православия. Его цель — проникнуть в традиции родной страны, помочь еще неокрепшему уму патриотически и культурно самоопределиться.
Сегодня, к сожалению, в Министерстве образования осуществляется подмена одного курса о культуре одной религии другим курсом религиоведческим о перечне религий, то есть историей религий. Надо четко и ясно заявить, что игнорирование прав и законных интересов российских граждан, желающих изучать традиционную для них религиозную культуру в светской школе в таком объеме и порядке, как это реализовано в большинстве стран, есть прямая дискриминация граждан по религиозному признаку.
Тем самым нарушается часть 3 статьи 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 года и часть 4 статьи 18 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года. Во многих случаях такое отношение может быть объяснено неприязнью к православию.
Сегодня получается, что в Министерстве образования игнорируют и мнение крупнейших религиозных организаций России, которые выступают за обеспечение государством возможностей получения учащимися государственных и муниципальных учреждений знаний о религиозной культуре на основе добровольного выбора. Это идет вразрез с провозглашенной Президентом политикой создания гражданского общества.
Что же мешает министру господину Фурсенко наладить сотрудничество религиозных организаций с государством? На мой взгляд, вовсе не существующие законы (они достаточны для того, чтобы проводить в жизнь это дело), а их незнание и юридически неправильное толкование многих понятий и терминов и, прежде всего, понятия «светскость». Светское государство, светское образование, светская школа — эти понятия, к сожалению, трактуются многими по-разному. Кроме того, не определились мы и в терминах «духовно-нравственное просвещение» и «религиозное образование», о чем сегодня говорилось. Да, жизнь нашего общества кардинально изменилась, изменилось законодательство, но зачастую светскость воспринимается, если не как антирелигиозность, то как полная безрелигиозность государства и общества.
Но если мы будем разделять социальные институты, то тем самым мы подорвем целостность общественной жизни и никакой консолидации общества, к которой призывают нас сегодня, у нас не получится. Нужно разделять не социальные институты, а функции одного от функций другого, для нормальной деятельности каждого института и общества в целом. Такое понимание принято в большинстве стран и было в России до 1917 года. Не отделение Церкви от государства и школы, как социальных институтов, не смешение или подавление одним учреждением другого, а именно разделение их полномочий и функций. Понятие разделения государства и религиозных организаций более точно, на мой взгляд, определяет сущность этой системы, чем понятие «отделение религиозных организаций от государства».
Такая гибкая система позволит им плодотворно сотрудничать там, где их интересы пересекаются. А таких сфер жизни сегодня очень много — это и дела милосердия, и благотворительность, совместная поддержка института семьи, материнства и детства, обеспечение свободы совести и работа в медицинских учреждениях, в местах лишения свободы, миротворчество.
И давайте не будем забывать, что сам принцип светскости государства исторически утвержден христианством в противовес языческому пониманию происхождения и природы власти в обществе. Иисус Христос сказал: царство Мое не от мира сего, отдавайте кесарю кесарево, а божье — Богу. И попытки властей подчинить Церковь или обвинение Церкви в стремлении присвоить полномочия государства говорят лишь о непонимании самых оснований православного христианского мировоззрения.
Мои предложения я высказал в Государственной Думе:
Первое. Необходимо создать специальную комиссию, которая должна проанализировать содержание и существенные признаки светскости государства и светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства в этой сфере, направленного на урегулирование ряда спорных вопросов и до сих пор не решенных проблем. И внести соответствующие изменения в закон о свободе совести и в закон об образовании.
Второе. Важнейшим направлением должно стать и совершенствование законодательства в образовании, в сфере закрепления правовых норм, регулирующих порядок преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных государственных учреждениях.
Третье. Мы знаем, что более 80 процентов граждан России называют себя православными. Они своим трудом, налогами содержат свое государство, но почему же государство не должно выражать их духовных интересов?
Я верю, что возвращается православная Россия, возрождается русский патриотизм, немыслимый без религиозного самосознания. А значит Господь не оставит нашу страну, наш народ.
Спасибо.
http://rusk.ru/st.php?idar=103038
|