Русская линия | Андрей Славин | 22.02.2005 |
Проблема передачи т. н. «библиотеки Шнеерсона» является активно дискутируемой с 1991 г. и представляет один из камней преткновения во взаимоотношениях еврейских религиозных организаций с российской властью. На фоне событий развала СССР в тени оказалась серия спланированных акций хасидов в Москве, у библиотеки им. Ленина. Пикеты еврейских активистов с плакатами: «Верните наше национальное достояние» — в то время долго не покидали подступы к РГБ. Предпринимались попытки силой изъять древние манускрипты. 17 ноября 1991 г. в помещении библиотеки хасидами было устроено нечто вроде культовых плясок, а затем банально избиты дежурный по библиотеке и милиционер. 17 февраля 1992 г. около 30 ворвавшихся внутрь хасидов свалили на пол постового милиционера, били его ногами, душили шарфом. Погром остановил только приезд отряда ОМОНа, все рукописи по факту остались в библиотечных фондах. Никто из участвовавших в насилии, однако, привлечен к уголовной ответственности не был.
Необходимо сразу сказать, по какой именно причине «библиотека Шнеерсона» привлекает к себе столь большой интерес еврейства. 7-й Любавичский Ребе (духовный руководитель движения «ХаБаД») Менахем Мендл Шнеерсон родился в 1902 г. в г. Николаеве и умер в 1994 г. в Нью-Йорке. Еще при его жизни в хасидизме возникла идея, что М. Шнеерсон и есть Мошиах (Мессия), обещанный пророками еврейскому народу. После кончины его раввины ХаБаД-Любавич приняли решение не избирать нового главу движения: считается, что покойный лидер по-прежнему руководит им «из Верхнего Мира». Ряд самых авторитетных лидеров движения выступили с заявлением, что «еврейский закон требует веры в то, что Ребе — Машиах». Кончина его трактуется как восхождение на небеса как божества. ХаБаДники России и стран СНГ также присоединились к этому почитанию. В решении, подписанном самыми видными раввинами и опубликованном в израильской газете «А-Цофе» 17 января 2000 г, в частности, говорится: «В соответствии с Галахическим законом, законами нашей Святой Торы и законами, сформулированными Маймонидом, любавичский Ребе является Царем-Мессией и пророком, … повелеваем внимать предсказаниям пророка и веровать в то, что Он Царь-Мессия и явится нам в скором времени».
Как таковой хасидизм возник в XVIII в. на западной части Украины (Волынь, Подолия) как сектантское движение в иудаизме. Его основателем был Израиль Бешт (1698/1700?-1760). В последней четверти XVIII в. он быстро распространился как на Украине, так и в Белоруссии. На Украине хасидам удалось «перетянуть» на свою сторону многие общины; в Белоруссии же и особенно в Литве они натолкнулись на ожесточенное сопротивление традиционного иудаизма, отказывавшегося видеть в хасидах последователей Торы с Талмудом и считавшего их еретиками. Противники хасидизма называли себя «миснагедами» («противоборствующими»).
Непосредственным основателем ветви «ХаБаД» явился раввин Шнеур Залман из Ляд, который написал краткое переложение священной для иудеев книги «Шульхан Арух», тем самым в первый раз отчетливо выразив в письменной форме идеологию хасидизма и систематизировав его доктрину. Название движения «ХаБаД Любавич» происходит от местечка Любавичи на территории современной Смоленской области, которое стало центром этой ветви хасидизма.
В 1939 г. 6-й Любавичский Ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон перебрался в США и основал «Всемирное движение Любавичских хасидов». Деятельность его с 1950 г. энергично продолжил зять и преемник, Менахем Мендл Шнеерсон. Во многом его усилиями ХаБаД-Любавич стало самым многочисленным и влиятельным течением в хасидизме. По его инициативе более 1400 центров «ХаБаД-Любавич» были открыты в 35 странах мира. В 1989 году М. Шнеерсон направил в Россию раввина Берла Лазара. Сегодня еврейские общины под его духовным попечением в настоящий момент действуют более чем в 350 городах России и стран СНГ.
М.Шнеерсон и «ХаБаД» стали широко известны не только среди последователей хасидизма, но и в американском обществе в целом. По предложению Шнеерсона в американских школах была введена так называемая Минута молчания (в начале учебного дня). В 1995 г. президент США Билл Клинтон, выступая на специальном совместном заседании обеих палат Конгресса, объявил о посмертном награждении лидера хасидов-хабадников Золотой медалью Конгресса в знак признания его гуманистической деятельности; день рождения Ребе отмечается в США как Национальный день воспитания.
Ввиду почитания, воздаваемого 7-му Ребе, и особого отношения еврейства, как «народа книги», к религиозным текстам своих учителей, одной из наиболее чувствительных проблем ХаБаДа с организационным центром в Бруклине является отсутствие доступа к рукописям хасидских учителей и древним книгам, оставленным в Восточной Европе. Добыть их означало бы заручиться значительным объемом новых мистических свидетельств и пророчеств о будущем, расширить влияние любавичского движения в мире. В связи с этим в последние десятилетия ХаБаД применяет экстраординарные усилия, чтобы добиться доступа к книгам, в т. ч. и посредством детективных спецопераций. В 1977 г. при невыясненных обстоятельствах ХаБаДникам удалось вывезти из Польши часть т.н. «любавичской библиотеки». В 1994 г. из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге пропали 89 манускриптов XIII—XVIII вв., общий вес которых составлял около ста килограммов, а приблизительная стоимость колебалась по разным оценкам от ста до трехсот миллионов долларов. Что это были за документы и книги, официально не сообщалось, однако по многим данным похищенное собрание напрямую затрагивало интересы хасидов. Обвинения в хищении тогда были предъявлены некоему М. Якубовскому, состоявшему консультантом банковской группы «Мост»; в Израиле по делу также было арестовано несколько человек.
Московское собрание рукописей весьма внушительно и вмещает в себя большую часть библиотеки, собранной династией Шнеерсонов за приблизительно 200-летний период их деятельности на Востоке Европы. Всего в нем насчитывается 10 000 единиц хранения, среди которых многие поистине уникальные экземпляры. В течение 1990-х несколько книг из коллекции уже побывали за океаном — по специальному запросу Конгресса США, с обязательством возврата. Подтвердив подлинность, руководство американских хасидов предпринимает теперь энергичные попытки сдвинуть с мертвой точки процесс передачи «библиотеки Шнеерсона» в свое пользование. Заинтересованность проявляется на самом высоком уровне. Так, в 1991—1992 гг. событиям вокруг Российской государственной библиотеки предшествовали переговоры с влиятельными представителями международных финансовых кругов. Председатель Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатов в то время подчеркивал, в частности, что передача книг американским хасидам имела бы «не только благоприятный для нас международный резонанс, но и крупное практическое значение, имея в виду заинтересованность в этом деле международных деловых кругов еврейского бизнеса».
Тогда, в 1991 г. Борис Ельцин издал соответствующее распоряжение о возвращении ценностей хасидской общине, которое впоследствии было подтверждено решением Правительства РФ N 157-р от 29 января 1992 г. Однако, передаче воспротивилась русская культурная общественность во главе с тогдашним министром культуры СССР Николаем Губенко. Сотрудники библиотеки отказались отдать в США редкие книги, являющиеся, по их мнению, «частью российского достояния». Заведующий отдела рукописей В. Дерягин даже пригрозил, что, если с его мнением не посчитаются, то он совершит акт самосожжения. Похоже, в последний момент российские власти решили дать делу «обратный ход» и под предлогом негативной реакции общественности сохранить за собой уникальные рукописи. Весной 1998 г. во время официального визита за «библиотеку Шнеерсона» перед премьером Виктором Черномырдиным лично вступался вице-президент США Альберт Гор. Однако, ни это, ни другие многочисленные обращения руководителей хасидских организаций не принесли результата.
В определенной степени, это было продиктовано неопределенностью и разногласиями, царившими внутри самого российского еврейства. Хасидизм набирал силу, оттесняя на задний план традиционный иудаизм, представленный КЕРООР, Конгрессом еврейских религиозных общин и организаций России, во главе с раввином Адольфом Шаевичем. Хасиды отказались сотрудничать с КЕРООР и быстро расширили свое влияние, в т. ч. и во власти. Результатом этого стал переход к хасидической ФЕОР, альтернативной Федерации еврейских общин России, нескольких синагог в Москве, С.-Петербурге и других городах и объявление Берл Лазара вторым главным раввином. В 1999 г. между теми и другими возник конфликт по вопросу передачи в российские синагоги из Росархива свитков Торы. Переговоры об этом, КЕРООР успешно вел несколько лет. Передача 61 свитка должна была состояться на IV съезде Конгресса 15 декабря 1999 г. Но буквально за месяц до этого было объявлено о создании ФЕОР, которая тут же предъявила собственные претензии на свитки Торы, а по сути претензии на признание властями. В результате передача не состоялась.
Раздосадованный раввин Адольф Шаевич по данному поводу писал в российское Правительство: «ФЕОР не выражает интересов российского еврейства и занимается изъятием из русских архивов религиозной литературы с целью передачи ее за рубеж (в США). Свитки, — настаивал главный раввин России, — нельзя передавать ФЕОР, поскольку они тотчас же уедут за рубеж». Сказанное тем более касалось вопроса о передаче хасидам рукописей из «библиотеки Шнеерсона», как содержащей в себе многие редкие исторические документы. Влиятельные силы, оппозиционные ХаБаДу и представленные у нас в стране структурами КЕРООР и Российским еврейским конгрессом, на тот момент категорически не желали перехода их в пользование хасидов и усиления влияния последнего на международное еврейство.
Теперь ожидается, что послание с просьбой заново рассмотреть вопрос о передаче «библиотеки Шнеерсона» хасидам российскому Президенту Владимиру Путину передаст сам Президент США Джордж Буш во время предстоящего саммита в Братиславе. «Мы призываем вас вернуть эти религиозные тексты, архивные записи и манускрипты общине „ХаБаД“. Этот шаг будет свидетельствовать о приверженности российского Правительства справедливости, правам человека и основным свободам», — говорится в письме Сената. Смысл данного заявления предельно понятен: вы отдаете собрание, а мы закрываем глаза на «отступления от демократии в России», в последнее время широко дискутируемые в западной прессе и политических кругах. Цена, предлагаемая за, на первый взгляд, ничего не значащие для большинства «религиозные тексты, архивные записи и манускрипты», оказывается немалая: отказ от давления на российскую власть и политика дружественного партнерства.
Однако, на самом деле для России потеря «собрания Шнеерсона» может означать начало тяжелых и необратимых процессов. Долгие годы факт принадлежности российскому государству уникальной коллекции представлял способ воздействия на еврейские организации, в одно и то же время будучи средством сдерживания и организации диалога по самым различным вопросам. Путин крайне заинтересован в том, чтобы российский ХаБаД не был бы только провинциальным отделением бруклинского, но имел собственные ценности и интересы, выраженные в т. ч. и в активном использовании соответствующих архивных и библиотечных фондов России. Обращение же американских сенаторов не упоминает как о таковой о проблеме дальнейшего пребывания библиотеки в России или за ее пределами. Судя по тому, что инициативу на сей раз берут на себя высшие официальные инстанции, Белый Дом и Сенат, предлагаемое возвращение собрания общине ХаБаД должно восприниматься, в качестве ультиматума, — как однозначная и бесповоротная уступка его США.
Обращает на себя внимание, что в проявляемой в очередной раз заботе по поводу судьбы «библиотеки Шнеерсона» в России американский Сенат выступает с удивительным единодушием. Под обращением к В. Путину подписались все 100 его членов, хотя до сих пор хасидское лобби испытывало устойчивое противодействие со стороны лагерей традиционного и реформаторского иудаизма. Скорее всего, данный факт должен свидетельствовать о начале реализации Соединенными Штатами плана спешного демонтажа и эвакуации с российской территории всего представляющего ценность для международного еврейства ввиду вероятной серьезной дестабилизации общественно-экономической ситуации в стране.
Андрей Славин, Санкт-Петербург, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=103000
Страницы: | 1 | |