Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский05.02.2005 

Спекулировать на Апокалипсисе — это от дурного вкуса
Об отношении православных к т.н. «антисемитскому письму депутатов»

От редакции: Предыдущая статья известного православного публициста Андрея Рогозянского, как мы и предполагали, вызвала противоречивые отклики и оценки. Мы продолжаем публиковать разные мнения русских православных людей. Поэтому сегодня наряду с новой статьей г-на Рогозянского мы публикуем два негативных отклика на его первую статью. Один от нашего читателя Георгия Серебрякова, другой известного своим подозрительным отношением к РЛ, Георгия Филолога (псевдоним руководителя некоего питерского «Фонда семьи и всего остального хорошего»). Публикуем, несмотря на развязный тон письма «Филолога» и глупые выпады в адрес РЛ. Тема, поднятая известным «письмом пятисот», крайне важна и актуальна, и редакция РЛ будет прилагать усилия к тому, чтобы вывести ее обсуждение в конструктивное русло.

После того, как разразился скандал по поводу известного письма депутатов Госдумы в Генеральную прокуратуру с требованием запретить иудейские организации, я уже выступал на «Русской линии» с резко негативной оценкой данного документа как плохо подготовленного и не имеющего никаких перспектив.

Среди православных «обращение двадцати» тем временем продолжает активно обсуждаться. Народ бередят идеями неких манифестаций, сбора подписей и пр. В последние дни в Питере состоялись сразу несколько шумных агитационных мероприятий с участием Михаила Назарова. Борьба, если верить ему, еще только разворачивается. Как относиться к этому и вообще к перспективам православно-патриотических сил в России?

Один за всех, а все… куда попало

Любопытно. Под письмом в Генпрокуратуру стояли до 500 подписей разных деятелей: политиков, деятелей культуры и пр. Где теперь эти люди? Почему Назаров выступает теперь один? Почему не выступают те же Крутов или Савельев, по инициативе которых происходило многое? Почему двадцать подписавшихся депутатов, которые, ни разу не выступили в ответ на обвинения в антисемитизме, не провели какую-нибудь самую захудалую пресс-конференцию, а побежали один за другим аннулировать свои подписи и затем отозвали из Генеральной прокуратуры само обращение?

Ответ прост: потому что за этот документ воевать невозможно. Он совершенно абсурден — возьмите и почитайте его сами. Разве могут в официальной инстанции воспринять обвинения в адрес целого народа и целой религии в человеконенавистничестве и фашизме? В адрес любой религии и любого народа, а тем паче евреев.

Назаров, надо сказать, безнадежно провалил дело. В какой-то момент ему дали доработать документ, который первоначально был написан в поддержку Бориса Миронова и касался пересмотра обвинений в «антисемитизме» (именно под этим пунктом, насколько мне известно, решили поставить свои подписи депутаты), а он всей страстью полемиста-писателя устроил из «Обращения» склоку.

Хочется думать, что в данном моменте сказался один его писательский запал. Назаров первый раскопал все эти цитаты из иудейской письменности, в которых преподносится неоднозначная мораль и отношение к христианам. Ну, и воодушевился не в меру, решил, что «час пробил», и теперь-то глаза раскроются у всех, в т. ч. и у Генеральной прокуратуры.

Скорее всего, последовательность событий была в этом. Не хочется подозревать какие-то провокационные моменты. Намеренно провоцировать — это вряд ли. Подогреть, поставить в такие условия, чтобы подписавшимся отступать было некуда, кроме как идти дальше за ним, за Назаровым, — это вполне может быть.

Человек он талантливый, увлекающийся, последние лет пять усиленно работает над «еврейским вопросом"… Ну, и что называется: «Остапа понесло». Неоднократно можно было слышать из его уст в разных аудиториях мысль о необходимости революции в России, полной замены власти. А подходящей революции все не случается и не случается (и слава Богу). Вот и решил, что надо использовать подвернувшийся случай, любым способом нарастить обороты…

Михаил Назаров у колыбели революций

Питерская активность Назарова — это «особстатья». В Питере меньше тех, кому известна действительная его роль в скандале. После всего происшедшего Михаилу Викторовичу трудно по-прежнему позиционировать себя «высокопрофессиональным экспертом». Левые вообще обещали его выловить как-нибудь вечером и поучить по-своему. Питер в этом плане куда менее искушен. Нагнать волну «народного негодования» и встать во главе ее — в этом заключается, быть может, последний политический шанс неудавшегося вождя и разоблачителя.

Православный народ нуждается в консолидации. Нужны лидеры, нужны акции, в которых властям и обществу должно быть показано, что Церковь не молчит. Но не такая же бездарность! Нет ничего хуже, чем поддаться на «компанейщину» просто по той причине, что «надо же что-то делать».

В декабре 2003 г., во время выборов в Думу, православные впервые широко вовлеклись в политические баталии. Помните, была в списках отдельная такая партия «За Русь Святую», несколько угловатая, правда. Была «Родина» как объединение многих патриотических сил, на которые возлагались надежды. «Народная партия» тоже преподносила себя выразительницей интересов православной общественности — там, у нее в первую тройку включили Державина, референта Патриарха. Ну, и очень многие агитировали за тех и других и вступали в активную политическую деятельность.

Выборы прошли, относительно неплохой результат оказался только у «Родины». А дальше начались свары внутри: Рогозина, Глазьева, Савельева. Стали твориться самые что ни есть банальные подковерные интриги. Затихли в церковной среде голоса, которые прочили упомянутых деятелей в лидеры национального возрождения. Наступило уныние и разочарование в политике, от чего, на мой взгляд, мы как следует не оправились и поныне.

Так и на сей раз: мы не понимаем, чего же в самом деле хотим, а в конце сами себе отобьем охоту к коллективному действию. Потому что, какую задачу ставят перед собой г-н Назаров и иже с ним? Чтобы власть пересмотрела свое отношение к еврейству? Этого все равно не будет, по многим причинам. Сам Назаров в последнем своем выступлении был вынужден признать: «Разумеется, эта акция не приведет к запрету антихристианской религии». Какова тогда цель? Цель формулируется исключительно в эмоциональных категориях: «снять маску», «преодолеть всемирное табу», «дать народу оружие самообороны от разлагающей оккупации». Это все равно как «ударить автопробегом по бездорожью». Как бы бездорожье в конце сильнее не ударило по автопробегу! Выглядит все очень волнующе и способствует генерации адреналина, но абсолютно лишено реального содержания.

Когда, при каких условиях мы можем считать, что все, цель достигнута, что героическими усилиями наконец «маска снята» и «табу преодолены»? Да ни при каких. Желал бы Назаров действительно что-то сделать, он бы не гастролировал по городам и весям со своим разоблачительным бенефисом, а где-нибудь в суде тихо и аргументированно добился запрета пресловутого русского издания «Шулхан Арух». Об этом бы потом написали газеты, сказало телевидение — причем совсем не в том каверзном тоне, который мы наблюдали теперь, а на «полном серьезе», потому как имеется постановление официальной судебной инстанции.

Но делается все по-другому. Впустую и даже курам на смех. Тут поневоле задумаешься, кому и зачем это нужно. Можно назвать целых пять отрицательных следствий назаровского демарша. Положительных — ни одного (Михаил Викторович, если захочет, меня поправит).

Первое. Ничем не сумели помочь и даже усугубили положение Бориса Миронова.

Второе. В стенах Думы отныне ни за что не произнесут слова: «евреи»

Третье. Генеральная прокуратура никогда теперь не займется ничем, упомянутым в Обращении.

Четвертое. «Родину» и КПРФ в очередной раз подставили под битье.

Пятое. Ко всему этому делу приплели и Русскую Православную Церковь.


Кому отдана ты, Русь Православная?

Хотя Патриархия тотчас выступила с критикой, у среднего обывателя в памяти: опубликовано в газете «Русь Православная». Понимаете, в чем «сволочизм» ситуации?! Никому же невдомек, что газета издается персонально Душеновым. Название подобрано таким образом, чтобы подчеркнуть: вот, мы и есть «голос Руси Православной»! Чуть ли не официальный орган! Типичная политтехнология (хотя, я допускаю, что у Константина Душенова на сей счет могут быть самые убедительные отговорки и ему его собственная точка зрения может казаться представительной и исчерпывающей). Но по всему это, конечно, типично манипулятивный трюк и вопиющая безответственность.

Можно, конечно, регистрировать свой печатный орган с названием «Русь Православная». Но всякому православному, говоря честно, от этого должно становиться немного неловко, не по себе: вот, ведь, беру на себя ответственность адекватно освещать жизнь всей православной Руси! Справлюсь ли?

А здесь ничего этого нет, и никто к себе высоких требований предъявлять не намерен. Ведет себя «Русь Православная» очень свободно, слишком свободно и волюнтаристски для православной совести. Подобные вещи добром не кончаются.

Говорят о цензуре и возможности санкций. Чепуха это все. Из цензуры обязательно выйдет какая-нибудь нелепица, а санкции ни на кого не подействуют. В современных условиях они даже, наоборот, овеивают «гонимого» ореолом некоей славы. Время сейчас такое: «Что хочу, то и ворочу». Другое дело, что православным необходимо было бы сознательно уходить от этого.

Если мы говорим о монархии, о возрождении православного самосознания в России, необходимо понимать, что такими методами вообще ничего путного, а не только монархии не построишь. Все это происходит под диктовку духа века сего: свободы слова, там, плюрализма, демократизма и пр. Насильственной цензуры не требуется, нужно просто самим вкус к вещам нормальный иметь. Не может быть «православного диссидентства», «православного политиканства» или «православного революционерства» какого-то, или безгрешной манипуляции мнением под каким-нибудь благовидным предлогом.

Если ты — «Православная Русь» или «Православное радио Санкт-Петербурга», то почему бы тебе не спросить у известных пастырей, о. Иоанна Миронова или о. Василия Ермакова: а как, батюшки, вам все это кажется? Каким образом нам себя вести в отношении данных эмоциональных собраний? Это ведь на вас в большой степени жизнь православного Санкт-Петербурга и Руси православной держится, не на Назаровых каких-нибудь! Но нет, это неинтересно. От батюшек журналистской сенсации не дождешься. Вот и дефилирует на православной питерской сцене, кто ни попадя. Жнет, что не сеял…

Или почему бы Назарова, коль пожаловал в Питер, не заставить отвечать на вопросы на каком-нибудь грамотном круглом столе, а потом не поставить в эфир отредактированную запись? Куда там, все происходит ровно наоборот! Сами рекламируем имя и своими руками возносим сомнительную личность на сцену: пари на здоровье, брат, над аудиторией, создавай себе, какие захочешь, партии, веди за собою, куда тебе вздумается!

Нет, ребята, все не так, все не так, как надо…

С кем поведешься, с тем и наберешься

На деле, все к этому и клонится: сколотить себе фанатичную группу сторонников и упиваться своей местечковой влиятельностью. Эсхатология, Апокалипсис, антихрист, Третий Рим — все эти вещи, согласимся, идеально подходят для данной задачи. По своей таинственности и неотвратимой данности они, кого хочешь, убедят. Главное, это самому сделать безупречно уверенный вид, такой, будто последовательность Дня Господня, великого и страшного, известна тебе доподлинно и, расписанная поминутно, лежит у тебя в кармане.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Сказано это не только о дате, но и о конкретных обстоятельствах окончания времен. Жалко людей, которым давят на нервы, в очередной раз зовут жить не своей жизнью, отвлеченными, демагогическими целями. И даже теми вещами, которые прямо противоречат православной традиции: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Нет, заповедь преподобного Серафима представляется Назарову несовременной и неэффективной. Взамен он предлагает забыть о себе и любыми путями спасать Россию: «Живи так, как если бы от тебя зависело спасение России». Странно, но это почти что прямой плагиат Каббалы: «Живи так, как если бы от тебя зависел порядок Вселенной». Эка как тебя, брат, угораздило. Дочитался, однако!

Виновнику всей этой заварухи пора б наконец признать многочисленные ошибки и перестать изображать бравый вид. Хвастаться нечем, об этом Назарову откровенно говорят многие. Положение по окончанию «кавалерийского наскока на Генпрокуратуру» хуже, чем прежде. Может стать еще хуже, если продолжить переть против рожна. Нужно искать какие-то другие, более простые и реалистичные решения для обеспечения православного влияния в обществе.

Но для Назарова, кажется, критики не существует. Оппозицию он уже всю «сосчитал», разделив на «коммунистическую», «жидовскую» и «исламскую» (см. последнее его выступление). Ни одно, ни другое, ни третье мнение, естественно, он воспринимать по существу не намерен. Так и говорит: «Они не чувствуют судьбоносности «еврейского вопроса» как историософского фронта в противоборстве сил Мессии-Христа и мошиаха-антихриста». Остальным полагается «чувствовать»: «Чувствуйте, чувствуйте, вы уже чувствуете… судьбоносность!» Собратьев-православных по итогам психотерапевтических сеансов в кинотеатрах и на радио Назаров однозначно записал в свое «светлое будущее». Оппонировать ему, идеологически подкованному Назарову, здесь никто не посмеет, а кто не согласен — тот просто, как в детской компании, «воробья забоялся».

Вот и выходит, что самозванный «новый Солженицын», вместо «жить не по лжи» придумавший: «жить без страха иудейска», — кончит морочить нам голову еще очень нескоро, делом же не займется, по-видимому, вообще никогда.

http://rusk.ru/st.php?idar=102961

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru