Официальный сайт Сергея Глазьева | Сергей Комков | 25.02.2005 |
Сегодня российская школа тяжело и безнадежно больна. Недуг поразил её в самое сердце. И даже дорогостоящие лекарства, время от времени вливаемые в неё скорбящими соотечественниками из-за рубежа, не спасают, а лишь немного продляют агонию.
Болезнь русской школы началась одновременно с общим заболеванием государства Российского. С началом распада СССР и переходом страны на «демократические рельсы» русская школа оказалась в роли пасынка, выброшенного загулявшей матерью на помойку истории. Десять лет брошенное дитя барахталось в отходах, пытаясь извлечь из них хотя бы что-то пригодное для своего существования. Но, доставалось с барского стола совсем немного и очень низкого качества. Причем, как правило, это был суррогат, состряпанный на западной кухне. Система образования оказалась не просто на задворках общественной жизни страны. Она вообще была вычеркнута из основных приоритетов социальной политики государства.
Результат сказался очень быстро. Уже к 1996 году в стране бродили толпы беспризорных детей. С каждым годом численность их возрастала. И в 2002 году президент Путин вынужден был констатировать факт, что проблема приобрела катастрофический характер. Но, беспризорность — всего лишь один из симптомов тяжёлой заразной болезни. В первую очередь это показатель того, что школа перестала контролировать процессы воспитания подрастающего поколения. Воспитательные аспекты были напрочь вычеркнуты из всех показателей деятельности российской школы. Все воспитательные процессы переместились на уличные задворки, где действуют совершенно иные законы развития личности. В соответствии с этими законами главными приматами развития становятся сила, наглость, цинизм и жестокость. На рубеже 90-х годов мы утратили одну идеологию, которая подверглась жесточайшим нападкам со стороны вновь появившихся «демократов», но так и не создали никакой другой. Из российской школы навсегда ушли октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские организации. Было объявлено о полной «деидеологизации» образования. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Им на смену пришли рок- и поп-группы, сообщества токсикоманов и наркоманов, организации скинхедов и сатанистов. Вместо «красных дат календаря» в российскую школу внедрились «Хеллоуин» и «День сурка». Русская школа медленно, но уверенно, начала погружаться в пучину мистики и вандализма. Все эти процессы усугублялись пришествием на Русь всевозможных шарлатанов и «религиозных миссионеров» типа Сёки Асахары или Кашпировского, которые получили полную поддержку со стороны новоявленных «демократических правителей», и с утра до ночи «промывали мозги» россиянам по всем телеканалам.
В этот весьма сложный для страны период министерство образования вместо консолидации всех сил по вопросам нравственного воспитания начало активное внедрение совершенно чуждого российским гражданам курса «полового воспитания», главным итогом которого стало резкое увеличение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними на сексуальной почве. Всё это происходило на фоне безумной приватизации, в результате которой у детей были отобраны и проданы с молотка за бесценок спортивные и музыкальные школы, изо- и фотостудии, лагеря отдыха и оздоровительные центры. Да и школа, которую фактически посадили на голодный паёк, перестала быть центром воспитательной работы с детьми в микрорайоне. Таким образом, создался полный социальный вакуум, главным итогом которого и стала детская беспризорность.
В столь сложной жизненной ситуации на пороге школы впервые появились духовные наставники из Русской Православной Церкви. Понимая огромную опасность духовного вакуума, возникшего в душах людей, они попытались заполнить столь важную воспитательную нишу. И тогда раздались недовольные вопли новоявленных «демократов» о нарушении прав человека, о свободе совести и клирикальном насилье. Как будто вакханалия вседозволенности и всеобщего хаоса, от которой пытаются оградить молодые неокрепшие души россиян духовные пастыри, и есть та желанная свобода, способная возвысить человеческую натуру.
Если внимательно вглядеться в происходящие в российском образовании процессы, невольно наталкиваешься на факты, говорящие о том, что именно здесь сегодня проходит главный водораздел идейного и политического противостояния между Востоком и Западом. И именно в это русло направлены сегодня все усилия наших политических противников с целью дестабилизировать, а затем и подчинить себе все социальные и политические процессы, происходящие в России.
С подачи и при активном содействии западных (в первую очередь американских и британских) консультантов российская система образования постепенно начала утрачивать свои индивидуальные специфические особенности, свою самобытность и уникальность. В первую очередь это коснулось программного содержания, образовательных стандартов и системы оценки знаний учащихся.
Российские образовательные программы всегда отличались системностью и фундаментальностью, основанной на классическом подходе к формированию личности человека. Во главу угла всегда ставилось всестороннее развитие мыслительных способностей ребёнка, побуждение его к самостоятельной творческой деятельности. Именно поэтому в российской школе всегда был большой набор предметов и дисциплин, каждая из которых несла свою смысловую нагрузку. Кроме того, существовало множество дополнительных занятий по интересам в многочисленных кружках, секциях, студиях, которые способствовали развитию у ребенка специальных умений и навыков. Сегодня российские образовательные стандарты полностью утилизированы и подогнаны под соответствующие американские аналоги, главной задачей которых всегда являлось прикладное использование уже наработанных кем-то открытий. На этой основе базируется и вводимая в России на американский манер тестовая система оценки знаний в виде так называемого единого государственного экзамена.
Столь грубое вмешательство в содержание образовательных стандартов привело к тому, что сами педагоги сегодня не в состоянии в них разобраться. Школьный учитель поставлен в положение нерадивого ученика, который не может понять конечной цели своей профессиональной деятельности. Кроме того, это привело к грубому искажению научной фактуры по ряду предметов. Особенно гуманитарного цикла. Так в 90-е годы мы получили новые учебники российской и мировой истории, в которых дана совершенно искаженная трактовка конкретных исторических событий. В частности, связанных с войнами, в которых участвовала наша страна. И это вполне понятно, потому что разрабатывались данные учебники под руководством и прямым присмотром со стороны Фонда Сореса и других «гуманитарных» организаций, активно действующих сегодня на территории России. Выхолащивание и искажение российских образовательных стандартов — важнейшая веха на пути полного разрушения нашего национального образования. Вокруг данного вопроса уже давно идут споры не только на уровне специалистов, но и на уровне Государственной Думы и правительства России. Однако, не дожидаясь окончательного решения законодателей, бывший министр образования Владимир Филиппов уже весной 2004 года поспешил своим приказом ввести в действие совершенно не проработанные образовательные стандарты.
Подобная ситуация складывается сегодня по всем направлениям так называемой «модернизации образования». Отцы «модернизации» без умолку вещают о необходимости перестройки всей системы образования в России. При этом, забывая разъяснить населению суть своих «преобразований». А они предельно просты. Это полный перевод образования из разряда важнейших социальных функций государства по подготовке к дальнейшей самостоятельной жизни подрастающего населения своей страны в разряд платных услуг, которые каждый гражданин страны будет получать в меру своих финансовых возможностей.
Первые шаги на столь опасном пути уже сделаны. Фактически сегодня уже происходит переход к полностью платному высшему профессиональному образованию. Не успокоившись на приватизации детских социальных объектов, наши доморощенные «демократы» переходят к следующему этапу ограбления общества — к приватизации системы высшего образования. За этим последует вся система образования России. Именно поэтому руководители министерства науки и образования так спешат с переводом всех школ на единый государственный экзамен (ЕГЭ), который напрямую связан с так называемым государственным именным финансовым обязательством (ГИФО). В условиях страны, в которой каждый пятый живет за чертой бедности, это означает полный крах всей социальной сферы.
Слово «образование» всегда и во все времена означало — создание Человека по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ БОЖЬЕМУ. Сегодня это святое понятие сведено до уровня торговцев, допущенных чьей-то злой волей в Храм Божий. Российская школа постепенно превращается из светоча знаний в вертеп, который формирует малограмотного и духовно убогого, не способного на великие свершения гражданина некогда великой страны.
Средний период смены поколений составляет 15 лет. Одно поколение Россия уже потеряла. Ибо, за эти прошедшие годы мы полностью разрушили складывавшуюся веками российскую систему образования и воспитания. Еще 10−15 лет — и процесс примет необратимый характер. Агония русской школы закончится ее окончательной гибелью. А вместе с ней погибнет государство, так бережно собираемое и сохраняемое нашими предками — великая страна, имя которой РОССИЯ.
Комков Сергей Константинович — президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических и философских наук, профессор, академик