Русская линия
Русская линия Андрей Рюмин31.01.2005 

Зарубежной Церкви, как никогда, нужно внутренне согласие
Завершилось зимнее заседание Архиерейского Синода РПЦЗ

В минувший четверг, 27 января, завершилось зимнее заседание Архиерейского Синода РПЦЗ. Собственно никаких особенных решений на нем не ожидалось, — за исключением, быть может, «снятия секретности» с той части документов, над коими работали согласительные комиссии РПЦ МП и РПЦЗ. Об этом, напомним, в интервью «Русской линии» говорил секретарь Синода епископ Гавриил Манхэттенский. Такое решение принято: «Архиерейский Синод, заслушав доклад секретаря комиссии по переговорам с Московским Патриархатом протоиерея Александра Лебедева, обсудил и одобрил документы, принятые во время 3-й совместной встречи церковных комиссий в ноябре минувшего года, и выразил надежду, что в недалеком будущем, с согласия Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Московского Патриархата, будут опубликованы некоторые материалы, которые были уже рассмотрены и приняты Священноначалием обеих ветвей Российской Церкви». Итак, с точки зрения Зарубежного Синода запрет на публикацию той части документов, которые уже перешли в разряд согласованных и одобренных обеими сторонами, пора снимать. Теперь слово за Синодом в Отечестве.

Заседание Зарубежного Синода, январь 2005Определено, практически окончательно, и время созыва Всезарубежного Собора с участием клира и мiрян. Как говорится в сообщении об итогах заседания Синода, он «состоится, предположительно, в первой половине следующего года при Кафедральном Радосте-Скорбященском соборе в г. Сан-Франциско, где почивают мощи Святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; + 1966 г.), участника 2-го Всезарубежного Собора».

Здесь стоит обратить внимание на два обстоятельства. Сторонникам интенсификации сближения в Синоде РПЦЗ не удалось «пододвинуть» созыв Собора на более ближнюю дату, на что они, насколько нам известно, надеялись. Но, «проиграв во времени», им, однако, удается «выиграть пространство»: Сан-Франциско, да и вся Западно-Американская епархия — это, можно сказать, вотчина «интенсификаторов». Основная же масса «постепенцев» расположена северо-восточнее: в Восточно-Американской и Канадской епархиях РПЦЗ. Если учесть, что приходам «восточно-американцев и канадцев» предстоят немалые расходы для переброски на Западное побережье США достаточно представительного десанта участников Собора, можно допустить и стремление «интесификаторов» к достижению некоего количественного преимущества на Соборе. Все, конечно, будет зависеть от принципов его созыва, которыми займется Предсоборная Комиссия. Ее возглавит архиепископ Иларион Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, пользующийся любовью и доверием всего Русского Зарубежья. Впрочем, иногда ему ставят в вину чрезмерную мягкость.

Почти в те же дни, что и Архиерейский Синод в Нью-Йорке, в Мансонвилле, как всегда в обстановке «непроницаемой тайны», собралась, насколько нам известно, управляющая группа корпорации ROCIE, т. е. «РПЦЗ (В)». На собраниях обсуждались методы и «способы законного отъема» церковного имущества РПЦЗ, — но теперь уже не только той его части, что была в свое время легкомысленно записана на имя митрополита Виталия (Устинова), но и повсюду, где будут организованы группы лиц, которые «от имени настоящих сторонников настоящей Зарубежной Церкви» обратятся в суды. Подробную инструкцию по такому обращению опубликовал небезызвестный П.Н.Будзилович (см.: http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-368.htm).

Мы настоятельно рекомендуем читателям прочесть эту инструкцию как можно внимательнее, а от себя добавим, что на массированное ведение подобных имущественных дел в судах САСШ «изгнанцами», вероятно, уже получены достаточные суммы. Именно в эти полтора решающих предсоборных года кураторы, организовавшие «РПЦЗ (В)», намерены получить реальную отдачу от запущенного ими проекта. Все необходимое от престарелого митрополита Виталия уже получено: в частности, его подпись, по некоторым данным, уже стоит под документами, согласно которым «его» имущество в Монреале передается корпорации «Церковь Св. Серафима Саровского», — главой которой поставлен полностью находящийся в руках «руководящей группы» бывший архимандрит РПЦЗ Сергий Киндяков, он же — «епископ Сергий», негласно назначенный «первоиерархом РПЦЗ (В)», а не «заместителем митрополита Виталия», как об этом сообщалось минувшей осенью.

Итак, РПЦЗ придется трудно, ибо власти тех государств, на территориях которых она окормляет свою паству, с чрезвычайным неодобрением относятся к самой идее единства Русской Церкви, и, почти наверняка, поддержат «антисоветскую церковь в изгнании» во всех ее мероприятиях по расколу и уничтожению Русского Церковного Зарубежья.

В подобной ситуации все решает внутреннее согласие всей Зарубежной Церкви, — и в среде ее Священноначалия. В этой связи отметим отсутствие на зимних заседаниях Синода наиболее пререкаемой личности — епископа Бостонского Михаила (Донскова), в свое время удаленного с Канадской кафедры за попытку насильственного увоза из Мансонвилля старика-митрополита Виталия в 2001 году. В те времена многие расценили его «налет» как провокацию. Зарубежный Синод счел действия еп. Михаила недопустимыми. Тем не менее, он ограничился лишь переводом его в Россию в качестве представителя Синода. Именно в этом качестве владыка Михаил проехал по всей Руси со св. мощами преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Возможно, потому он и не смог отправиться на нынешние заседания в Нью-Йорк. Между тем, за четыре дня до открытия этих заседаний на сайте «Православие.Ru» появилось следующее сообщение: «Сегодня, 21 января, в псковском Спасо-Елеазаровском монастыре Божественную литургию служили архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий и (в тексте опечатка — А.Р.) епископом Бостонским Михаилом. Сослужили им архимандрит Псково-Печерского монастыря Тихон, священники псковских церквей, сообщает ПАИ».

Авторы и публикаторы этой заметки — никак не новички и не дилетанты в церковной журналистике. Если они указывают, что епископ Михаил (Донсков) — СЛУЖИЛ ВМЕСТЕ с псковским владыкой, а ИМ (во множественном числе) сослужили такие-то и такие-то клирики — это означает, что епископ Михаил каким-то образом «преодолел» прямой запрет на совместное служение (Евхаристическое общение), каковой продолжает существовать в отношениях между РПЦЗ и РПЦ МП. Это обстоятельство постоянно подчеркивается во всех документах, о нем непременно упоминают во всех устных заявлениях сторон, обязательно говорится о путях восстановления/установления сего общения, выражается надежда, что это произойдет в относительно близком будущем и т. п.

В свою очередь раскольничьи группы и «альтернативные проекты» утверждают, что «они давно вместе служат», и на этом основании твердят об «унии» и «предательстве», призывая обеспокоенную зарубежную паству уходить от «чекистских еретиков-сергианцев» к «пожизненному первоиерарху владыке Виталию», при этом не забывая, разумеется, захватить с собой все, что плохо лежит: храмы, прицерковные участки, деньги, зарегистрированные имена корпораций…

Таким образом, странные поступки епископа Михаила (Донскова) грозят вызвать новую волну тревог в РПЦЗ, — в точности так, как его боевой рейд в Мансонвилль в 2001 году всемерно помог формированию «проекта РПЦЗ (В)».

Все это, разумеется, дело самой РПЦЗ. Мы лишь в состоянии усилить молитву, чтобы Всемогущий Господь способствовал восстановлению чаемого всеми нами Русского Церковного единства.
Андрей Рюмин, Москва, специально для Русской линии

http://rusk.ru/st.php?idar=102946

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru