Русская линия
Русская линия Александр Крутов26.01.2005 

Нужно ли нам такое телевидение?
Выступление депутата Государственной Думы А.Н.Крутова на секции «Воспитательная роль телевидения в обществе» XIII Международных Рождественских образовательных чтений

Сегодня российское телевидение можно назвать — «наше коллективное бессовестностное». Информировать, развлекать и просвещать — так раньше декларировались основные цели и задачи телевидения. Сегодня же основой медийного успеха стали три «С»: Страх, Секс, Сенсация.

Российское телевидение сегодня — это коммерческое телевидение, как бы телевизионный канал сам себя не называл, он коммерческий и существует исключительно на деньги рекламодателей. Можно посмотреть любую телепередачу от начала до конца, чтобы задаться вопросом — а нужно ли нам ТАКОЕ телевидение. Ведь вред от показываемых программ очевиден.

Однажды, на факультете журналистики МГУ мне рассказали такую историю — к ним с визитом пожаловал такой авторитет, как господин Гусинский, и первое, что он сказал было: «Вы ко мне не обращайтесь с воспитанием народа, просветительством и тому подобным. Для меня телевидение коммерческое предприятие, а товаром является информация и развлечения. Всё. С остальными задачами ко мне не суйтесь». И сегодня телевидение выполняет этот «завет» Гусинского, т. е. работает по его принципу.

Произошла деформация шкалы моральных ценностей общества. Телевидение навязывает нам сомнительные моральные ценности — образ действия, образ жизни, мысли и приоритеты каких-то морально опустошенных, морально падших людей, вся жизнь и интересы которых сосредоточены ниже живота. Всё это проникает в сознание аудитории, особенно молодежи и детей.

Вместо отражения действительности, информирования общества, просвещения и воспитания, средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, претендуют на большее — на владение умами и жизнью общества, на создание кумиров и идолов общества, на создание новой морали и этики на антихристианских ценностях. Сегодня СМИ — это реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество, экономику, политику, эстетику, определяет и формирует взгляды, вкусы, приоритеты, спрос. Часто ли вы видите по телевидению, слышите по радио, чтобы наши известные или малоизвестные политики, артисты, журналисты, писатели, предприниматели говорили о покаянии, нравственных и моральных ценностях? Совсем нет. Зато пышным цветом льется ложь и клевета, подвергаются осмеянию любовь, семья, честь, Родина, патриотизм. В стране, страдающей от голода и холода, на миллионы людей, еле-еле сводящих концы с концами, изо дня в день обрушивается с экранов телевидения сатанинский хохот цинично веселящихся развратников душ.

Телевидение занимается внедрением определенных навязчивых клише. Сегодня главная цель ТВ — заменить реальность на виртуальность. Реальную вещь, событие, личность представить по своему собственному усмотрению. Если Церковь говорит о духовном мире, то телевидение вводит человека в мир зримых духов. СМИ создают заэкранный мир, призрачное бытие, которое заменяет реальное бытие и в конечном счете отменяет его. Люди начинают жить жизнью и событиями духов, поставляемых средствами массовой информации. Сегодня телевидение решает, чему быть, какому событию дать право на существование. Если событие не получило отражения на телевидении, будь то 100-тысячная демонстрация или голодовка депутатов, то этого и не было. Есть информация — есть событие, а нет информации — нет события. Многие проблемы в обществе существовали и существуют, но мы о них не знаем, т.к. нет информации. И наоборот — многие вопросы и проблемы, которые раньше считалось неприличным обсуждать «при свете», при детях выносятся на всеобщее обозрение.

Если исполнительная, законодательная и судебная власти манипулируют с реальностью или осуществляют над ней контроль, то телевидение создает свою призрачную реальность по своему усмотрению. Церковь говорит: Господь дал человеку свободу выбора и человек волен выбирать между добром и злом. Человек должен измениться, прийти к Богу, чтобы сделать правильный выбор. Телевидение не говорит, оно предлагает свои представления о добре и зле, они вам представят и Бога, и святых, и ангелов, и сатану, и вложат в их уста то, что нужно. Они так умело предложат вам сделать выбор того или иного товара, той или иной услуги, того или иного кандидата той или иной партии, что вы будете убеждены в том, что это именно ваш выбор, а не продукт пропаганды.

Президент Владимир Путин призвал телевизионщиков — нужно создавать созвучные времени системы культурных ценностей. Причем, не только создавать, но и тиражировать, внедрять в сознание. И телевизионщики, то есть медиократия, откликнулись созвучными времени ценностями — тупыми развлекательными программами, якобы, реальными шоу, «последними героями», шоу «За стеклом», «Окна», «Фабрика звезд», «Гаремами» и сериалами про бандитов. Телевидение стало мощным разрушителем нравственных устоев общества. Люди воспринимают и строят жизнь по правилам и законам, предложенным телевидением, но этика и мораль, которые планомерно и последовательно формирует телевидение, построены на антихристианских принципах: агрессия, добей упавшего, оттолкни слабого, насилие, развал семьи и блуд, отсутствие уважения к чужому горю, ненависть вместо любви и сострадания. Предлагая зрителям сериалы, романтизирующие братков, детективы и криминальную хронику, СМИ внушают зрителям, что аморальные явления — это норма, а власти коррумпированы и не вызывают доверия.

Если бы все те деньги, которые крутятся вокруг телевидения (приводятся цифры, что это около 4 млрд. долларов), были бы потрачены с умом (а сегодня на науку и образование выделяется намного меньше), это был бы мощный ресурс, который можно было потратить на воспитание и созидание нового человека новой России. У нас, к сожалению, потребительская активность возрастает, а внутренняя, духовная пропадает. Коммерческому телевидению не нужна культура, она не приносит прибыль.

Сегодня, по статистике, в российские театры ходит 8% населения, музеи и выставки посещают менее 0,2%, концерты классической музыки — 0,2%. С кинематографом картина несколько иная — он и на телевидении занимает более половины телеэфира.

Люди живут телевидением — оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек больше верит своим представлениям о чем-то, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает. Телевидение — самое мощное средство психологического воздействия, сильнее любой правоохранительной системы, ФСБ, МВД. А тот, кто владеет телевидением и интерпретирует события — тот владеет страной.

У нас нет официальной цензуры, но много социальных тем и проблем не обсуждаются, словно есть какое-то табу. Не говорится об экономике, о коррупции, о людях, которые неправедно нажили свое добро, о серой зарплате, о том, что почти треть населения получает зарплату в «конвертах», о том, как чудовищно прошла приватизация, как обокрали народ, о том, что самые беспринципные, алчные, наглые люди, имевшие доступ к власти, обогатились. Никто не говорит о национальном вопросе, о том, как его нужно решать в нашей многонациональной стране, как обеспечить мир в нашей стране. Главное — это Страх, Секс и Сенсация. Получается, что сегодня журналисты и владельцы каналов становятся соучастниками преступления против своего народа, которое заключается в том, что людей сознательно развращают, низводят до уровня оскотинивания. Ставка делается на низменные инстинкты. И никакие «Хартии» и «Самоограничения» журналистов не меняют ситуацию.

Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ, много ездящий по миру, говорит, что по сценам насилия на телеэкране, мы сегодня впереди планеты всей. На западе эротику показывают поздно ночью, да и то через двойное кодирование, в США телевидение вообще пуританское. А у нас остро стоит проблема кадров — кто снимает и кто показывает. Часто говорят — какова публика, таково и телевидение. Я с этим не согласен. Потребности формируют сами телевизионщики. Разве сегодня мы найдем на экране людей труда, людей достигших успехов в творчестве, созидании? Отнюдь. Внушается, что все чего ты достиг — результат жестокости, подкупа, связей, денег и т. д.

Общество должно ставить перед коммерческим телевидение и бизнесом определенные условия. Эфирные частоты — это природные ресурсы, которые принадлежат всем, и использовать их нужно во благо, на развитие граждан, а это не происходит. И телевидение, и общество потеряли инстинкт самосохранения, вобрав в себя все худшее из советского и западного телевидения. Даже американские студенты, стажирующиеся у нас на телевидении, поражены обилием крови и насилия, жестокости на наших экранах. Не случайно, 70% людей при социологическом опросе, проведенном в 2004 году, высказались за введение цензуры. Не политической, а нравственной, предохраняющей от пагубного воздействия. Во Франции есть наблюдательный совет по телевидению, в который президентом назначается по три человека, которые получают зарплату и не имеют права нигде больше работать, до завершения своих полномочий. Денежные санкции выставляемые телеканалам за рубежом очень большие, могут даже отобрать лицензию.

Наши коммерческие каналы никогда не возьмут на себя образовательную и воспитательную функции. Этим может заниматься только общественное телевидение. Нам нужно создавать общественное телевидение, такое, как предположим NHK в Японии. Сегодня, по оценкам многих экспертов, невозможно преоценить роль этого канала в воздействии на образовательный и культурный уровень японского общества, на потенциал всей японской нации. Наше же телевидение берет наихудшие примеры.

Достойной альтернативой сегодняшнему телевидению, государственному и коммерческому, может стать общественное телевидение. Сегодня только общественное телевидение способно удовлетворять интересы и потребности различных слоев общества: детей, молодежи, различных религиозных и профессиональных групп. Механизм функционирования общественного телевидения прост и прозрачен — он содержится самим обществом через абонементную плату потребителей, отчисления от рекламы коммерческих каналов и контролируется через общественные советы, избираемые из числа авторитетных личностей. Такое телевидение существует во многих странах. Например, BBC Великобритании, ARD и ЦДФ в Германии, «Юлейсрадио» в Финляндии, NHK в Японии и т. д. Оно, конечно, снижает коммерческий рейтинг канала, но качественно повышает его духовную значимость и культурно-просветительный, воспитательный потенциал.

Необходимо создать общественную организацию «Родительский Комитет» или что-то подобное на основе Общественного Комитета «За нравственное возрождение Отечества», которая бы контролировала российский телеэфир, и подавала бы в суд при нарушении телеканалами российского законодательства. В свою очередь российское законодательство необходимо дополнить положениями, в которых было бы четко прописана ответственность телеканалов за нанесение вреда нравственному и духовному здоровью граждан.

Когда речь идет о просветительской миссии телевидения, то мы видим, как много мы потеряли. Когда-то у нас были великолепные образовательные каналы, учебные и научно-популярные программы. Но после того как 4 канал передали НТВ, мы из страны, которая в свое время гордилась своим образовательным и учебным телевидением, превратились в страну, в которой нет образовательного вещания. Одним словом, произошла культурная катастрофа, и это одна из самых больших потерь нашего телевидения, которую ничем не восполнить. По роли телевидения в воспитании человека, гражданина, личности, в просвещении мы стали одной из самых отсталых стран. И если сегодня не предпринять срочных мер по восстановлению образовательного вещания с наработанными богатыми традициями, то мы будем терять одно поколение за другим.

Требуется политическая воля всего как телевизионного руководства, так и всего телевизионного сообщества, чтобы выйти из этого сегодняшнего состояния, в котором мы находимся.

Телевидение, оплаченное народом, должно быть народным. Национальные средства массовой информации должны превращать аудиторию читателей и зрителей в народ. Коммерческое телевидение не должно растлевать народ. И сделать это не так уж трудно. Нужно, как говорится, только власть употребить, применить диктатуру закона.

http://rusk.ru/st.php?idar=102934

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика