Русская линия
Православие.RuАрхиепископ Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук)25.02.2005 

Единственный путь примирения — покаяние и осознание своей вины перед вселенским православием
Интервью с Управляющим делами Украинской Православной Церкви, архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном

Мы разделяем озабоченность относительно раскола в Украинском Православии, но вместе с тем подчеркиваем, что не может быть никакого общения с теми, кто сегодня находится под проклятием, то есть вне ограды Канонической Вселенской Православной Церкви, к которой принадлежала и принадлежит Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом).

— Владыка, как Вы отреагируете на недавнее обращение главы УПЦ КП относительно объединения?

— Призывы к объединению неоднократно делала наша Украинская Православная Церковь. Но ни сам анафематствованый «патриарх Филарет», ни кто-либо из его окружения не желали идти на диалог. Как и ранее, так и сегодня, несмотря на непостоянную политическую ситуацию в государстве, в Церкви всегда остаются едиными и непоколебимыми Священное Писание и каноны, которые неизменны по своему содержанию. Мы разделяем озабоченность относительно раскола в Украинском Православии, но вместе с тем подчеркиваем, что не может быть никакого общения с теми, кто сегодня находится под проклятием, то есть вне ограды канонической Вселенской Православной Церкви, к которой принадлежала и принадлежит Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом).

— То есть, вы готовы к переговорам относительно примирения?

— Мы всегда стремимся вести дискуссию о наболевшем вопросе относительно Церкви, и ее будущей целостности, но только на канонической основе, которая является своеобразной церковной конституцией. Каждая Православная Церковь в мире именно на ней строит свою внутреннюю жизнь. Нарушения каких-либо из канонов или законов, которые регулируют дисциплинарные отношения, автоматически ведет к тому, что та или иная Церковь оказывается вне закона, вне благодати — становится неканонической. Это дело носит не политический характер, как это часто представляют представители «киевских патриархатов» (УПЦ КП, УАПЦ), а в первую очередь имеет богословский подтекст. Его следует рассматривать и решать именно на глубоком богословском уровне. Еще раз хочу подчеркнуть, что наша Церковь весьма обеспокоена расколом, который стал кровоточивой раной на ее теле, но только с помощью правильных и действительно целебных средств, которыми являются святые каноны, возможно заживить рану раскола и осуществить желаемое соединение.

Следует отметить, что так называемый «Киевский Патриархат», который был образован еще при старой власти во времена экс-президента Леонида Кравчука, а также имел поддержку от экс-президента Леонида Кучмы, неоднократно был в черном списке Генеральной Прокуратуры Украины. И в 1993, и в 2002 годах ею несколько раз ставился вопрос о снятии УПЦ КП с регистрации. Но как и в первом, так и во втором случае, «Киевский Патриархат» заручался поддержкой власти. Поэтому сегодня нам тяжело говорить о каком-то общении и примирении, когда нарушены законы жизни Церкви. Существует один-единственный путь примирения с Церковью — покаяние и осознание своей вины перед Вселенским Православием. И лишь после этого возможно говорить о единой Церкви с соответствующим юридическим статусом.

— Ваше Высокопреосвященство, Вы сказали о покаянии, как единственном пути к примирению, а именно покаяние и является канонической основой для единения?

— Безусловно, канонические правила определяют единственный путь. Те дети, которые вышли из родительского дома и начали блуждать неправильными дорогами, чтобы иметь возможность снова называться детьми своего отца, должны возвратиться в свой дом. Если мы будем видеть соответствующие действия со стороны «Киевского Патриархата», когда появится единомыслие и единое видение самостоятельной Церкви, только тогда возможен диалог.

— То есть Вы предлагаете, чтобы УПЦ КП принес покаяние?

— Не я предлагаю. Об этом говорят канонические правила. Если они желают единства, желают, чтобы Церковь в Украине была каноническая и законная, то есть лишь один верный путь — принести покаяние и вместе трудиться над будущей судьбой нашей Церкви.

— Какие еще условия существуют для примирения?

— Что касается примирения, хочу сказать, что были нарушены права наших верующих в западных регионах Украины: в частности на Волыни, на Галиции, где они были лишены возможности молиться в своих храмах. Не раз к притеснениям прав наших верующих привлекалась и городская власть, которая передавала храмы и молитвенные дома «Киевскому Патриархату» или греко-католикам. И именно сегодня наша каноническая Церковь выступает за восстановление конституционных прав верующих и возвращение им отнятого. Когда же мы говорили о примирении и несколько раз поднимали вопрос о том, что верующие нашей Церкви должны иметь одинаковые права с другими, это часто воспринималось, как разжигание вражды и нарушение мира. Но я хочу отметить, что с нашей стороны каких-либо негативных и компрометирующих действий не было и быть не могло. Потому что мы уважаем закон, который в свою очередь должен быть защитником прав и свобод всех верующих нашего государства.

— А готовы ли вы начать диалог духовного возрождения всего общества? Имеется в виду, чтобы и УПЦ МП, и УПЦ КП, а также УАПЦ разработали какую-то общую концепцию, предложенную правительством? Вы готовы к такому сотрудничеству?

— Мы предложили свою концепцию, наше видение выхода из того духовного кризиса, в котором находится наше общество. Во-первых, Церкви должны быть возвращенны все права, начиная с основного — предоставления статуса юридического лица, без чего невозможна никакая плодотворная работа. До этого времени, как раз благодаря действиям «Киевского Патриархата», был провален новый законопроект о свободе совести, предусматривавший предоставление как нашей Церкви, так и УПЦ КП, статуса юридического лица. Вместе с тем, Церковь имела бы еще большую возможность заниматься не только более широкой благотворительной деятельностью, но еще и преподавать Закон Божий в общеобразовательных учебных заведениях, а также более плотно заниматься с молодежью. Но этот прогрессивный закон, который должен был реализовать в жизнь новые проекты, был провален и остался на бумаге. Тем не менее, несмотря на препятствующие действия «Киевского Патриархата», мы продолжаем свою миссию по возрождению духовности среди украинского народа, потому что это действительно насущная необходимость нашего времени. Именно сейчас мы с вами становимся свидетелями того, как вся наша нация, а тем более молодежь, остается незащищенной от разного рода сект и ложных учений, которые вообще не имеют с Православием ничего общего. А потому, как никогда, Церкви необходимо посеять доброе семя на основе исторически традиционного православного учения, чтобы в душе каждого человека был твердый стержень истинной веры.

— И все же, владыка, диалог относительно объединения, готовы ли Вы к этому вопросу?

— Все будет зависеть от позиции «Киевского Патриархата». Мы неоднократно обращались с подобными предложениями, а потому то, что касается работы в этом направлении, нами воспринималось положительно. Но для этого есть свои препятствия канонического характера, о которых я уже упоминал. Хотел бы также привести одно из Апостольских правил, которое четко свидетельствует, что каждый православный верующий даже в бытовом плане не имеет права общаться с анафематствованными, или отлученными от канонической Церкви. А поскольку это проклятие тяготеет над отлученным главой УПЦ КП Филаретом (Денисенко), то оно автоматически тяготеет и над всеми его последователями. Поэтому мы не можем общаться с отлученными от Церкви, а тем более молиться.

— А не возражаете ли Вы против объединения между «Киевским Патриархатом» и Автокефальной Церковью?

— Это частное дело Автокефальной Церкви. Но тем людям, которые еще способны хоть немного мыслить, следует задуматься над фактом: если нас считают Церковью Русской и враждебной, и это основная причина нашего нежелания объединяться с другими конфессиями, то почему же тогда УПЦ КП и УАПЦ, имея общие идеологические интересы, до сих пор не едины? Если же они найдут в себе силы все-таки прийти к единению, мы будем наблюдать, какие с их стороны будут следующие шаги.

Сайт «Украина православная»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru