Гудок | 25.02.2005 |
Нужно было, по сути, из руин поднимать Церковь, возвращать ей ту исконную роль, которую она изначально играла в жизни нашей страны. Нужно было, находя разумный баланс, выстраивать принципиально новые взаимоотношения со светскими властями. И наконец, необходимо было обретать доверие и уважение в обществе, каждодневно большими и малыми делами свидетельствовать, что Церковь Христова — надежная опора и защита для каждого, кто нуждается в духовной поддержке и помощи. Минувшие полтора десятилетия зримо подтвердили, что Патриарх Алексий II милостью Божией щедро наделен теми достоинствами, которыми должен обладать Первосвятитель, — благородством, умом, талантом, крепостью духа, добросердечием. И еще одно неоценимое качество присуще Святейшему — удивительный дар слова.
Дважды в год, в светлые праздники Рождества Христова и на Пасху, во всех храмах, по традиции, зачитываются Послания Патриарха архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. В них содержатся не только свидетельства о вечных истинах, о Святом Православии, но и говорится о тех насущных, жизненно важных вопросах, которые в данное время волнуют людей и общество. Мудрое, взвешенное, твердое, безошибочно соотнесенное с сегодняшним днем Слово Патриарха звучит не только во время богослужений. Он часто выступает на различных собраниях, конференциях и симпозиумах, обращается с приветствиями в адрес участников всевозможных форумов, съездов и фестивалей, дает многочисленные интервью. О чем бы ни говорил Первоиерарх — о духовной ли жизни, о социальных или общественно-политических проблемах, — Слово его всегда обращено к сердцу человека. Сегодня, в день именин Святейшего Патриарха Алексия II, мы решили предложить вниманию читателей подборку, составленную из фрагментов выступлений и речей, произнесенных в разные годы Предстоятелем Русской Православной Церкви.
О Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящейся о единстве и целостности национально-государственного организма.
Любовь к Родине — патриотизм — изначально благословляется Церковью… Мы, служители Церкви, видим патриотизм, не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости. Именно идя подобным путем, мы принесем Отчизне не призрачное, временное благо, но благо высшее, непреложное…
Церковь всегда была и, верю, будет душой народа, его доброй советчицей в его добрых делах.
О Патриаршем служении
Господь судил мне быть Предстоятелем Русской Церкви на исходе драматического XX века… Видя многотрудность происходящего церковного возрождения, я уповаю на помощь Божию, на молитвы всех святых, в Земле Российской просиявших, и стремлюсь следовать доброму примеру моих приснопамятных предшественников на Патриаршем престоле. Это пример глубокой и искренней веры, преданности Святой Православной Церкви и заботы о ее единстве, любви к окормляемым людям и их устоям и традициям, насыщенным евангельской и святоотеческой мудростью. Это пример глубины знаний и опыта церковной жизни, на которых строится действенность архипастырского служения. Это пример ревностной твердости в отстаивании веры перед лицом любых опасностей и одновременно — понимание, что власти и политические системы приходят и уходят, а Церковь остается. Наконец, это пример заботы о судьбах Отечества и народа, не прекращающейся в радостях и печалях.
О современном мире и нравственном состоянии общества
Убежден: первопричины всех бед и несчастий, постигших современный мир, коренятся в человеческом сердце. Без анализа духовно-нравственного состояния современного мира нам никогда не выйти из тупика, над которым размышляют сегодня многие умы…
Кризисные явления в жизни России и стран ближнего зарубежья, где живут миллионы русских, побуждают задуматься о причинах поразивших нас бед. Многие сегодня согласятся, что одной из таких причин — а, может быть, и главной из них — является образовавшийся в обществе духовный вакуум. Наивно думать, что он может существовать вечно. Наоборот, чем дольше мы находимся в состоянии вакуума, тем глубже порождаемые им проблемы и тем острее духовная жажда, которая от безысходности принимает порой искаженные формы, побуждая людей в отчаянии пить из вредоносных, отравленных источников…
Совершенно очевидно, что бедность на грани физического выживания, детская беспризорность, недостаточность социального обеспечения наиболее обездоленных категорий наших соотечественников, утверждение «идеалов» эгоистического и потребительского отношения к жизни, достижение личного материального успеха любой ценой — все это отнюдь не способствует установлению здорового морального климата в современном российском обществе. Вместе с тем мы хорошо знаем, что на ложных или безнравственных основаниях построить систему экономического процветания невозможно.
Об ответственности власти
Сегодня у нашего общества, по сути, нет общенациональных ценностей, а у людей, творящих новый образ жизни, нет религиозных вдохновений…
Идеология, претендующая сегодня на господство и универсальность в международных отношениях, стремится сделать нравственность уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественные измерения… Власть, лишенная нравственных перспектив, ответственности за жизнь и благополучие своих граждан, при любой форме государственного устройства может породить коррупцию, тоталитаризм, гражданскую смуту, распад общественных связей и самой страны…
Политика не самоцель, а лишь инструмент в руках человечества. Результаты социальных преобразований зависят не столько от политических деклараций и доктрин, сколько от того, кто и во имя чего использует этот инструмент. Люди, чьи сердца открыты покаянию и милосердию, или лжеучители, готовые принести в жертву политическим целям судьбы людей и народов.
О семье и воспитании подрастающих поколений
… И дальновидные государственные деятели, и простые люди хорошо понимают, что важнейшим звеном во всех процессах общественной жизни была и остается семья. В ней появляются на свет, воспитываются и из нее выходят в мир для созидательной жизни и общественного служения новые поколения россиян. От семьи как важнейшего социального института в решающей степени зависит формирование молодого человека, вступающего в большую жизнь, и то, каковы его ценностные ориентации и жизненные принципы, каково его мировоззрение и взгляды на окружающий мир, в чем он находит опору для себя, какого будущего желал бы себе и своим детям…
Поэтому совершенно очевидно, что совместные усилия общества, государства и Церкви должны быть направлены на всемерную поддержку семьи, материнства, детства.
Об отечественной истории
Мы обращаемся к истории, как правило, не только ради самих событий и персонажей давно минувших эпох, но и в надежде лучше понять то время, в которое нам выпало жить, и будущее, которое может нас ожидать…
Внимательный читатель российских исторических хроник без труда обнаружит массу поразительных хронологий, неожиданно сближающих далеко отстоящие друг от друга времена и позволяющих проследить истоки современных нам явлений. И это вполне объяснимо, ведь исторические эпохи, естественно, вырастают друг из друга, образуя непрерывную цепь времен…
Однако порой исторические обстоятельства складываются таким образом, что подобные неслучайные совпадения становятся очевидными для всех. Так, последние десять — пятнадцать лет нашей новейшей истории уже вошли в общественное сознание с именем «второго Крещения Руси». Такова народная оценка великого события возрождения нестесненного служения Церкви на благо человека, общества, государства. Бог благословил нынешнее поколение русских православных людей быть очевидцами и непосредственными участниками этого исторического свершения, духовное значение которого для нынешних и грядущих судеб Отечества трудно переоценить.
О современной науке и технике
Наука и техника — это не только открытия, формулы, изобретения, все новые и новые рукотворные чудеса, которым поистине уже несть числа. Это в первую очередь люди, создатели всего этого богатства, такого привлекательного и нужного, но такого небезопасного. Вопрос о том, что движет этими людьми, определяет их духовную ориентацию, веру, идеалы, очень значим для нас. Ведь, по слову Священного Писания, в руке Божией «и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем.7;16)…
Отказаться от науки и техники сегодня невозможно да и не нужно. Важно только, чтобы они не служили построению новой вавилонской башни — глобального культа потребления, не вовлекали человечество в порочный круг создания и удовлетворения все новых и новых сиюминутных потребностей, а присущими им средствами способствовали устроению мирной, достойной и справедливой жизни, спасению людей от нищеты, голода, болезней, невежества. Наука должна служить насущным нуждам людей: в этом и заключается ее предназначение…
Люди, создавшие самые современные научные знания и новейшие технологии, нуждаются в прочной опоре — духовной традиции Православия. В этом возможный ответ России на те сложнейшие проблемы, которые уже встали перед ней и с которыми она столкнется в недалеком будущем.
О русском языке и литературе
Неоценимое культурное сокровище — русский язык, — к скорби нашей, уже десятилетиями подвергается сильнейшей деформации. Происходит его крайнее оскудение и засорение нелитературными словами, выражениями и жаргоном. Язык уродуется безграмотным произношением, массовым неоправданным заимствованием слов из других языков. Все это должно побуждать всех, кому дорог великий язык великого народа, делать все возможное, чтобы сохранить его чистоту и приумножить его выразительные богатства…
Сейчас художественная литература у всех на глазах возвращает себе, казалось бы, навсегда утраченное право думать и говорить по-христиански, глядеть на мир православным взглядом. Подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю, — творить во имя своего Творца. Но велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особо велика она именно сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают на страницах печатных изданий и экранах мутные потоки плотобесия, разжигают у читателя самые низменные вожделения.
О соработничестве Церкви и государства
По своей природе и по своему предназначению Церковь и государство несут в мире различные служения. Для Церкви главное — привести человека к вечному спасению. Людей же, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства…
В минувшем столетии Православная Церковь в России пережила невиданные по масштабу и жесткости гонения. Их последствия окончательно не преодолены до сих пор… Речь идет не только о восстановлении некогда разрушенных и оскверненных храмов и монастырей. Речь идет о возвращении к жизни по Преданию Церкви, о творческом преображении окружающей действительности, о том, чтобы религиозная мотивация человеческой деятельности не воспринималась как нечто невозможное в цивилизованном мире…
Сегодня отношения нашей Церкви со светской властью являются отношениями взаимоположительного партнерства и совместных трудов во благо личности, семьи, общества. Ныне сложившаяся система церковно-государственных отношений видится нам близкой к оптимальной…
Церковь и государство могут плодотворно сотрудничать в таких сферах, как миротворчество, утверждение нравственных принципов в общественной жизни, культурно-историческое образование и патриотическое воспитание, благотворительность, социальное служение, защита устоев семьи, материнства и детства, духовного и физического здоровья нации… Особое значение для общества могли бы иметь широкие совместные социальные программы Церкви и государства по примеру того, как это делается во многих странах.
…Я не сторонник идеи государственной религии. Полагаю, что большинство духовенства и верующих думает так же.
Мы не стремимся к привилегиям, к особому по отношению к другим конфессиям статусу в государстве. В то же время мы знаем, что Православная Церковь в России остается Церковью подавляющего большинства верующих. Она и останется таковой — не только в силу традиций, но и в силу огромного потенциала духовного обновления, заложенного в Русском Православии.
|