Русская линия | Людмила Ильюнина | 19.01.2005 |
Как мы знаем из Евангелия, когда Господь пришел на Иордан креститься от Иоанна, его окружали народные толпы, которые уже приняли крещение покаяния или ожидали его. Прекрасное описание состояния тех людей дал в своей работе «Праздники Господни» К.П.Победоносцев. Его описание позволяет узреть из времени вечность, — в наших длинных очередях за святой водой в день Крещения, стоят люди с таким же разнообразным внутренним устроением, как и во дни Спасителя: «Без сомнения в их числе было много таких, что никогда не думали о грехе, не испытывали сердца своего и о судьбе его не предлагали себе вопросов; были и люди, давно уже носившие в себе совесть, отягченную грехом; сердце, утомленное заботою о путях жизни, ум, возмущенный борьбой между парением мысли и слабостью воли действующей. Приходил бедный народ — люди, у которых мысль дремлет, связанная тяжкими попечениями о хлебе насущном, сдавленная притеснением и унижением; приходили мытари — люди, для которых притеснение народа стало привычкой, делом жизни и средством для жизни; приходили воины, загрубевшие духом и сердцем в делах воинского служения, насилия и прибытка».
Как известно за святой водой в день Крещения Господня приходит множество людей, которых не назовешь воцерковленными, некоторые из них только раз в год именно за святой водой приходят в храм. Но прав Победоносцев, раз уж пришли эти люди к святыне, значит «во всех них есть искра Божия, есть живая душа, желающая, воздыхающая, требующая лучшего. Многие из них блуждали во тьме и жаждали света… и вот явился тот, в котором народ почуял живого учителя… он умел разбудить сердца, и каждому сердцу сказал его печальную историю, и в каждом сердце зажег огонь покаяния».
Этими словами напоминается нам о духовном смысле того дня, который мы переживаем сегодня. Кончились праздничные, веселые Святки и в конце их Церковь накануне Крещения назначает день строгого поста, призывающего нас к покаянию. Евангелие передает нам слова, которые произносил Иоанн Креститель, обращаясь к грешникам: «Куда убежим от грядущего гнева?» Эти слова обращены и к нашей беспечности. «Сурово будет это слово и, заслышав его, душа затрепещет от ужаса. Оно покажет нам жизнь, как она есть, и в жизни раскроет неумолимый закон правды — и когда мы увидим лицом к лицу грех свой и страшную судьбу его, вся душа в нас затрепещет одним чувством: „куда убежим от грядущего гнева?“ Увидим, какие семена мы посеяли, и узнаем, чего не знали прежде, что каждое семя дает свой росток и приносит плод свой, и готовит жатву греха в жизни и судьбе человеческой. Любовь управляет миром, но об этой любви мы только мечтали в самоуслаждении: что будет с нами, когда мы увидим, что любовь не уничтожает закона жизни и не отступает ни перед каким страданием человеческим. Ты согрешил — тебя ждет страдание; этого закона любовь не нарушает и страстным путем проводит страстного человека, и этого закона не минует ни одна душа человеческая — ни суровая, ни жестокая, ни мягкая, ни нежная».
Как будто совсем не праздничное слово мы вспомнили, но именно осознание своего греха и даже ужас от того, что мы совершаем, может дать по-настоящему почувствовать какая великая святыня нам даруется. Великая агиасма. Вода, которая омывает, очищает не только внешнее (теперь уже и научно, опытном путем доказано, что святая вода убивает микробы), но и внутреннее.
Никогда не забуду, как несколько лет назад на Подворье Александро-Свирского монастыря в Петербурге отец настоятель в день памяти священномученика Павла (Гайдая), которого особо почитают на приходе, окроплял народ, освященной новомучеником святой водой. Иерей Павел обладал даром изгнания бесов. Но при этом он не производил особенных отчиток — он просто служил водосвятные молебны и кропил освященной водой болящих. И одержимость проходила. Служил иерей Павел в небольшом селе под Одессой, а народ к нему съезжался из самых дальних мест не только Украины, но и России. Арестован был батюшка в нашем городе, где недолгое время служил в катакомбной иосифлянской церкви. Духовные чада, а потом их дети сохранили ту святую воду, которую освящал священномученик Павел почти столетие назад. Вода эта не подверглась тлению, она прозрачна и не имеет никакого запаха.
И вот, когда этой святой водой настоятель Свирского монастыря стал окроплять народ, одна болящая женщина выбежала из храма со словами: «Какая водичка! Какая сила, не могу терпеть!»
Напомним, что на Крещение освящается «всех вод естество», потому хорошо бы в этот день не только испить святыни, но и окунуться в открытый водоем, а, если нет такой возможности, то просто набрать дома в ванной холодной воды и трижды погрузиться в нее, прося у Господа прощения грехов и исцеления телесного и душевного.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=102907
|