Русская линия | Андрей Рогозянский | 15.01.2005 |
Остаются, однако, не вполне ясными идейные основания такого протеста. Это не голодный бунт, не революционный порыв и даже не прежнее консолидированное движение сторонников возвращения в коммунистическое прошлое. Максимум, чего на сей раз желало бы достичь старшее поколение, — это чтобы его снова заметили, просто продемонстрировать, что оно еще есть. Но в смысле происходящего вокруг средний пенсионер разбирается с огромным трудом и тем более слабо отдает отчет в собственных промахах: отчего это некогда великая страна отказывается теперь бесплатно возить своих заслуженных ветеранов и тружеников? Непонятно и то, отчего это в голову приходит бастовать против платы за проезд в транспорте, и в то же время никто не бастует против систематического роста тарифов и общего удорожания жизни процентов на 22−30 в год? Причиной может являться разве что уязвленное самолюбие: «не платил и не буду!» Но мало ли мы чего раньше не делали, а теперь делаем. Годы демократических реформ в России ознакомили нас со многими ранее неведомыми вещами, характерными для «периода первоначального накопления» сообща с «эффектами периферийной глобализации».
Плюс ко всему накопившаяся невостребованная энергия (известный психологам эффект «наскучившей определенности» — в период, когда ничего особенного не происходит, усиливается желание перемен, пускай и с неопределенными последствиями). Дает знать о себе и заряд политического авантюризма, почерпнутого из телевизионных репортажей про Украину. Демонстрации теперь модно устраивать не перед местными органами власти, а на автодорогах. Кадр недели — это когда пенсионерка кричит: «Гнать такую власть!» (почти что буквальная транскрипция украинского «ганьба!»). На вопрос, кто тогда будет править Россией, без особенного стеснения отвечает в камеру: «Да хоть я. Я и то разберусь лучше».
Много говорится о том, что отмена льгот была плохо продуманной и по существу проблематичной затеей. Поговаривают о провокации, якобы специально подстроенной против Президента либералами из его окружения. С. Глазьев во всем открыто винит министра труда, здравоохранения и социальной защиты С. Зурабова, который, по его словам, «обвел Путина вокруг пальца». Аналитики то и дело недоумевают, нужно ли было реформировать льготы и дразнить стариков, когда страна получает сверхприбыли от торговли нефтью и газом? Но дело в том, что момент для монетизации льгот и как таковой социальной реформы выбран с точки зрения власти как раз очень верно. Страны Западной Европы находятся в положении, неизмеримо более стабильном и выгодном, нежели мы, но со своей стороны заняты ровно тем же: ускоренными темпами они сокращают «социальную нагрузку» на государство — пересматривают субсидии и программы, урезают пособия, реформируют пенсионные законодательства. Хотим мы этого или нет, завершается эра всеобщего благодушия и «социального государства».
Россия, признаем, вступает в реформу в наиболее благоприятный для себя момент, когда отмененные льготы могут с лихвой перекрываться суммами денежных компенсаций. Таким образом получится вовремя «стравить пар». Когда цены на нефть упадут и произойдет неизбежное для России осложнение внешнеполитической конъюнктуры, это не скажется на стабильности государства. Власть изменит принцип работы системы социальной защиты, проведет реформу ЖКХ и в значительной степени выйдет из-под удара. Да, народ станет жить хуже и значительно хуже. Но что делать, если страна нуждается! Причиной всему окажется простое неисполнение бюджета, а отнюдь не отказ государства исполнять свои социальные обязательства, причитающиеся согласно законам.
В монетизации льгот принципиально это: перевод отношений с гражданами на прагматические, бухгалтерские рельсы. Власть перестает исполнять функции призрения и покровительства, инстанции, куда каждый имеет возможность приходить со своим затруднением. И предпринимается это сознательно, в начале второго президентского срока Путина, когда преемственность и стабильность существующей власти на предстоящие годы не подвергается сомнению. Так что попытки патриотов и почвенников поссорить на теме «дорожных войн» Путина с либералами в Правительстве заведомо обречены на провал: когда б можно было, Президент и так давно бы поссорился.
Кризис со льготами в масштабах страны едва ли будет иметь существенные последствия. Соломоново решение, которое снизит накал напряжения, кажется, уже найдено: продлить бесплатный проезд до 1 февраля, а далее ввести условно бесплатные проездные билеты. И все же внутри России политические оппоненты Путина, как и друзья-конкуренты из-за рубежа напряженно всматриваются в обозначившееся противостояние. Как поведет себя государственная власть в Центре и в регионах? Появится ли нервозность и спешка, будут ли допущены заметные ошибки, например, в чрезмерном использовании силовых мер против демонстрантов? Или, напротив, стихийные манифестации откроют безволие и попустительство местных чиновников? По общим очертаниям и конкретным событиям «дорожного кризиса» различные стороны пробуют теперь отгадать дальнейшее направление внутриполитических процессов и то, насколько монолитной и действенной окажется на самом деле знаменитая «вертикаль Путина».
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=102892
|