Русская линия | Людмила Ильюнина | 14.01.2005 |
Но что мы видим теперь, когда закон вступил в силу? В городском транспорте плачущие старушки просят разрешить им бесплатно проехать две остановки. Пенсии ведь всё равно не хватает на то, чтобы оплачивать проезд в городском транспорте. Добавили-то всего 600 рублей, а цены на всё продолжают расти непропорционально, в том числе и на оплату проезда. Еще более страшная картина, когда молодые контролеры высаживают стариков из автобусов и троллейбусов за безбилетный проезд. И все это на глазах у детей, про которых мы говорим, что у них совсем отсутствует уважение к старшему поколению!
В «общественных приемных» старикам заявляют: «Транспорт и телефон — это роскошь, можете отказаться!» А от нашей губернаторши г-жи Матвиенко мы не раз уже слышали о том, что «Петербург — город для богатых». А что будет со всеми остальными? Пускай тихо вымирают?! Не выходя из дома, без телефона, а потом может быть и без коммунальных услуг, цены-то в этой сфере чуть ли не каждый месяц растут…
Тут я припомнила разговор с настоятелем загородного монастыря, по соседству с которым нет жилых кварталов, — прихожане там только приезжие и в основном пенсионеры, еще месяц назад, когда мы говорили об отмене льгот на проезд, батюшка сказал: «Ты представляешь, что это удар по церкви?» Тогда я не поняла о чем он, — а теперь, когда увидела плачущих старушек, которым в любимую обитель нужно добираться на двух транспортах с пересадками, и за дорогу туда-обратно заплатить рублей 50 минимум, — все прояснилось.
Но дело не только в дальних приходах, хотя в глубинке в большинстве своем один храм приходится на несколько деревень, и туда пешком не дойдешь, ехать нужно. Вчера информационные агентства сообщили, что и в городских храмах резко снизилась выручка (бабушки теперь считают каждую копеечку на свечку и записочку). А ведь эти пенсионные денежки идут не только на зарплату священнослужителям, но и на выплату налогов государству…
Как тут не вспомнить гротескное описание «Комсомольской правды» Рождественского визита Президента в Городню. «Церковь была небольшая, и я впервые услышал, как Путин вместе со всеми читает молитву:
— Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…
— Господи, никак о льготах молится, — шепотом сказала пожилая женщина. — Чтобы начальники, значит, людей не обманули…
— Я думаю, — возражал, быстро крестясь, крупный гражданин, смахивающий на фермера, — Путин молится, чтобы освободить трудящееся крестьянство от налоговой удавки».
Нам же остается только молиться о том, чтобы Господь как-то управил наши дела, если государственной власти это не под силу. У нее ведь всё время получается «как всегда».
Простите за несколько шутливый тон, Церковь и так всегда молится «о властех и воинстве», «да тихое и безмятежное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Но мятежи уже начались. Было ли такое, чтобы бунтовали пенсионеры, старики, а не молодые люди?!
И вот уже Святейший Патриарх Алексий выступил со словом примирения: «Наших сограждан, особенно тех, кто ныне переживает страдания, призываю хранить мирный дух, помогая справедливому разрешению возникших конфликтов». Не знаю как кого, но меня Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с проведением акций протеста в России потрясло — его можно поставить в один ряд с «печалованными грамотами» наших древних Патриархов. Святейший, как и в прежние времена, заступается за народ перед властями, просит обратить внимание на страдания конкретных людей, скрывающихся за буквой закона, он называет вещи своими именами: «Многие из наших соотечественников — пенсионеры, инвалиды, социально обездоленные люди — оказались в тяжелом положении». Предстоятель нашей Церкви говорит о начавшейся «трагедии миллионов наших сограждан — тех, кто всю жизнь трудился на благо Отечества, а сегодня нуждается в опеке и защите». И обращается к власть предержащим: «призываю действовать согласно „золотому правилу“ евангельской нравственности: „Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними“ (Мф. 7. 12). Лицам, ответственным за осуществление реформ, нужно быть внимательными к нуждам пожилых и неимущих людей, иногда не очень хорошо понимающих смысл нововведений. Власти в центре и на местах прошу как можно быстрее дать людям положенное им по закону и по высшему, нравственному праву». В заявлении чувствуется неподдельная отеческая боль и сострадание. Откликнуться ли на призыв Патриарха — и главное как — те, к кому оно обращено?!
А каждому из нас я предлагаю простой выход конкретного милосердия: видишь в транспорте плачущую старушку, заплати за нее, стоишь в очереди в магазине с бабушкой, которая вздыхает: «Вот теперь только хлеб и молоко каждый день, да и то не хватает. Пенсия-то маленькая, что на это купишь?». Тихонечко предложи ей добавить недостающие на покупку деньги. И так в каждом конкретном случае — может соседка твоя нуждается или дальний родственник. А главное — в этой ситуации нам нужно не забывать про своих родителей, особенно тех, кто живет отдельно от нас, детей. Это всегда необходимо исполнять, как заповедь Божию, а сейчас особенно.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=102889
|