Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина06.01.2005 

Не потерять духовный смысл Рождества
Из поучений прп. Амвросия Оптинского

Более столетия назад прозорливый старец прп. Амвросий Оптинский напоминал своим чадам о том, что за праздничной суетой, за мирским весельем важно не потерять духовный смысл Рождества.

Поучения прп. Амвросия о Рождестве, сохранившиеся в поздравительных открытках и изданные в Собрании писем к монашествующим и мирянам, до сих пор для нас могут служить источником «воды живой». Для многих из нас, так же как столетие назад для некоторых из наших предков, праздник Рождества Христова — это веселье, раскрашенная елка, подарки, праздничный стол.

Прп. Амвросий Оптинский напоминает, что главное в Рождестве — это именно богатое духовным смыслом богослужение. В поздравлениях с праздником он по большей части после слов приветствия толкует то или иное церковное праздничное песнопение или чтение из Священного Писания.

Издатели писем (один из них — прп. Варсонофий Оптинский) дали им заголовки, отражающие содержание. Сами эти названия-заголовки поучительны. О чем напоминал в праздничные дни Рождества Старец? — «О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве»; «родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения»; «должно помнить ангельское славословие „Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение“ и не прилепляться к скоропреходящему»; «будем уклоняться от разделений»; «о искоренении зависти»; «о смысле скорбей»; «об унынии, забвении, нерадении, как врагах нашего спасения». Казалось бы, последнее поучение совсем и не праздничное, но именно с него мы начнем обзор рождественских поздравлений прп. Амвросия, потому что оно напоминает о том, что во всякое время — а в праздничные дни, может быть и более всего, христианин должен духовно трезвиться.

«Вот милостию Божией и еще сподобляемся мы встретить праздник Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю вас с сим знаменательным и всерадостным и всеобщим христианским торжеством, и сердечно желаю вам провести оное в мире и радости, и утешении духовном. По обычаю своему желал бы сказать вам нечто на пользу духовную и теперь, как и прежде.

Слышим, поется в песнопениях церковных: „Христос сниде, сокрушая, разоряя силу вражию“. Как Родивыйся от Девы попрал и сокрушил всю силу вражию, об этом теперь говорить не будем; а скажем только о некоторых силах вражиих, как они борют подвижников и подвижниц Христовых, и как и чем с помощью Христовою отражаются и побеждаются.

Прп. Марк подвижник выставляет три особенные силы вражии, которые подобно трем великим исполинам, ратуют как на живущих в монастырях, так равно и на всех, хотящих приближатися к Богу. Эти три исполина суть: уныние, забвение и неведение, а по другим отцам, невежество и неразумие, которые предъидут пред всеми другими страстями и пролагают удобный путь темному полчищу оных.

Бывает часто, что мы не знаем, что нам делать; а если знаем, то часто забываем нужное и полезное для нас, а если помним, то от уныния часто ленимся исполнять должное и таким образом путаемся в сетях вражиих. И наоборот: унывает человек и от уныния ленится исполнять свои обязанности; от такового уныния и разленения нередко предается он забвению, а находясь в забвении и самозабвении, человек иногда предается такому невежеству, что после, когда опомнится, сам стыдится своих невежественных и неприличных действий и неразумных и безрассудных слов.

Чтобы оградить человека от нападений трех означенных исполинов, прп. Марк предлагает три средства: 1 — ведение, получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания Слова Божия и от вопрошения опытных. 2. — благое памятование: памятование Бога и Его вездеприсутсвия, памятование Божественных заповедей в сего того, что по слову апостола, честно, прелюбезно, достохвально и особенно памятование четырех последних — смерти, суда Божия, ада и Царствия Небесного. 3. — прилежное исполнение своих обязанностей относительно того, чтобы удерживать тело от излишнего сна и чрево от излишней пищи и пития, а язык от празднословия и осуждения, ум от помыслов и попечений суетных, а сердце от похотей лукавых, — чему способствует прежде всего трезвенное внимание и смиренное исполнение молитвенного правила, как келейного так и церковного, и особенно частое с благоговением произношение молитвы Иисусовой…

Родивыйся от Девы и пришествием Своим сокрушивый силу вражию… да поможет противостать, елико возможно, трем сим сильным исполинам: унынию, забвению и неразумию.

Так как я сам присно содержим сими страстями, то и рассудил поделиться с вами беседою о них, по старой пословице: чем богат, тем и рад».
Рождество Христово 1876 года.

Когда вспоминают прп. Амвросия Оптинского, то чаще всего приводят его слова: «Где просто, там ангелов со сто», но это письмо, как и все остальные рождественские его послания, свидетельствуют, что простоту старец не отождествлял с невежеством, непросвещенностью. Он, наоборот говорил постоянно о необходимости христианского просвещения.

Образец просветительства самого прп. Амвросия — его толкование одного из рождественских ирмосов «Жезл из корене Иесеова».

«Долготерпением Божиим сподобляемся паки и паки встретить праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа.

Поздравляю вас с сим всерадостным христианским Торжеством и, по обычаю своему для пользы душевной, предлагаю на рассмотрение рождественский ирмос: Жезл из корене Иесеова, и цвет от него Христос от Девы прозябл еси, от горы Хвальной, приосененные чащи, пришел еси воплощся, от Неискусомужней, Невещественный и Боже, слава силе Твоей».

Думаю, что немногие из относящихся к моей худости вполне понимают смысл этого ирмоса. Для непонимающих хочу написать малое сие пояснение.

Жезл из корене Иесеова, и цвет от него Христос от Девы прозябл еси,
В ковчеге Завета, по Божьему повелению, в память будущим родам, был положен чудесно процветший жезл Арона. Жезл этот был прообразом другого жезла от корене Иесеова, т. е. Пресвятой Девы Богородицы, от неплодных родителей, как от сухого жезла прозябла живая ветвь, а от сей девственной ветви, как цвет прозябл Христос Богочеловек.

от горы Хвальной, приосененные чащи, пришел еси воплощся, от Неискусомужней, Невещественный и Боже, слава силе Твоей
Хвалимый на небесах невидимый Бог видимо пришел на землю, как от горы и приосененной чащи, воплотившись от Неискусомужней Девы. Как на горе, в тени чащи лесной неудобно видеть, так неудобно разумом понимать непостижимое Таинство воплощения Сына Божия от Пресвятыя Девы. Непостижимое приемлется только верою. Поэтому пророк Аввакум, ДУХОМ ПРОВИДЯ НЕПОСТИЖИМОЕ ТАИНСТВО воплощения, взывал: «Слава силе Твоей, Господи».

Не неуместно здесь объяснить и недоумение некоторых, почему сказано: «Бог от юга придет», а не от востока. Так сказано по отношению Назарета к Вифлеему, потому что Назарет, где было Благовещение Божией Матери, по отношению к Вифлеему, где родился Христос, стоит на юг.

В словах: «Бог от юга придет» можно найти и нравственное назидание. Ибо как видимое солнце, когда бывает в полдень на юге, более согревает и более озаряет лучами своего света, так и Солнце Правды — Христос Господь, благочестиво подвизающихся в крепости сил своих, в полдень жизни своей, более озаряет и просвещает лучами благодати Своея, по сказанному: «сеющие слезами, радостию пожнут».

В юности человек часто не понимает должного, а в старости большей частию дряхл и слаб бывает. Дряхлый же и слабый к какому подвигу способен? Как же быть нам грешным и без подвига расслабевшим? Одно остается — утешать себя словами Апостола, глаголющего: «верно слово и всякого принятия достойно, Христос Иисус прииде в мир грешник и спасти» (1 Тим. 1,15). Он, по неизреченному Своему милосердию и человеколюбию, не отвергает и в единонадесятый час жизни приходящих к Нему с покаянием и повелевает дать им мзду, как понесшим тяготу дня и вар. Поэтому и мы, грешные и слабые, не обленимся каяться и смиряться и терпеть посылаемые нам скорби и болезни, внимая евангельскому слову: «в терпении вашем стяжите души ваши; и претерпевый до конца, тот спасен будет».

Рождейся от Пренепорочныя Девы и Един Свят помилуй нас грешных. Аминь".
Рождество Христово 1883 года

В нескольких десятках рождественских поздравлений прп. Амвросия, как это не покажется странным, постоянно звучит призыв к покаянию. Слова о покаянии по-особому читаются сейчас — после того, как на мир в прошедшем году обрушилось столько бедствий.

В то время, когда я составляла этот обзор рождественских посланий преподобного старца, мне позвонила соученица по университету из Италии и рассказала о том, что ее близкую знакомую постигло несчастье — она с мужем и с друзьями отправилась на западные рождественские каникулы на остров Цейлон и там они попали под нашествие цунами. Подруга моей знакомой была снесена волной и потом выброшена на берег мертвой, возвращались они домой с урной с ее прахом. Моя бедная Роза спрашивала: «Я не знаю, что им всем сказать?» В это время книга писем прп. Амвросия была открыта на Рождественском послании, озаглавленном: «наказуя, наказа мя Господь» и я ей прочла строки из него: «Слова сии святой Давид произнес и написал, когда согрешил и был наказан бедствиями, угрожавшими ему смертию, а милосердием Божиим был оставлен в живых…

Так ли поступаем мы, как поступил св. Давид, когда наказываемы бываем от Бога за грехи наши бедствиями или болезнями? Св. Давид согрешивши каялся, исповедовался Богу и благодарил Господа за то, что не предал его смерти, а оставил на покаяние и исправление. Нет, мы маловерные и малодушные не подражаем св. Давиду, а, будучи наказуемы за грехи наши, ропщем на Бога и людей, обвиняем всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние в своей грешной жизни и постараться исправиться, или, по крайней мере хоть не роптать и не обвинять других, а осознавать, что терпим мы бедствие по справедливости…»

Читала я эти слова и вспомнила многочисленные публикации в западных СМИ, у нас переведенные и переизданные, где задавался один вопрос: «Как Бог попустил такое?» Объявлялось даже, что архиепископ Кентерберийский высказал сомнение в бытии Божием после такого страшного стихийного бедствия, унесшего десятки тысяч человеческих жизней. И никто, нигде не сказал о том, — а как мы живем, в каком состоянии находится все человечество, может быть за наши грехи мы заслуживаем может быть и еще более массового истребления. Нет, все предъявляют счета Богу… О покаянии нет ни слова.

Письма прп. Амвросия напоминают нам о тайнах домостроительства Божия, о том что Рождество Христово — это «таинство странное и преславное», и к духовному постижению его надо стремиться всю жизнь. К тому, чтобы сердцем и умом воспринять это таинство.

Можно сказать, что напоминание прп. Амвросия прямо направлено против того, не побоимся сказать опошления праздника, которое давно уже произошло на Западе. Как прекрасно сказал митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: «Откройте любую газету — в чем видится праздник Рождества Христова? Елки, шишки, игрушки — вся подобная атрибутика. А какой именно праздник мы отмечаем, в чем его суть — никому и непонятно. И в этом плане я лично считаю, что даже хорошо, что Православная Церковь отмечает Рождество позже остальных, когда окончилась вся эта сутолока и суета, все эти Санта-Клаусы, выступления, всевозможные вечера, танцы и прочее, что по существу не имеет никакого отношения к самому событию Рождества Христова, которое, являясь событием чисто духовного порядка, превращается в светские развлечения и светские отличия».

Надо молить Бога, и самим стремится к тому, чтобы и у нас в России не произошла эта подмена душевно-плотскими радостями духовной глубины Рождества. Тем более, что теперь Рождеству предшествуют большие новогодние каникулы. Хоть и сказал наш Президент, что «это возвращение старых добрых традиций», с ним трудно согласиться. Ведь раньше каникулы-то были на святках, а теперь они приходятся на последнюю строгую неделю поста.

Поэтому остается какой-то тяжкий осадок. Ведь не секрет, что большинство народа «каникулярную неделю» поста превратило в сплошное застолье. Можно ли после этакого разленения (даже, если не было долгого застолья, а просто после недельной праздности) как писал прп. Амвросий: «созерцать мыслию умов наших, возвышенною от всего земного; и тогда только достодолжно можем наслаждаться Таинствами веры и достодолжно встречать Христа и прославлять Его».

В тропаре Рождества, который цитирует прп. Амвросий: «Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко просвлавися» смысл ясен, и не нуждается в толковании, а вот кондак Рождества прп. Амвросий истолковал довольно-таки подробно, а закончил это толкование (вчитайтесь внимательно) словами на редкость злободневными.

«Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп непреступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог»

Все мы многократно слышим эту церковную песнь, но все ли хорошо понимаем великий смысл и значение оной?

Дева днесь Пресущественного рождает. Девство имеет великое значение перед Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь навсегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил в Евангелии о десяти девах: пять бо от них мудры, и пять юродивы" (Матф. 25, 21), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, так же побеждены были и другими страстями — сребролюбием и тщеславием, завистию и ненавистию, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием…

И земля вертеп непреступному приносит. Слова эти показывают во-первых, как бедно приношение человеческое Богу; во-вторых, что для Смирившегося волею до рабьего зрака приятнее жилища и помещения простые и смиренные, и напротив неугодны и неприятны Ему здания роскошные воздвигаемые человеческим тщеславием.

Ангели с пастырьми славословят. За что такой чести сподобились простые пастыри? За свое простосердечие и за простой образ их жизни. Ели они только один хлеб и пили воду из источника, где приходилось. Кто же питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возносится горе, а бродит и пресмыкается долу по земле…

Волсви же со звездою путешествуют. Волхвы, т. е. восточные мудрецы, занимавшиеся астрономией, когда увидели необыкновенную звезду, то пришли во Иерусалим поклониться рождшемуся Христу, так как слышали от учителя своего Валаама пророчество, что воссияет звезда от Иакова (Числ. 24, 17). Вот и мудрецы, только мудрецы древние, рассматривая звезды небесные познавали Бога, по сказанному: «Небеса поведают славу Божию (Пс. 18, 1); а мудрецы настоящего времени, рассматривая видимый мир, большей частию делаются безбожниками.

Нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог. Думаю, что слова эти для всех ясны.

К сказанному же прибавлю только то, что хотя учитель волхвов Валаам был пророк храмлющий, и интереса ради учил Валака положити соблазн пред сыны Израилевыми (Апок. 2, 14), но ученики его, волхвы, оказались людьми богомудрыми, подобно тому, как и пророку Самуилу не повредило, что он был учеником священника Илия, который слабо обращался со своими детьми.

Так и вы, старайтесь подражать сим богомудрым ученикам. Если ваши наставники слабы и неисправны, и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках. БОЛЕЕ ЖЕ ВСЕГО СМИРЯЙТЕСЬ. Тогда несомненно получите великую милость Божию по неизреченному человеколюбию и милосердию нас ради Вочеловечившегося Сына Божия. Аминь».
Рождество Христово 1879 года.

Этим пожеланием богомудрого старца Амвросия завершим мы чтение его рождественских писем.

http://rusk.ru/st.php?idar=102866

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика