Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков,
Протоиерей Валентин Асмус
24.12.2004 

Протоиерей Валентин Асмус: Судьба России была именно такой
Известный богослов размышляет о Царской Семье, Г. Е.Распутине и значении почитания Св. Царственных Мучеников

В этом году нижегородское отделение Союза православных граждан выступило с инициативой проведения торжеств в честь 100-летия со дня рождения Цесаревича Алексея. Публикуем записанную пресс-секретарем этой организации беседу с известным богословом, преподавателем Московской Духовной Академии и Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиереем Валентином Асмусом, настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы что в Красном Селе (г.Москва). (Прот. Валентин Асмус — сын известного в советское время ученого, автора учебников по истории философии Валентина Фердинандовича Асмуса).

— Как Вы думаете, нужны ли вообще такие даты как 100-летие со дня рождения Цесаревича Алексея?

— Думаю, что сама наша Церковь в принципе благословляет празднование таких торжеств. Скажем, когда при прославлении преподобного Серафима Саровского дата обретения мощей была соединена с днем его рождения, то это, конечно, было не случайно, а намеренно. Церковь празднует рождество не только Иоанна Предтечи, Божией Матери, но и некоторых других святых. Мы знаем, что в Царской России существовали так называемые Царские Дни — несколько дней в году, имеющие отношение к Самому Правящему Императору или к Его Семье, особенно к Наследнику Цесаревичу. Конечно, мы должны эти дни отмечать, тем более такой юбилей. Это прекрасный повод, чтобы задуматься об этом столетнем отрезке тысячелетней истории нашего государства. Теперь это уже величины сопоставимые.

— На Ваш взгляд, следует ли называть этот 100-летний период отечественной истории советским, ведь это не только время без наследника, но и одновременно время Цесаревича Алексия? Каково Ваше отношение к этому периоду?

— Почему бы не назвать этот период советским? Почему бы не назвать его коммунистическим? Такое наименование вполне естественно. Революция не была случайностью. Она была подготовлена тем фактом, что народ, причем не только в лице его интеллигенции, но и в целом своем составе существенно отошел от основ православной веры и в соответствии с этим утратил верность православному государству. Это взаимосвязано. И наивно было надеяться, что падение Династии Романовых существенно изменит положение к лучшему… Хотя в 1917 г. многим казалось, что именно сейчас начнется настоящее счастье — вот сейчас все расцветет. Это, конечно, была крайне наивная мечтательность людей, которые хотели соединить все хорошее, что было в истории. Они хотели, чтобы верующие имели такую ревность и такую чистоту, как в первохристианские времена. Они хотели, чтобы церковь была также сильна как в Средние Века. И они хотели, чтобы Церковь была также независима от государства, как при самой либеральной демократии. Все это может быть хорошо по отдельности, но, к сожалению, история говорит нам о том, что не бывает так, чтобы все эти три характеристики соединялись в одно время и в одном месте. Поэтому очень опрометчиво поступили те, кто поспешили отречься от православного государства.

— Каково же в этой связи значение подвига Царственных Мучеников и значение почитания их сейчас?

— Подвиг Царственных Мучеников это прежде всего был их личный подвиг. Царственные Мученики еще задолго до своей мученической кончины явили в своей жизни образ христианства. Они были очень одиноки в том обществе, которое их окружало, одиноки в первую очередь по той причине, что они находились на разных духовных уровнях с этим обществом, в разных духовных состояниях. Теперь это уже совершенно очевидно. Сохранилось множество документов, об этом свидетельствующих: дневники Государя и Государыни, Царских Детей, которые вели благочестивую религиозную жизнь. Они регулярно посещали богослужения, по крайней мере, до Своего заключения, во время которого священнослужители приходили к Ним только изредка…

Царственные Мученики не выставляли напоказ свои религиозные чувства. Внешне они жили как все: читали те же книги, которые все общество волновали. То есть Они сами не отделяли Себя от общества. Но в то же время Они вели все время особую, сокровенную духовную жизнь, жили очень высоко задолго до предсмертных страданий и мученической кончины. Они являют идеальный пример христианской семьи. Образ Государя это образ Царя до конца возлюбившего Свой народ и сознательно пожертвовавшего Собой для спасения народа. В заключении Царственные Мученики проявили свое высокое достоинство и, в частности, совершенно ничего не сделали для того, чтобы смягчить свою участь.

— А в чем значение подвига Цесаревича Алексея и значение его почитания? Возможно ли оно в отдельности от почитания Царской Семьи?

— Когда-то предлагалось выборочно канонизировать отдельных членов Царской Семьи: Государя, Елизавету Федоровну и Цесаревича Алексия. Скажем, еще до зарубежной канонизации 1981 г. об этом говорил тогдашний архиепископ Женевский Антоний (Барташевич). Но, конечно, канонизировать можно было только всю Семью целиком.

И тем не менее, Цесаревич Алексей занимает особое место среди Царственных Мучеников, потому что Он был Мучеником всю жизнь — Господь послал Ему страдания. Они постоянно Его приближали к смерти, к которой готовиться Он начал очень рано. Он был самым младшим, и Он был вымоленным ребенком, родился вскоре после прославления преподобного Серафима. Его Родители долго не могли родить Наследника и молились об этом преподобному Серафиму Саровскому и на Цесаревиче явно почивало благословение преподобного.

Есть такой достаточно апокрифический, недостоверный, но все-таки многих волнующий рассказ о том, что Государь достаточно рано предполагал отречься от Престола и стать Патриархом. В таком случае повторилась бы ситуация, которая уже была однажды в русской истории, когда совсем юный шестнадцатилетний Царь Михаил Федорович правил Россией при соправителе Патриархе Филарете Никитиче — его отце. И в обеих ситуациях ярко проявляется то, что свойственно Русским Государям — их великое смирение перед святительским саном. Их часто обвиняют в том, что они руководили Церковью. И вот как раз Михаил Федорович был самым покорным сыном своего отца — Филарета Никитича. То же самое было бы, если бы действительно Государь Николай Александрович пожелал стать Патриархом.

Надо сказать, что это не есть какая-то обязательная для Православия схема церковно-государственных отношений. В Византии дважды возникали ситуации диаметрально противоположные, когда на Патриарший Престол возводились шестнадцатилетние царевичи, которые покорно склонялись перед волей правящего Императора: в одном случае он был старшим братом, в другом — отцом юного Патриарха. Таким образом, тот знаменитый цезарепапизм, в которым обвиняют наших русских государей, есть обвинение несправедливое.

Конечно, когда мы думаем о Цесаревиче Алексие мы думаем не только о бывшем, но и о несбывшемся (есть книга с таким названием). Потому что Цесаревич Алексий был той надеждой России, которая по нашим грехам не сбылась. Его царствование должно было стать одним из самых славных царствований. Россия вот-вот должна была взять в свои руки Константинополь, поскольку русская дипломатия уже успела договориться с союзниками. Англия, которая на протяжении веков препятствовала тому, чтобы Россия владела проливами, наконец, согласилась, и это был колоссальный успех русской дипломатии. А что касается успехов русского оружия, то в начале 1917-го года уже не было никакого сомнения в русской победе. Именно революция вырвала победу у России, лишила Россию великой и славной победы. Мы знаем, что I Мировая война очень существенно изменила судьбы народов. Можно сказать, что на Россию она больше всего повлияла. Но она же с одной стороны, уничтожила, развалила Австро-Венгерскую Империю, с другой стороны, некоторые государства, скажем Румыния, выросли на I Мировой войне. Россия в годы этой тяжелейшей войны сделала колоссальные успехи, невиданными темпами развила свою военную промышленность. Построены были тысячи верст железной дороги — на Мурманск была ветка проведена. Россию после новых территориальных приобретений ожидал новый большой подъем. Это все не состоялось, это все стало духовно невозможным. Царь мог водрузить крест на Святой Софии. Но конечно, ни Керенский, ни Милюков не были духовно в состоянии совершить такое историческое деяние. И поэтому Господь отнял у Россию Победу, которая почти уже была ею достигнута…

И в то же время видится особый Промысл Божий в том, что судьба России была именно такой. Те, которые были непосредственными устроителями революции, не смогли пожать ее плоды и оказались выброшенными из России. Либеральные партии: октябристы, кадеты, в первую очередь, а также многие другие революционные партии: меньшевики, эсеры, все они не смогли сделать из России то, что они хотели сделать — новую Америку, или еще что-нибудь в этом роде. Господь, наказывая Россию, не попустил, чтобы она превратилась в новый буржуазно-либеральный Вавилон. Если это сейчас происходит на наших глазах, то это проблема нашего времени, мы должны думать о том, как этому противостоять. Вот в этом противостоянии, конечно, духовный образ и пример Царственных Мучеников для нас имеет огромное значение, также как и образы других Новомучеников. Они все суть единый образ той России, которой больше не существует, и которая не соизмерима с нашей современностью.

— А каково Ваше отношение к такой неоднозначно воспринимаемой современным обществом фигуре как Г. Е.Распутин? Сегодня нередко можно услышать мнения о его святости?

— Я не одобряю энтузиазма тех, кто требует немедленной канонизации Григория Ефимовича Распутина, но в то же время приходится признать, что этот человек был оклеветан, причем на него клеветали по самым разным причинам. Самые высокие полицейские чины имели на то свои мотивы. Поэтому даже полицейские донесения о якобы непристойном поведении Григория Ефимовича нельзя считать абсолютно достоверными. Я вспоминаю тот случай, который произошел с одним хорошо мне знакомым священником, который всегда был, так сказать, страстным обличителем Распутина и, по этой причине, как и многие другие не хотел даже признавать святость Царской Семьи. Побывав однажды в городе Верхотурье, а это город севернее Екатеринбурга, где до революции на три тысячи жителей приходилось три монастыря, и узнав из местных преданий, какое тесное отношение к этим монастырям имел Григорий Ефимович, этот священник задумчиво произнес: «Оказывается, история с Распутиным гораздо сложнее, чем мы думали…». Иными словами, еще не настало время сказать окончательное слово о Распутине. Да и кто может сказать окончательное слово, кроме Того, Кто будет нас судить на Страшном Суде?..

Но, можно в то же время отметить, что когда вопрос о Распутине рассматривался на заседаниях Синодальной Комиссии по канонизации, когда Комиссия рассматривала вопрос о канонизации Царской Семьи, то вопрос о Распутине был одним из главных, и Комиссия сделала особый доклад на эту тему. Это все издано, так что можно посмотреть. Так вот, покойный член этой Комиссии архимандрит Георгий (Тертышников) рассказывал, что когда речь зашла о Распутине и тех обвинениях, которые против него выдвигались, то обвинения падали одно за другим… По крайней мере, так это было на Синодальной Комиссии по канонизации. И вот, в конце концов, кто-то из членов Комиссии с улыбкой сказал: «А, что? Похоже, мы уже занимаемся не канонизацией Царской Семьи, а канонизации Григория Ефимовича?»

Конечно, никто там не думал о его канонизации, но выяснилось, что обвинения, выдвигавшиеся против него и некогда казавшиеся вполне убедительными, на поверку оказались ложными. Так что оставим пока вопрос в такой стадии. Как в старину говорили ученые: non liquet — не ясно… Удовольствуемся хотя бы этим.

— А какое, на Ваш взгляд, значение имеет празднование 100-летия Цесаревича Алексия для сближения между Православной Церковью Московского Патриархата и Церковью Зарубежной?

— Вообще надо сказать, что канонизация Новомучеников, совершившаяся в нашей Церкви в августе 2000 г. была переломным моментом в наших отношениях с Зарубежной Церковью. Потому что Зарубежная Церковь убедилась, что главное обвинение, которое она выдвигала нашей Церкви — непочитание Новомучеников, совершенно отпадает. Одно дело, когда медленно по одному на протяжении полутора десятка лет канонизировались святитель Тихон Патриарх Российский и немногие другие отдельные святые — Елисавета Федоровна, митрополит Вениамин Петроградский… Другое дело, когда канонизирован великий сонм новомучеников во главе с Царской Семьей. Конечно, это произвело огромное впечатление и очень сильно подействовало на настроения членов Русской Зарубежной Церкви. Лед начал таять, и сейчас, в общем-то, почти ничего не осталось.

— Вы говорили о канонизации и о почитании как о двух разных понятиях. Все-таки можно ли говорить о почитании?

Безусловно, канонизация может быть формальной, прямо скажем, она может упреждать всенародное почитание. Что касается Царственных Мучеников, то для меня совершенно очевидно, что это самые почитаемые из всех новомучеников. Не буду утверждать, что это самые великие святые из всех новомучеников, не мне судить, кто более великий, и кто менее великий, и вообще это не тема для обсуждения. Но очевидно, что из всего сонма новомучеников самые почитаемые в народе — Царская Семья.
Беседу вел Сергей Чесноков
(Полная версия интервью опубликована в газете «Пасхальный огонь»)

http://rusk.ru/st.php?idar=102845

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru