Русская линия | 20.12.2004 |
Память Святителя и Чудотворца Николая издревле особенно почитается на Святой Руси. Всякий человек во всех жизненных скорбях, болезнях и обстояниях чаще всего призывает на помощь себе угодника Божия Николая.
Сколько верных сынов России носят Святое имя его! В каком русском доме нет иконы сего славного Святителя? Сколько храмов и часовен построено и впредь строится на Руси в честь его. В каком храме или часовне, если они построены не в честь Святителя Николая, нет по крайней мере иконы его… И так всегда почитал православный русский народ угодника Божия Николая. Теперь же он должен быть еще более дорог для России, потому что он является небесным покровителем ея верховного вождя: Государь Император наш Николай Александрович носит его Святое имя. Посему, если и прежде русский люд молился Святителю Николаю о Царе своем, то тем более следует молиться ему теперь о Царе тезоименитому ему.
Прилично это всегда, а тем более сегодня — в праздник Святителя Николая и в высокоторжественный день тезоименитства Государя Императора.
И мы, должные чувством сыновней любви к высокому и дорогому для всей России Имениннику, собрались сегодня во Святом храме нарочито для того, чтобы усердно помолиться Царю царей о здравии, долгоденствии и благоденствии нашего Царя-Батюшки и всей державы Его, — чтобы помолиться и Его небесному покровителю — угоднику Божию Николаю, да сохранит Он тезоименитого ему возлюбленного Царя нашего на всех путях его жизни здравым и невредимым, для блага и счастья Церкви нашей, Царства Русского и народа.
Но не этою только молитвою всякий из нас должен ограничиться. Вместе с молитвою и самым делом все мы должны споспешествовать благоденствию православной России и ея Главы. Нужно это и для собственного блага каждого из нас, потому что только тогда, когда будет благоденствовать наше дорогое Отечество. И всякий из нас может тихое и безмолвное житие пожить во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2).
Отчего же зависит благоденствие Святой Руси, и чем каждый из нас может споспешествовать этому благоденствию ея? Чему учит нас в этом отношении настоящий день? Сегодня мы празднуем день представления Святителя Христова Николая. Этот Святитель отличался многоразличными христианскими добродетелями. Но основною — главною из них по справедливости надо признать Святую веру Христову, содержимую им. Его истинная живая вера подвигнула его на все добрые дела, которыми угодил Богу и прославился на земле Святой Николай. И потому празднуемый Святитель прежде всего, как и поет Святая Церковь, является для нас «правилом веры».
Во-вторых, сегодня Церковь наша молитвенно торжествует тезоименитство Государя Императора. Это торжество свидетельствует о тесной связи нашей с Царем, о нашей зависимости от Него, этим празднеством Церковь внушает повиновение и покорность Царю. В общем же настоящий день поучает нас содержать православную веру Христову и во всем повиноваться Помазаннику Божию — Самодержцу Всероссийскому.
О православной вере нашей не сегодня, а 18 веков тому назад сказано, что она есть победа, победившая мир (Иоанн. 5, 4). Победную силу её сознавали даже злейшие враги Христа. Вспомните ярого богоотступника Юлиана… Какою злобою против Христианства дышал он! Какие усилия употреблял он к тому, чтобы восстановить отживающее язычество и истребить Христианство! Вспомним и то, чем закончились его злобные замыслы. Он закончил их сознанием своего полного бессилия. Как известно, в войне с персами, будучи ранен вражескою стрелою и изнемогая в предсмертных муках, Юлиан взял кусок своей запекшейся крови и, бросив ее вверх, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!»
Что касается преданности законной власти, то сему учил и словом и примером Своим Господь Спаситель наш. За Ним Святые Апостолы и христиане первых веков повиновались владыкам не только благим и кротким, но и строптивым (1 Петр. 2, 18), суровым, даже язычникам и гонителям, повиновались, веря, что власти установлены от Бога «во благое» подданным (Рим. 13, 1 и 4). Воспомянем, по примеру псалмопевца, наши дни древние и поучимся (Псал. 142, 5). Все «дни древние» — вся история Святой Руси поучает нас тому, что только горячая преданность Святой вере и беззаветная покорность наших предков Самодержавной власти спасли Россию в её скорбные годины и возвели её на степень могущественного государства.
Старинные русские люди, наученные горьким опытом, дороже всего ценили Святую Православную веру и крепкую единодержавную власть. Раз дело касалось интересов Православия или Единодержавия, для защиты их они не жалели ничего — не щадили и живота своего. И нужно сказать, что только одушевляемая Святою Православною верою, только руководимая и направляемая единодержавною властью, Россия могла освободиться от таких страшных врагов, грозивших ей неминуемой гибелью, как несчастные удельные порядки, как более чем двухвековое татарское рабство, как тяжкая година самозванческих смут или как бедствия достопамятного двенадцатого года при нашествии грозного Наполеона. Что именно Православию и Самодержавию обязана Россия своим могуществом, подтверждение этого у всех нас на глазах. В Бозе почивший достойный блаженной и вечной памяти Царь-Миротворец в свое короткое сравнительно Царствование возвел Россию на верх славы и величия. Чем же Он произвел обаяние во всем свете, чем снискал Себе и России уважение почти всего мира? Не тем ли, что Он был первым и лучшим сыном Православной Церкви и своей земли, не тем ли, что и на престоле и в Семье своей был искренним и убежденным православным христианином, достойным Самодержцем в лучшем смысле этого слова, хранителем вековых устоев и преданий русской старины?
Благодарение Всевышнему! Венценосный Сын и Преемник Царя-Миротворца, ныне благополучно Царствующий Государь Император с первого дня Своего Царствования является верным вековым устоям Святой Руси — Православию и Самодержавию. Как преданный сын Православной Церкви, наш Богохранимый Монарх — всем вам известно — первый день своего Царствования освятил принятием Святых Христовых Таин, этой животворящей «небесной пищи». А в первом Своем Манифесте к верноподданному народу Он взывал: «да не забудет возлюбленный народ Наш, что сила и крепость Святой Руси в единении с Нами и в беспредельной Нам преданности» («Церковный Вестник». 1894. N46. С.673). О Себе же немного спустя Государь наш, пред представителями всех сословий России, убежденно заявил, что Он «посвящая все Свои силы благу народному, будет твердо и неуклонно охранять начало Самодержавия» («Церковный Вестник». 1895. N3. С.85). Воспоем же, братие, Господеви, всегда благодеявшему (Псал. 12. 7) и ныне благодеющему нам! Воздай, истинный русский гражданин, воздай хвалу Богу, даровавшему нам Царя по сердцу нашему, Царя, проникнутого глубоким сознанием жизненности и благотворности Православия и Самодержавия, — Царя, убежденного представителя и хранителя этих дорогих начал и устоев. Молись, верный сын православной России, молись всегда и от всего сердца твоего Царю Небесному, да поможет Он Помазаннику Своему — Благочестивейшему Императору нашему служить горячо любимой родине так, как Он Сам хотел бы и просил. А Он — припомните — в начале Своего Царствования однажды воззвал молитвенно: «Да поможет Мне Господь служить Нашей горячо любимой Родине так же, как служил ей Мой покойный Отец, и вести ее по указанному Им светлому и лучезарному пути» («Церковный Вестник». 1894. N46. С.697). Да услышит небесный Владыка молитву Помазанника Своего и Его верноподданного народа!
Молясь о Царе своем и державе Его, взирай всякий истинно русский человек, взирай чаще на пример Царя твоего, старайся и ты проникнуться и одушевиться той глубокой преданностью Православию и Самодержавию, какою проникнут и одушевлен Он, твой Отец и Глава. Помни всегда, что не в чем-либо другом, а именно в этой преданности заключается залог спокойствия, благоденствия и могущества Святой Руси. Дорожи, храни Святую православную веру и все ея установления, правила, предания и обряды, как зеницу ока. Подчиняйся, как бы самому Христу (Ефес. 6, 5), Самодержавной власти Царя, искренно от души (Ефес. 6, 6) исполняй все Его законы, уставы и распоряжения. Повинуйся и всем поставленным от Царя властям и начальствам. Безропотно, Господа ради, неси каждый все возложенные на тебя обязанности!
Когда всякий из нас со всем усердием будет служить Святой Православной Церкви и Самодержавной власти, тогда Русь Святая твердыми и верными шагами пойдет по указанному ей «светлому и лучезарному пути». Тогда не страшны ей будут никакие беды; тогда не грозны ей будут никакие враги! Навстречу всем бедам и всем врагам она смело может сказать тогда вдохновенными словами ветхозаветного евангелиста-пророка: «С нами Бог. Разумейте языцы и покоряйтеся. Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 6−10). Аминь.
Священник П. ТУМАНОВ
ПОУЧЕНИЕ НА ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО И ТЕЗОИМЕНИТСТВА БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II АЛЕКСАНДРОВИЧА
От восток солнца до запад хвально имя Твое
Чье это имя хвально от восток солнца до запад — на пространстве всей Вселенной? Хвально, вызывает всякое дыхание на прославление, имя Бога и Творца всяческих. Всякое создание поведает славу Божию, всякое творение руки Божией возвещает о Его благости, премудрости, всемогуществе, промышлении… Хвально имя Святых угодников Божиих, прославившихся добродетелью, благочестием, чудотворениями. Но из всех Святых, кроме имени Божией Матери, едва ли не самое хвальное имя — имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. Святая Церковь свидетельствует: «Сказует вся подсолнечная чудес и добродетелей пучину преблаженнаго Николая». «Кий град, блаженне, не имеет тебе помощника? Кая ли душа не призывает твоего имени? Или коего место не присещаеши духом, твоими чудесы, удивляя вся, Николае?». И действительно, имя Святого Николая нарицается не только в странах христианских, но и в языческих. Не только христиане, но и не знающие Христа, в скорбях и обстояниях их, молитвенно призывают Святителя Николая, и он — милостиволюбец преклоняется к их прошениям. И благодарные неверные, в день его памяти, чествуют его возжжением свечей пред его Священным ликом в христианских храмах.
Особенным чествованием Святитель Николай пользуется у русского народа. В каком доме на божнице не имеется икона Святителя Николая?! Какой русский человек молитвенно не обращается к его помощи и заступлению?! Кому в русских храмах совершается столько молебных пений?! Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, да Николаю Угоднику. Сколько на Руси его имени посвящено храмов Божиих! В одной Москве существует до 30 настоящих и более 100 придельных. Сколько русских людей носят имя Святителя Николая! О чем все это свидетельствует? О славе имени Его на пространстве всего нашего Отечества. Имя Святителя Николая носят и Российские Самодержцы. Древние русские Князья, Цари и Императоры до конца прошлого столетия не носили имени его. По знаменательному явлению Святителя Николая, Император Павел третьему своему сыну нарек имя Николая, — и что ж? Этот его сын впоследствии становится Императором. Таково, стало быть желание великого угодника Божия Святителя Николая, чтобы и Самодержавные вожди русского народа были под его благодатным покровом и заступлением.
Ныне Царствующий Благочестивый Государь Император Николай Александрович также носит имя Святителя Николая. Сей день — есть день тезоименитства (именин) Его Величества. Утешительно, что Благочестивейший Государь Император носит именно сие имя. Державный Родитель, вечно блаженной памяти Император Александр Александрович наречением своему Сыну Первенцу имени Николая, видимо поручил Его покрову и заступлению Святителя Николая, как будущего Императора, а с ним вместе и Державу Его.
Дай Бог, чтобы Святой угодник Божий Николай охранял, заступал и помогал тезоименитому Самодержцу Всероссийскому. Дай Бог, чтобы и Его имя было хвально от восток солнца до запад.
Доселе, благодарение Господу и Его угоднику Святителю Николаю, имя Благочествиейшего Государя было и есть хвально среди Царей и правителей и народов всего света. К Его словам и движениям прислушиваются и присматриваются иноземные Цари. К нему и к Его державе тяготеют народы прежде враждебные. Посещение в течение минувшего года Государем Императором столиц разных государств показало, что имя Его всюду хвально, как имя держателя мира всего света. Его появление всюду вызывало восторг; а в одной дружественной державе Он так сердечно был принят всем народом, как могут встречать только Его безгранично преданные верноподданные. Святителю и угодниче Христов Николай! Не преставай быть всегдашнем покровом, заступлением, теплым молитвенником и руководителем Благочестивейшему Государю нашему Императору Николаю Александровичу, да имя Его, как и твое, будет всегда хвально от восток солнца до запад, во славу триединого Бога, и во благо Святой Соборной и Апостольской Церкви и всего Российского Царства.
Священник Алексей ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ
ПОУЧЕНИЕ В ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ
«Блаженни кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф. 5, 5)
Сию заповедь Спасителя положим в основание настоящего слова нашего к вам, возлюбленные братие! Спаситель наш, Господь Иисус Христос, называет кротких людей блаженными, стало быть, кротость Он возводит на степень добродетели. О добродетелях прилично и нужно говорить всегда, для научения добру. Сейчас же особенно благовременно говорить о добродетели кротости потому, что празднуемый ныне Угодник Божий, Святитель Николай, именуется Святою Церковию «образом кротости» (тропарь Святителю), потому что Святитель Николай был кроток в высшей степени, так что он служит превосходным примером сей добродетели, — «образом».
В чем же состоит добродетель кротости, и что значит быть кротким? Быть кротким значит — быть тихим, нераздражительным, несварливым. Тот человек может быть назван кротким, кто не превозносится пред другими, не гневается, не оскорбляется и не озлобляется, когда его злословят или порицают. Кроткий не только сам не оскорбляет никого, но даже и тогда, когда другие его оскорбляют словом или делом, он не отплачивает им теми же оскорблениями, не воздает злом за зло, не мстит обидчикам, никого не порицает, не презирает и не осуждает, а терпеливо переносит все оскорбления и обиды. Преподобный Макарий Египетский дает следующее понятие о кротости: «Вопросил однажды преподобного Макария некоторый юноша, желавший сделаться иноком: как мне должно поступать, чтобы спастись? Макарий, желая научить его кротости и смирению, послал его на кладбище, сказав: „иди к мертвецам и сначала ругай их, потом хвали: ты услышишь, что они тебе ответят“. Юноша пошел и исполнил это приказание старца. Когда он возвратился, то преподобный спросил его: „что отвечали тебе мертвые“? „Они были безмолвны и к похвале и к порицанию“, отвечал юноша, — „молчали, когда я их хвалил и ругал“. — „Иди, и ты будь таков же“, — сказал ему преподобный» («Вертоград духовный» Ф. Тихвинского, С. 13). Итак, быть кротким значит одинаково относится и к похвале, и к порицанию: при похвале не превозноситься, при порицании не раздражаться и не злобиться.
Быть кротким и требует от нас, братие, наше звание христианское. Христианин, если он желает быть таковым на самом деде, должен быть кротким. Потому что христианское учение внушает нам во всех отношениях с ближними не искать только своих выгод, а желать блага (пользы) другим; оно учит «любить врагов, благословлять проклинающих, молиться за обижающих» (Мф. 5, 44). Христианин всего себя должен предавать воле Божией, должен постоянно помнить о своих грехах; считая же себя человеком грешным и виновным пред Богом и людьми, христианин должен признавать себя достойным всяких оскорблений и считать их для себя заслуженными. В покаянном чувстве своей виновности перед Господом, в сознании, что мы постоянно оскорбляем Бога своими беззакониями, — не должно ли нам переносить оскорбления кротко, без гнева!
Кротость есть великая добродетель и по побуждениям к оной и по плодам, какие она приносит.
Побуждения к кротости заключаются в примерах сей добродетели. Наивысший образец кротости мы видим в Спасителе нашем. Сколько гнева, зависти, ненависти, злословий переносил Он! Святейшее учение Иисуса Христа враги Его называли богохульным, чудесам Его не верили, постоянно преследовали Его насмешками. И все эти обиды были не заслужены: Спаситель наш творил только одно добро людям. Как же Он, невинный Страдалец, переносил свои обиды и оскорбления? В высшей степени кротко и терпеливо. Не оставил Он кротости и во время последних страданий. Вися на Кресте, в предсмертных муках, Иисус Христос не выразил гнева и не сказал ропотного слова, — напротив, Он молился за врагов Своих: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лук. 23, 24). И Спаситель наш призывает своих последователей научиться у Него кротости, когда говорит: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есьм и смирен сердцем» (Мф. 11, 20).
Подражая Спасителю, и все Святые угодники Божии имели эту добродетель, кротость, и между ними — образ кротости Святитель Николай. Не напрасно Святая Церковь именует Святителя Николая образом (примером) кротости. Святитель Николай в высшей степени был кроток. Кротость ясно отпечатлевалась на лице его. Вот что поет о Святителе Церковь: «Свидетельствовавшее светлость лица твоего душевное незлобие; извествоваше кротость слово молчаливое…» (Служба Святителю, стих. по L пс.). Кротость Святителя Николая, по свидетельству историков, обращала на путь истинный многих грешников, укрощала мятежи народные. Кротость Святителя среди других добродетелей снискала ему необычайную славу.
Имея такие высокие примеры добродетели — кротости, примеры Самого Спасителя нашего и великого угодника Божия Святителя Николая, как нам, братие христиане, не украшать себя сею добродетелию, как не постараться быть кроткими?! Быть кроткими побуждают нас и те блага, которые даются кротким людям. Господь Иисус Христос называет кротких блаженными, потому что они наследят землю. Под наследием земли здесь разумеется наследие Царства Небесного. Стало быть, истинно кроткие люди, по непреложному слову Спасителя, получат на том свете Царство Небесное, вечное блаженство.
Но награда кротким начинается еще и здесь на земле. Господь Бог особенно любит кротких и щедро посылает им блага жизни, как Он Сам говорит чрез Пророка: «На кого воззрю? Токмо на кроткого, молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2). Получая от Бога, в награду все потребное для жизни, кроткие люди так же благоденствуют и живут мирно. В жизни и сношениях с людьми неприятностей, обид, оскорблений не избежит никто; но кто имеет добрую, незлобивую душу и кроткий, уступчивый нрав, тот умеет благодушно переносить различные оскорбления и живет спокойнее, нежели люди сварливые и злобные. Человек кроткий и смиренный сам никого не обидит, не оскорбит, но всегда бывает пред всеми покорен, уступчив, потому везде и уживается. Какое бы мирное и прекрасное составляли бы мы общество, если бы все имели кротость христианскую; тогда среди нас не было бы ни вражды, ни притеснений, а всюду царствовали бы мир и спокойствие.
И наоборот: что служит причиною ссор и раздоров между людьми, как не строптивость их характеров и сварливость? От чего происходят среди нас всевозможные неурядицы, расстройства семейные, общественные? От того, что у нас нет кротости, взаимоуступчивости. Каждый считает себя умнее других. Где бы нужно помолчать, да послушать других людей, более опытных, кто постарше нас, — нет, нам хочется быть впереди, чтобы нас слушали. Скажет нам кто напротив, нужно бы уступить, — нет, мы горячимся, сыплем слова без всякого смысла, и этим пустословием раздражаем только собеседников, а дела не делаем. Никогда бранью и злословием нельзя достигнуть ничего доброго и полезного, ибо брань есть зло, а злом никогда никакого добра нельзя достигнуть. Пусть, сказал тебе кто неприятное слово, даже оскорбил тебя, — смолчи, терпеливо перенеси оскорбление: кротостию своею ты пристыдишь обидчика, и зла не будет, мир опять водворится между вами. Нет, у нас не так бывает, — на одно слово неприятное стараются сказать десять слов оскорбительных. И поднимается ссора, брань, иногда оканчивающаяся побоями. А после этого зло не скоро проходит: возникают судебные дела, друг под другом роют ямы, как бы повредить противнику. Вот до каких грехов доводит наш гордый нрав, сварливость и неуступчивость. И люди раздражительные, сварливые никому не нравятся. В тесных обстоятельствах они редко получают помощь от ближних. И сами в сердце своем они постоянно непокойны, досадливы. Стало быть, люди строптивые, заносчивые, люди не кроткие и здесь на земле не видят блага и на небе не получат награды.
Из всей нашей беседы видно, что кротость есть великая добродетель и приносит благие плоды. Почему, постараемся, братие, украшать себя сею добродетелию, будем тихи и кротки на язык, а скоры на дела благие, чтобы нам здесь на земле жить в мире и спокойствии, составляя прекрасное благоустроенное общество, к радости возлюбленного Монарха нашего Николая Александровича, день тезоименитства Коего мы ныне празднуем, — а на том свете получить обещанное кротки блаженство. Аминь.
Священник Василий БАЖЕНОВ
Печатается по книге: «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях». Приложение к еженедельному духовному журналу «Пастырский Собеседник». М., 1897.
Аполлон МАЙКОВ
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ
I. Рождение, детство и юность Святого Николая
Когда родился Николай
Архиепископ Мирликийский,
Ты хочешь это знать? Так знай:
Когда Валериан Царь Римский
Велел злой смерти предавать
Епископов и иереев,
Диаконов всех убивать,
Как государственных злодеев;
А прочих Христиан лишать
Имуществ, заключать в темницы,
И в рудники их отсылать:
Но злость прешла сии границы…
Тираны били Христиан
Сухими прутьями с сучками;
Не можно перечесть всех ран,
Всех мук, когда когтями
Железными сдирали с них
Всю кожу с ног, с спины ремнями;
В реках топили там других;
Иные съедены зверями,
Иных в печи жгли на дворах,
Иных убили молотками,
Иным случилось на крестах
Ногами вверх, вниз головами
Топиться, смерти ждать своей.
В Никомидии под секирой
Пал Киприан среди людей,
Сражаясь с огненною силой,
Святый Лаврентий испечен
Был на решетке раскаленной;
Пред ним Роман главы лишен;
Замучен Ипполит блаженный.
По всей Империи лилась
Кровь Христианская рекою,
Но весть внезапно пронеслась:
Валериан своей главою
Подножьем стал Сапору вдруг.
И Галлиен, преемник царства,
Страшась в свой век отцовских мук,
Преодолел жрецов коварство;
Тотчас указом повелел
Всем Христианам дать свободу.
Он мирно царствовать хотел;
Он не хотел лить кровь, как воду.
Ты, может быть захочешь знать
Отца и матерь Николая
И именами их назвать?
Отец был Феофан, благая
Мать Нона; в свете превзошли
Они от крови благородной;
Богатства к ним рекой текли
По праву должности народной;
И правоверие, как свет,
В душах, в сердцах их отражалось;
Не ослеплял их блеск сует;
Добром вся жизнь их отличалась
От прочих в городе людей;
Любили помогать убогим!
Все нужное рукой своей
Давали им с избытком многим;
Для радости грядущих дней
От них лилася благостыня.
Как не было у них детей
Еще ни дочери, ни сына;
Они с молитвами в сердцах
Нередко горьки слезы лили,
И с милостынями в руках
Детей у Господа просили.
И дал небесный им Отец
Сего младенца Николая
К их утешению сердец,
Молитвам искренним внимая.
Как только матерью рожден
В Патаре граде многолюдном,
Он показал, что освящен
Во чреве матери был чудным,
И что имеет он печать
Небесного благоволенья;
Божественная благодать
От самого его рожденья
Дала всем знать, что в Нем Дух Свят
Что будет чудесами славен
И все дела Его явят,
Что будет Ангелам он равен.
Младенцем три часа стоял
Без поддержанья он в купели;
Тем славу Троицы являл.
И что Он будет Пастырь Велий.
Он матери своей млеком
Из правой груди лишь питался;
А в среду и в пяток не днем,
Но вечером к ней прикасался.
Посту от Бога научен,
Еще с младенчества постился;
Дотоль им пост был сохранен,
Доколе в рай не преселился.
И в юные еще лета
Он кротким нравом украшался;
Хранил в безмолвии уста,
Умом пред всеми отличался,
Любя родителей своих,
Он исполнял все их веленья;
Свой слух от слов и действий злых
Он уклонял для размышленья:
Как жизнь ему препровождать,
О чем Создателю молиться,
Чем сердце, разум просвещать,
И как пред Господом смириться.
Достигнув отроческих лет,
Господним словом умудрялся,
И возлюбивши веры свет
Им день и ночь Он просвещался.
Святаго Духа благодать
Тогда Его приосенила;
Она в нем разум просветила,
Чтоб Бога знать и прославлять.
Он был и в слове совершенным,
И в жизни совершенным был;
От злых бесед себя хранил,
Везде являяся смиренным.
Он удалялся женщин всех,
Не только знатных, но и бедных;
Взглянуть на них он ставил в грех,
Не говорил им слов приветных.
Он целомудрие хранил,
И вел себя благопристойно:
Господни храмы возлюбил,
Как их любить Святым достойно.
Он Богомыслие стяжал,
Молился днем, в часы ночные,
И чтеньем сердце просвещал,
И мысли возродил благие.
Так мудрый отрок Николай
И в молодых летах являлся,
Как старец добрый; и весь край
О Нем с почтеньем отзывался.
II. Рукоположение Святого Николая в священнический Чин
Патарский Иерарх незлобный
Был дядя Николая кровный;
Он видя, что его родной
Сияет сердца чистотой
И святостию добрых правил,
В пресвитера Его поставил,
И Духом просвещен Святым,
Сказал духовным и мирским:
«Я вижу, братия, очами,
Что солнце новое лучами
Вселенную всю озарит.
Сей новый Пастырь оживит
Несчастных бедных и скорбящих,
Утешит в мире всех слезящих.
Блаженна паства та, где Он
Внушит Божественный закон;
Заблудших всех на путь поставит,
Порочных верою исправит.
Иных избавит бед, скорбей
И сохранит от злых людей;
Печальные возвеселятся,
И нищие обогатятся».
Какой добротой Он сиял,
Когда Священный чин приял!
Труды к трудам всем прилагая,
Постом свою плоть удручая,
Молитвой душу просвещая,
И каждый день Его являл,
Что к Ангелам он приближался
И духом к небу возвышался.
Святитель града отъезжал
К Святым местам; Он пожелал
Христову гробу поклониться
Христу с любовью помолиться,
И Николаю поручил,
Чтоб паству без него учил.
Светильник сей да всем сияет,
Да стадо Божие спасает,
Да просвещает град и край.
Угодник Божий Николай
С охотой пламенной старался,
Чтоб всяк по вере возвышался
Чтоб тщился Господа познать,
Любить Его и прославлять.
Среди Священных сих деяний
Не мог он избежать страданий;
Он видел горестный предмет:
Родители, оставив свет
Прешли в Небесное вдруг Царство.
Ему вручили все богатство:
Его Он бедным разделил,
Несчастных скорби уменьшил,
Вдовицам, сиротам рекою
Лил милости своей рукою.
III. Сказание о трех девицах
В Патаре граде знаменитом
Один был житель столь богат,
Что при имении открытом
Он был всем жителям, как брат.
К нему все граждане стекались:
Те получить его совет,
Когда в столицу отлучались;
А те на вечер, на обед:
Другие шли к нему толпами
Из деревень, градов и сел
С порожними всегда сумами;
Чтоб получить себе хлеб и соль.
Но вдруг богатства он лишился…
И нищета — его удел…
Никто дать денег не решился
Ему для поправленья дел.
Печалью этой угнетенный
Чего не приводил на ум?
И нищетою пораженный
Средь горестных плачевных дум
Воображал: «нет средств приличных;
Чем мне из бедности возстать;
Все отреклись мне помогать».
Ему не так бы грустно было
Жизнь в бедности препровождать,
Когда б он горестью томимый
Один лишь должен был страдать.
Но с ним три дочери родные,
Прекрасные, как цвет весной,
Имея склонности благие,
Страдали всей своей душой.
В сей крайности отец решался
Из красоты трех дочерей
Торг сделать злой, и покушался
Вовлечь их всех в позор людей.
Но вдруг Господь наш милосердный
Избавителя им послал.
Святый Угодник скорый, щедрый
Лишь о несчастьи их узнал;
То поспешил вдруг от позора
И от греха их удержать:
Сокрывшись от людского взора,
Решился втайне оказать
Благотворенье сим убогим.
Он в полночь к хижине пришел,
И кошелек со златом многим
В окошко бросил и ушел.
Так поступил для исполненья
Во-первых заповеди сей,
Что тайные благотворенья,
Сокрытые здесь от людей,
Пред всеми явно Бог откроет,
И явно мзду воздаст ему;
А во-вторых, когда сокроет
Свой дар, не дав знать никому;
То от стыда и огорченья
Он бедного избавит сим,
Который сам свое именье
Столь щедро расточал другим.
Наутрие бедняк проснулся;
Увидел злато пред собой,
Он весь от страха содрогнулся,
И думал: с ним не сон ли злой,
И не мечта ли вдруг пустая
Явилася его глазам?
Но зрит: монета золотая
Касается его перстам.
Уверившись не в сновиденьи,
А наяву дар Божий зрел;
Каким огнем благодарений,
Его дух к Богу пламенел!
В жару сердечных воздыханий
Лице слезами обливал.
И нет числа всех восклицаний:
«Мне Бог днесь милость ниспослал!«
Он тотчас дочь свою большую
Законным браком сочетал;
В приданное ей дорогую
Одежду и уборы дал.
Святой Угодник веселился,
Узнав поступок бедняка;
Немедленно еще решился
Вторую дочь спас от греха.
И тайно кошелек со златом
Он бросил в тож окно рукой,
Чтоб сим сокровищем богатым
Соделать дщери брак второй.
Бедняк проснувшись, поднял злато,
И был ужасно поражен,
Что зрел в руках дар столь богатый.
«Кем этот дар был положен?
Тобой, о Боже, милосердный!
Тобой вторично я спасен!
Отец благий!
Отец наш щедрый!
Твоею кровью искуплен
Я от грехов моих, от ада.
Меня днесь вновь Ты искупил
Со всем семейством. Вот отрада!
Вот дар благий я получил!
Кто ж Ангел мой благотворитель?
О Боже, укажи его.
Как этот мой земной спаситель
Всего семейства моего?
Кто от греха нас сохраняет?
Выводит нас из нищеты
От злых намерений спасает?
Ты наш Спаситель, Боже, Ты!«
Потом он, время не теряя,
Вторую замуж выдал дочь,
И всю надежду полагая,
Что хочет Бог благий помочь
И дочери его последней,
Он стал молиться по ночам,
К заутреням ходил, к обедне,
И нет числа его слезам.
Когда придет благотворитель?
Когда Бог милость ниспошлет?
Когда даст помощь Избавитель?
Когда от бедности спасет?
В одну ночь тихо отворилось
Окно неведомой рукой;
Благотворение явилось;
Произвело звук злато свой,
Бедняк, молитвы совершая,
Стрелою бросился бежать…
Кого ж догнал он? Николая;
Он стал колена обнимать,
И целовал их со слезами;
Угодника благодарил
Сердечной радости словами…
Ему сквозь слез так говорил:
«О, если б Бог премилосердный
Тебя нам скоро не послал;
То я б с душой жестокосердной
В содомский вечный огнь попал,
И дочерей своих невинных
Туда ж увлек бы за собой;
Теперь в объятьях непостыдных
Жить будут счастливо век свой».
Святый Угодник поднимает
Тогда счастливого отца;
Молчать о сем повелевает
И с клятвой, до его конца.
Брак совершен без замедленья.
О сколь был счастлив этот брак!
Какие были там веселья!
И Господа хвалил там всяк!
Печатается по книге «Религиозно-нравственные стихотворения, относящиеся преимущественно к земной жизни Господа Иисуса Христа, Божией Матери и Святых». СПб., 1903.
Составил Александр РОЖИНЦЕВ
http://rusk.ru/st.php?idar=102829
|