Красная звезда | Роман Стрешнев | 24.02.2005 |
За год с моего последнего посещения авиабазы Кант, что в переводе с киргизского — «сахар», здесь изменилось многое — капитально отремонтированы два общежития, 32-квартирный жилой дом, клуб, санчасть и лазарет, столовая, банно-прачечный комплекс. На аэродроме отремонтирована магистральная рулежка, воссоздана техническая позиция подготовки самолетов, развернута система радиотехнического обеспечения, начато строительство спортзала. Благодаря спонсорской помощи авиабаза пополнилась современными средствами культурно-досугового обеспечения, компьютерной техникой, видео- и телеаппаратурой. В клубе проводятся творческие вечера и концерты.
Многие летчики, прибывшие сюда для прохождения службы, имели на момент создания базы лишь начальный опыт летной подготовки. Ныне ситуация кардинально изменилась благодаря тому, что боевая подготовка летного состава была обеспечена всем необходимым. Налет летчиков на Канте выше среднего показателя по российским ВВС и близок к показателям советских времен, то есть составляет около ста часов. Особо следует отметить профессионализм авиатехников, благодаря которому на базе не случалось эксцессов, связанных с отказом вверенных им самолетов.
Россияне активно взаимодействуют с местным населением, охотно помогая друг другу. Например, российским военнослужащим оказывают услуги киргизские врачи, а детям россиян всегда рады в кантской школе и садике. Особенно местные власти помогли россиянам в период становления базы. В свою очередь российские пожарные расчеты уже четыре раза помогали жителям города Кант в борьбе с огнем. Налажены также тесное взаимодействие и взаимопомощь с министерством обороны Киргизии.
Вместе с тем существует ряд проблем, требующих скорейшего решения. Главной из них является то, что российской стороной в отличие от киргизских коллег так и не ратифицировано соглашение об авиабазе. Это порождает море других проблем, преодолевать которые приходится нашим ребятам. Например, так и не действуют обещанные льготный режим службы, повышенные денежные оклады. Уже второй год нет прямого финансирования авиабазы. Небольшой штат базы заставляет военнослужащих выполнять обязанности по двум, а то и трем должностям одновременно. Не решен вопрос регистрации военнослужащих и членов их семей, выдачи российских паспортов, а значит, не действует и механизм социального обеспечения, льготных выплат и получения пособий, которые предусмотрены для граждан России, зарегистрированных на территории РФ. Сложности возникают и с реализацией права на последующее получение жилья на российской территории. Нет штатных расписаний на коммунальное обслуживание общежитий, что заставляет самих военнослужащих выполнять данные задачи. Не хватает штатных должностей, чтобы организовать полнокровное медицинское обеспечение.
Все это конечно же сильно бьет по престижу службы на авиабазе Кант. Тем не менее ни военнослужащие, ни члены их семей не впадают в уныние и продолжают стойко переносить все тяготы и лишения.
…Получены полетные задания, проведен инструктаж, дана команда на взлет. И вот грозные машины-штурмовики Су-25 взмыли в небо. За штурвалом одной из машин сам командир авиабазы полковник Андрей Самоцвет: ему есть что показать и чему научить молодых летчиков. Богатый опыт и у второго пилота «птичьей пары» старшего летчика капитана Александра Бормотина. Ведь за его плечами 14 лет офицерской службы, опыт двух чеченских кампаний. Российские «грачи» на фоне киргизских гор выполняют очередной маневр и заходят на посадку. Довольные лица летчиков говорят лучше слов о том, что здесь истинно ценно — полеты. Ведь небо для летчика — это жизнь, а защита южных рубежей СНГ — святой долг.