Русская линия
Русская линия Анатолий Степанов09.12.2004 

Союз Православных Братств перед выбором
Курс на «революционное православие» приведет СПБ к полной маргинализации

22 ноября в Москве в здании Союза писателей России проходила годовая Конференция Союза Православных Братств. В зале собралось около 150 человек, среди них известные в православно-патриотических кругах деятели: лидер Союза «Христианское возрождение» Владимир Осипов, настоятель храма Св. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), священники Сергий Зинченко и Александр Васькин, писатель Михаил Назаров, литературовед Марк Любомудров, филолог Татьяна Миронова, издатели журнала «Первый и последний» Константин Гордеев и Вячеслав Манягин, атаман Терского казачьего войска Михаил Инкавцов, публицист Юрий Агеещев, издатель Юрий Самусенко, художник Игорь Мирошниченко и др. Председательствовал на конференции руководитель СПБ и Союза хоругвеносцев Леонид Симонович. «Русская линия» публиковала информацию об этой конференции.

Автор настоящих строк также присутствовал на конференции по приглашению о. Кирилла (Сахарова). Мне хотелось посмотреть, «чем дышит» наше нынешнее православно-патриотическое движение на примере такой активной его части, как Союз Православных Братств. Я не предполагал выступать, однако неожиданно Леонид Симонович предоставил мне слово, видимо, полагая, что публицист должен всегда быть готов к произнесению речей. Из-за неподготовленности мое выступление вышло довольно сумбурным, я не смог ясно высказать свое мнение об услышанном и увиденном, хотя и пытался сформулировать альтернативный взгляд на задачи современного православно-патриотического движения. Теперь хочу в кратком комментарии к итогам конференции СПБ яснее сформулировать свою мысль.

Если попытаться сформулировать лейтмотив выступлений на конференции, то его можно выразить словами — «курс на революционное православие». Самые яркие выступления, прозвучавшие на конференции и получившие поддержку зала, были именно такими. Тон задала, пожалуй, Татьяна Миронова. Она заявила, что нам, православным, нужно «сделать выбор: либо мы идем за этой властью, которая взяла курс на геноцид русского народа, либо мы должны бороться с властью». Священноначалие нашей Церкви, по словам Мироновой, тоже виновато в геноциде русского народа, а потому «вместе с этой властью должно разделить ответственность за геноцид».

Однако Миронова пошла дальше обличений власти и церковного священноначалия. Дальше — в область вероучения. По ее мнению, нам, православным патриотам, мешает «неправильное понимание» некоторых истин нашей веры. Татьяна Леонидовна призвала изживать это «неправильное понимание», поскольку, мол, это сдерживает активность православных «в деле борьбы с этим режимом». Что же нам, православным, мешает? Оказывается, вот что: во-первых, добродетель послушания, во-вторых, добродетель терпения, в-третьих, добродетель непротивления. Ну и, разумеется, нам очень мешает «неудачное выражение» апостола Павла, что «нет власти, аще не от Бога» (Рим., 13, 1). Позиция чёткая и ясная. Можно сказать, что начертана программа революционной борьбы с властью под лозунгами православия, настоящее «революционное православие».

Показательно, выступление Татьяны Мироновой было поддержано многими выступавшими на конференции Союза Православных Братств. Некоторые, как известный идеолог и публицист Михаил Назаров, «полностью присоединились» к выступлению Мироновой. Некоторые выступили, по сути, с аналогичными идеями, но говорили другими словами. Некоторые пошли дальше, логически продолжив мысли Мироновой, как представитель РНЕ Ф. Кирьянов, который начал обличать Святейшего Патриарха Алексия II (в выступлении Мироновой содержалась только общая критика священноначалия), припомнив пресловутую речь перед раввинами. И практически никто не противоречил тем идеям, с которыми выступила Т.Миронова.

Выступление автора настоящих строк было пожалуй единственным, которое выбивалось из общего настроя. Однако из-за того, что я специально не готовился выступать, оно получилось несколько сумбурным. Я попытался, не вступая в явную полемику с тезисами Т. Мироновой, предложить иное понимание задач православно-патриотического движения. Я говорил о том, что нам не нужно ставить перед собой абстрактные цели, нам стоит заняться реальными живыми проблемами, решение которых на деле приведет к усилению позиций Православия в стране. И предложил Союзу Православных Братств заняться решением двух очень важных для нашего будущего задач: добиться выноса из Петропавловского собора «екатеринбургских останков» и организовать розыск и перенос из Пекина на родину честных останков Алапаевских мучеников. Если грамотно поставить эти вопросы и добиться их решения, то это послужит куда больше делу возрождения нашего многострадального Отечества, нежели любые самые правильные резолюции, самые гневные (пусть даже и справедливые) обличения и революционные призывы.

Что еще немаловажно: в решении этих задач возможно конструктивное сотрудничество православных патриотов с властью, что будет способствовать укреплению как власти, так и православно-патриотического движения.

Однако такая постановка проблемы — курс на конструктивное сотрудничество с властью — оказывается чуждой многим лидерам нынешнего православно-патриотического движения. Именно их идеи и настроения выразила Т.Миронова. Нужно признать, что сегодня крайне актуальным становится вопрос: КАК ДОЛЖНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТНОСИТЬСЯ К ВЛАСТИ. От ответа не него зависит будущее православно-патриотического движения. К сожалению, часто этот вопрос уводят в ложное противопоставление, что тут, якобы, идёт борьба между «путинцами» и «антипутинцами», теми, кто считает президента Владимира Путина православным президентом и теми, кто так не считает. И те, кто не считает Путина православным президентом, изощряются в подборе цитат, фактов, доказывающих их точку зрения. В результате важный вопрос забалтывается, а православно-патриотическое движение не может выработать здравого отношения к нынешней власти, превращаясь в откровенно маргинальную политическую силу. Это в свою очередь приводит к тому, что православные патриоты все последние годы либо плетутся в хвосте у коммунистов, повторяя зады компропаганды об «антинародном режиме», «оккупационных властях», либо и вовсе подталкиваются идеологами на путь активного сопротивления существующей власти, как «ставленникам жидо-масонской мировой закулисы». В конце концов, складывается парадоксальная ситуация, когда в стране, народ которой во все века славился своим особенным патриотизмом политики, называющие себя патриотами оказываются на задворках политического процесса.

Думаю, что первопричину провала патриотического движения в последнее время нужно искать прежде всего в том, что не было выработано конструктивное отношение православных патриотов к политическому режиму. А оно, на мой взгляд, может быть основано на двух достаточно тривиальных тезисах: 1) православные должны стремиться не к ниспровержению, а к преображению власти; 2) православные патриоты должны быть не в оппозиции политическому режиму, но должны стремиться к тому, чтобы стать реальной силой, подпирающей власть справа.

Но именно такой конструктивный подход отторгается лидерами современного православно-патриотического движения. И прошедшая конференция Союза Православных Братств тому лишнее подтверждение. Я прекрасно понимаю чувства Татьяны Леонидовны Мироновой. Нужно только посочувствовать (и всеми возможными способами поддержать) женщину, мужа которой пытаются посадить в тюрьму, сына которой жестоко избила группа чеченцев. Однако дело отнюдь не в Т. Мироновой, ибо ее гневные, обличительные речи упали на подготовленную почву и потому оказались востребованы.

Один мой знакомый, с которым я поделился своими ощущениями и мыслями по поводу Конференции СПБ заметил, что поздно я собираюсь бить в колокола. Мол, Союз Православных Братств и родственные ему организации уже давно являются маргинальными, поэтому обречены на медленное умирание. Я пока не столь пессимистично смотрю на ситуацию. Однако у меня нет сомнений, если «курс на революционное православие» станет основой идеологии СПБ и родственных организаций, если они станут на путь откровенной конфронтации (пусть хотя бы и словесной) с церковной и светской властью, то современное православно-патриотическое движение обречено на полную маргинализацию.
Анатолий Степанов, Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=102808

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Вера Романовская    01.09.2011 21:50
Те из нас, кто имеет возможность следить за поведением наших иностранных протиников заметят, что как раз все те инородные враги, на которых справедливо ополчились православные патриоты—уже годами ведут ожесточенную идеологическую войну как раз с Путиным, а в последнее время и с Медведевым (после того, как он не дал досрочной свободы Ходорковскому). То есть, наших православных патриотов впрягли во вражескую упряжку.Цель—любым способом расшатать Россию и завершить программу уничтожения государства, которую прервал приход Путина к власти в 1999.
"Революционное православие", КПРФ и "Правое дело" работают на один и тот же проект.
Православных патриотов используют так же, как некогда использовали и славянофилов, для тихого саботажа власти и её изоляции от общества. Сложности в такой подставке нет никакой, ибо к сожалению наши православные патриоты слабо разбираются в реальных заговорах, путаются в мифах собственного изготовления и очень падки на сплетни и клевету.
Это трагично—они способствуют гибели как раз той страны, которую искренне любят и пытаются защитить.
  SAVIN IGOR    31.08.2011 22:37
.Прежде чем подпирать власть для начала нужно определится с тем что законна эта власть или нет..И как эта власть относиться к нам русским которых большинство в России
  Верховский А.М.    25.08.2011 21:33
Жаль, что увидел это Ваше сообщение только сейчас, через много лет.
Я даже как-то статью написал (в стол), в которой изложены мысли, схожие с Вашими.
О преображении и власти, и "бизнеса", которые были продемонстрированы в ходе строительства Храма-на-Крови. получилось все по молитве: "…помяни всех враг наших, ненавидящих и обидящих нас, и не воздаждь им по делом их, но по велицей милости Твоей обрати их: неверных ко правоверию и благочестию, верных же во еже уклонитеся от зла и творите благое".

Храм был построен исключительно благодаря неустанным трудам губернатора Росселя (гасударственная власть). В 2000 году перед самым началом строительства, оно было остановлено решением Правительства Свердловской области. Россель был в отъезде. При том, что арх. Викентий в 2000 году (в отличие от своих предшественников – еп. Никона и арх Мелхиседека) со всем согласился. Приехал Россель, кому надо настучал по головке и запустил строительство, проявив политическую волю. Далее все на нем только и держалось, ему приходилось непрерывно преодолевать постоянные помехи строительству. На стройку он приезжал ежедневно. Если бы он, в своих трудах, остановился, хотя бы за месяц до окончания строительства Храма, строительство не закончилось бы никогда.

Строительство осуществлялось на деньги, выделенные предпринимателем ("бизнес") Козициным (15 – 25 млн. долл.).
Ни того, ни другого признать очень уж благочестивыми, как-то не получается. А свое дело – возведение Храма-на-Крови они сделали. А есть куча трепачей, которые кроме произнесения правильных слов не сделали вообще ничего. Кто из них больший патриот?

Я абсолютно уверен, что Православная монархия в России восторжествует. Что это дело, решенное на Небесах. Но произойдет это не путем революционного сокрушения власти, а ее преображения. Как это случилось на Святой Русской Голгофе. И даже чисто технически – а где Власти брать квалифицированных управленцев для исполнения своих функций? Из числа революционеров?

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru