Русская линия | Анатолий Степанов | 09.12.2004 |
Автор настоящих строк также присутствовал на конференции по приглашению о. Кирилла (Сахарова). Мне хотелось посмотреть, «чем дышит» наше нынешнее православно-патриотическое движение на примере такой активной его части, как Союз Православных Братств. Я не предполагал выступать, однако неожиданно Леонид Симонович предоставил мне слово, видимо, полагая, что публицист должен всегда быть готов к произнесению речей. Из-за неподготовленности мое выступление вышло довольно сумбурным, я не смог ясно высказать свое мнение об услышанном и увиденном, хотя и пытался сформулировать альтернативный взгляд на задачи современного православно-патриотического движения. Теперь хочу в кратком комментарии к итогам конференции СПБ яснее сформулировать свою мысль.
Если попытаться сформулировать лейтмотив выступлений на конференции, то его можно выразить словами — «курс на революционное православие». Самые яркие выступления, прозвучавшие на конференции и получившие поддержку зала, были именно такими. Тон задала, пожалуй, Татьяна Миронова. Она заявила, что нам, православным, нужно «сделать выбор: либо мы идем за этой властью, которая взяла курс на геноцид русского народа, либо мы должны бороться с властью». Священноначалие нашей Церкви, по словам Мироновой, тоже виновато в геноциде русского народа, а потому «вместе с этой властью должно разделить ответственность за геноцид».
Однако Миронова пошла дальше обличений власти и церковного священноначалия. Дальше — в область вероучения. По ее мнению, нам, православным патриотам, мешает «неправильное понимание» некоторых истин нашей веры. Татьяна Леонидовна призвала изживать это «неправильное понимание», поскольку, мол, это сдерживает активность православных «в деле борьбы с этим режимом». Что же нам, православным, мешает? Оказывается, вот что: во-первых, добродетель послушания, во-вторых, добродетель терпения, в-третьих, добродетель непротивления. Ну и, разумеется, нам очень мешает «неудачное выражение» апостола Павла, что «нет власти, аще не от Бога» (Рим., 13, 1). Позиция чёткая и ясная. Можно сказать, что начертана программа революционной борьбы с властью под лозунгами православия, настоящее «революционное православие».
Показательно, выступление Татьяны Мироновой было поддержано многими выступавшими на конференции Союза Православных Братств. Некоторые, как известный идеолог и публицист Михаил Назаров, «полностью присоединились» к выступлению Мироновой. Некоторые выступили, по сути, с аналогичными идеями, но говорили другими словами. Некоторые пошли дальше, логически продолжив мысли Мироновой, как представитель РНЕ Ф. Кирьянов, который начал обличать Святейшего Патриарха Алексия II (в выступлении Мироновой содержалась только общая критика священноначалия), припомнив пресловутую речь перед раввинами. И практически никто не противоречил тем идеям, с которыми выступила Т.Миронова.
Выступление автора настоящих строк было пожалуй единственным, которое выбивалось из общего настроя. Однако из-за того, что я специально не готовился выступать, оно получилось несколько сумбурным. Я попытался, не вступая в явную полемику с тезисами Т. Мироновой, предложить иное понимание задач православно-патриотического движения. Я говорил о том, что нам не нужно ставить перед собой абстрактные цели, нам стоит заняться реальными живыми проблемами, решение которых на деле приведет к усилению позиций Православия в стране. И предложил Союзу Православных Братств заняться решением двух очень важных для нашего будущего задач: добиться выноса из Петропавловского собора «екатеринбургских останков» и организовать розыск и перенос из Пекина на родину честных останков Алапаевских мучеников. Если грамотно поставить эти вопросы и добиться их решения, то это послужит куда больше делу возрождения нашего многострадального Отечества, нежели любые самые правильные резолюции, самые гневные (пусть даже и справедливые) обличения и революционные призывы.
Что еще немаловажно: в решении этих задач возможно конструктивное сотрудничество православных патриотов с властью, что будет способствовать укреплению как власти, так и православно-патриотического движения.
Однако такая постановка проблемы — курс на конструктивное сотрудничество с властью — оказывается чуждой многим лидерам нынешнего православно-патриотического движения. Именно их идеи и настроения выразила Т.Миронова. Нужно признать, что сегодня крайне актуальным становится вопрос: КАК ДОЛЖНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТНОСИТЬСЯ К ВЛАСТИ. От ответа не него зависит будущее православно-патриотического движения. К сожалению, часто этот вопрос уводят в ложное противопоставление, что тут, якобы, идёт борьба между «путинцами» и «антипутинцами», теми, кто считает президента Владимира Путина православным президентом и теми, кто так не считает. И те, кто не считает Путина православным президентом, изощряются в подборе цитат, фактов, доказывающих их точку зрения. В результате важный вопрос забалтывается, а православно-патриотическое движение не может выработать здравого отношения к нынешней власти, превращаясь в откровенно маргинальную политическую силу. Это в свою очередь приводит к тому, что православные патриоты все последние годы либо плетутся в хвосте у коммунистов, повторяя зады компропаганды об «антинародном режиме», «оккупационных властях», либо и вовсе подталкиваются идеологами на путь активного сопротивления существующей власти, как «ставленникам жидо-масонской мировой закулисы». В конце концов, складывается парадоксальная ситуация, когда в стране, народ которой во все века славился своим особенным патриотизмом политики, называющие себя патриотами оказываются на задворках политического процесса.
Думаю, что первопричину провала патриотического движения в последнее время нужно искать прежде всего в том, что не было выработано конструктивное отношение православных патриотов к политическому режиму. А оно, на мой взгляд, может быть основано на двух достаточно тривиальных тезисах: 1) православные должны стремиться не к ниспровержению, а к преображению власти; 2) православные патриоты должны быть не в оппозиции политическому режиму, но должны стремиться к тому, чтобы стать реальной силой, подпирающей власть справа.
Но именно такой конструктивный подход отторгается лидерами современного православно-патриотического движения. И прошедшая конференция Союза Православных Братств тому лишнее подтверждение. Я прекрасно понимаю чувства Татьяны Леонидовны Мироновой. Нужно только посочувствовать (и всеми возможными способами поддержать) женщину, мужа которой пытаются посадить в тюрьму, сына которой жестоко избила группа чеченцев. Однако дело отнюдь не в Т. Мироновой, ибо ее гневные, обличительные речи упали на подготовленную почву и потому оказались востребованы.
Один мой знакомый, с которым я поделился своими ощущениями и мыслями по поводу Конференции СПБ заметил, что поздно я собираюсь бить в колокола. Мол, Союз Православных Братств и родственные ему организации уже давно являются маргинальными, поэтому обречены на медленное умирание. Я пока не столь пессимистично смотрю на ситуацию. Однако у меня нет сомнений, если «курс на революционное православие» станет основой идеологии СПБ и родственных организаций, если они станут на путь откровенной конфронтации (пусть хотя бы и словесной) с церковной и светской властью, то современное православно-патриотическое движение обречено на полную маргинализацию.
Анатолий Степанов, Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=102808
Страницы: | 1 | |