Русская линия
Русская линия Андрей Рюмин17.11.2004 

«Проект РПЦЗ (В)» будет продолжен его кураторами
К открытию «собора РПЦИ»

По обыкновению, все свои мероприятия т.н. «Русская Православная Церковь в изгнании под омофором митр. Виталия» обставляет совершенно неуместным, на первый взгляд, ореолом таинственности. Казалось бы — что здесь скрывать? Напротив, следует напрячь все PR-мышцы, привлечь внимание возможно большего числа интересующихся. Но поскольку изгнанцы ведут постоянную, скоординированную игру в катакомбы, в «преследования» и даже «покушения» — этой главной, покрываюшей прапагандной стратегии должны так или иначе подчиняться все прочие соображения рекламного характера.

Итак, судя по радостному сообщению творца «эротических детективов» писателя В.Г.Черкасова (и в сопоставлении с теми сведениями, что достигли Москвы) — изгнанская иерархия соберется в Мансонвилле (Канада, Квебек) с вечера 17-го ноября сего года, а разъедется, вероятно, к вечеру 21−22-го, откамлавши в воскресенье. Примечательно, что на 22 ноября приходится третья годовщина кульминационного для всей изгнащины события — попытки увоза престарелого Владыки Виталия из его мансонвилльской резиденции, предпринятой еп. Михаилом (Донсковым). Вообще, ноябрь полон знаменательных дат для изгнанщины: первые «хиротонии», всевозрастающее всеобщее сочувствие к гонимому, — безо всяких кавычек, — старику-Митрополиту, ставшему жертвой собственного викария, им самим отобранного, «вбитого» в архиереи, своей правой руки. В эту «руку» он еще в 1999 году особым указом передал всю исполнительную (то бишь, реальную) власть в своей «кафедральной» Канадской епархии.

Поэтому время для собора было выбрано как нельзя лучше.

Как нельзя лучше для того, чтобы всякий желаюший мог провести посильный сравнительный анализ того положения изгнанщины, в котором она вышла на, условно говоря, историческую арену — с тем, в котором она находится сейчас, в последние сутки перед открытием собора в Мансонвилле.

Вот только некоторые краткие фактографические «вехи» в развитии «спецпроекта РПЦЗ (В)».

— Число сторонников изгнанщины, достигшее своего апогея к зиме-ранней весне 2002 года, начало неуклонно снижаться после официального удаления еп. Михаила Донскова из Канады. Этому способствовали многие факты, и, среди прочего, неприятная, грубо-«сословная» враждебная атмосфера в изгнанской среде, а также рост числа примкнувших к изгнанщине «новоприбывших» совершенно определенного этнокультурного типа. Таким образом, зарубежная изгнанщина к весне 2004 года потеряла, по разным данным, от 60 до 70 процентов своей «паствы», причем наибольшую часть среди покинувших ее — составили старые (староэмигрантские) прихожане храмов РПЦЗ, пошедшие «за Владыкой Виталием» из чувства обиды за него, а также поверившие изгнанской пропаганде, что «лавровцы» (РПЦЗ) «вот-вот соединится с сергианско-экуменистической МП». Уход этой группы был только отчасти скомпенсирован притоком «новоприбывших». В результате сегодня перед нами совершенно иная организация, чем та, которая существовала «под омофором Митрополита Виталия» в 2001−02 годах. Перед нами — практически полностью новоэмигрантская система, в которой старых «зарубежников» можно найти, в основном, среди «клира» и «епископата», где, однако, «старые» также составляют меньшинство. Но нам придется оставить эту интересную отдельную тему для будуших публикаций.

— Одновременно в изгнанщине вдвое выросло число «епископов», однако все они были «хиротонисаны» в самой же изгнанщине: ни один архиерей из РПЦЗ или хотя бы из какой-либо «альтернативной» группировки (любой на выбор из т.н. «Истинно-православных церквей») «под омофор Митрополита Виталия» так и не перешел (забегая вперед, предположим, что к изгнанщине вполне может присоединиться фактически удаленный из «РПАЦ» еп. Григорий Абу-Ассаль, бывший некогда клириком РПЦЗ. Возможны также дополнительные «хиротонии» на нынешнем соборе). Как следствие, единственным законным архиереем в изгнаншине как был так и остался сам Митрополит Виталий, но зато — образовалась и разрастается самосвятская иерархия, в свою очередь «рукополагающая клириков» и т. д. Это означает, что «паства РПЦЗ (В)» в принципе лишена Св. Причастия.

— С самого начала внутренние конфликты помешали изгнанцам воспользоваться административно правильным и пропагандистски-верным ходом, предложенным способным деятелем «альтернативного православия» протопресвитером Виктором Мелеховым, пришедшим «под омофор митрополита Виталия» — «от грек». Речь идет о принятии «витальевской» группой наименования «церкви в изгнании». Под этим именем группа зарегистрировалась в США и Канаде. Но затем начались споры и конфликты. Вскоре изгнанщина объявила себя «истинной РПЦЗ», а Митр. Виталия — «никогда не уходившим на покой». Соответственно, РПЦЗ была объявлена «группой архиепископа Лавра, ушедшей в раскол». Это породило юридический тупик (во время известного процесса в Калифорнии адвокаты изгнанцев, вопреки «церковной» идеологии своих клиентов, вынуждены были прямо признать, что Митрополит Виталий покинул РПЦЗ и создал новую церковь — РПЦИ). Кроме того, это заставило всю изгнанскую PR-машину оперировать совершенно безсмысленной и недоказуемой ложью, утверждаю, что «Митрополит Виталий не уходил на покой, не подписывал прошения о таковом уходе и что он в полном уме и трезвой памяти руководит настоящей РПЦЗ». Это последнее обстоятельство также способствовало падению доверия к изгнанщине и уменьшению числа ее сторонников.

— Изгнанщина подошла к своему «собору» практически разделенной на три враждующих между собою «церкви под омофором Митрополита Виталия»: РИПЦ Архиепископа Лазаря и Вениамина со своей иерархией, Западно-Европейской епархии Владыки Варнавы (Прокофьева) — и собственно «мансонвилльской церкви Роснянской-Жукова», как ее обычно называют противники. Это разделение нанесло серьезнейший ущерб российским и французской «епархиям» РПЦИ, причем число паствы и клириков у Вл. Варнавы и у РИПЦ продолжает возрастать. Можно сказать, что на стороне «варнавитской» группы — почти все наиболее авторитетные клирики-радикалы во Франции, и значительная часть таковых в России. Напомним, что все эти клирики — настоятели реальных приходов в своих странах. Но самым существенным обстоятельством следует считать то, что в отличие от своих мансонвилльских «собратий» — и Вл. Лазарь, и Вл. Вениамин, и хиротонисанные ими архиереи в России — являются хотя и «отошедшими», но канически-приемлемыми православными епископами. Т. е. каждый из них в отдельности может, к примеру, возвратиться или быть принятым в РПЦЗ в сущем сане. Прещения, наложенные на Вл. Варнаву Собором РПЦЗ, также могут быть сняты без каких-либо канонических трудностей. С другой стороны, никакая икономия не в состоянии признать епископство за архимандритом Сергием Киндяковым, иеромонахом Владимиром Целищевым, беглым клириком Вл. Варнавы Виктором Пивоваровым или женатым иереем Никитой Орловым. А ведь эти лица составляют костяк «иерархии РПЦЗ (В)» На предстоящем собрании в Мансонвилле Вл. Варнава, который «нарушил запрещения, наложенные на него Синодом РПЦЗ (В)», будет либо окончательно «извергнут из сана», или — кто знает? — принят обратно «через покаяние». Возможно и «объединение» с архиереями РИПЦ, на чем настаивают многие влиятельные изгнанцы. Канонически это будет означать, что законные архиереи окажутся «в одной церкви» с самосвятами. Но такое в Церковной истории уже бывало. Понятно, это «не добавит благодати» г. г. Орлову с Пивоваровым, но простецов, желающих быть обманутыми — может и обмануть. К слову, таких обманутых найдется гораздо больше в сегодняшнем Зарубежье, нежели чем в Отечестве.

— Главной неудачей изгнанщины следует считать то, что РПЦЗ не только не «объединилась» с РПЦ МП, как всем громогласно было обещано еще в 2001 году, но и сам процесс сближения, несмотря на вот уже третью встречу согласительных комиссий, идет крайне медленно, практически топчется на месте, грозит затянуться на годы и годы, тем самым лишая изгнанцев необходимой PR-подпитки. Число СМИ, «раскручивающих» изгнанский проект, заметно возросло за последний год. Буквально на днях к ним подключился экзотически-«катакомбный» удуговско-басаевский Kavkazcenter. Кстати, по случаю появления «Кавказцентра» на этот раз — в Швеции посол РФ в Копенгагене Николай Садчиков выразил шведам свое безпокойство. Но благодаря отсутствию прогресса в «заключении унии РПЦЗ (Л) и МП» — даже самая сильная информационная поддержка немногое может изменить в состоянии спецпроекта «РПЦЗ (В)». Она лишь помогает ему удержаться на поверхности.

— Почти наверняка одной из главных тем обсуждения на собрании в Мансонвилле станет предстоящая поездка «епископа Орлова-Южноамериканского» в «свою епархию», где традиционно-радикальные клирики РПЦЗ, категорически противящиеся «унии», теоретически в состоянии сгоряча «перейти под омофор нашего Владыки Виталия». Но поскольку «унии» нет и не предвидится, а впереди — Всезарубежный Собор, который, к тому же, соберется не прежде лета 2006 года, «епископу Никите и его сорока дочерям» — придется действать нагло, резко, нахрапом. А это на свободолюбивых русских аргентинцев и бразильцев вполне в состоянии произвести обратный эффект. Не следует, однако, исключать возможности, что одного-двух приходов в Южной Америке РПЦЗ все же лишится. В этом Зарубежный Синод будет, отчасти, сам виноват — он слишком давно не занимался всерьез южноамериканским делами, считая их «дальними». Но эта же «дальность» помешает изгнанщине получить ощутимый «PR-навар» в случае каких-то точечных успехов на окраине РПЦЗ. Примером служит фактический захват изгнанцами единственного храма в Чили, где уже давным-давно, с легендарного 2001 года, поминается и митрополит Виталий, и епископ РПЦЗ Александр (Милеант). Произгнанским тогда же стал и некогда знаменитый монастырек-детский дом матушки игумении Иулиании, пламенной палестинки, некогда не пустившей на Елеон неканоничного, как она выражалась, Патриарха Московского Алексия II. Теперь, по прошествии многих лет, она пустила к себе в монастырь иерея Никиту, признав его каноничным епископом… Впрочем, в монастырь этот едут изгнанские «матушки и батюшки», так что он скоро либо прекратит свое существование, либо игумения Иулиания опомнится и вышибет вон всю эту публику, тем более что чилийские власти ее знают и охотно ей в этом помогут.

— Не следует ожидать из Мансонвилля особых сюрпризов. Вряд ли будет принято давнее предложение «проварнавитского» прот. Анатолия Трепачко: выбрать нового митрополита, «поскольку 94-летний человек не может управлять церковью». Но именно этой своей невозможностью управлять и ценен «пожизненный». Поэтому, вероятнее всего, дело закончится окончательным изгнанием Вл. Варнавы, торжеством связки «Жуков-Роснянская», изданием очередного обращения. Будут обсуждены и возможности по уводу возможно большей части имущества РПЦЗ, записанного на имя Митрополита Виталия. По одним сведениям, старика готовят «для предъявления» суду, а по другим — его состояние вновь ухудшилось, Роснянская не допускает к нему даже кое-каких «епископов».

Поэтому, при такой нестабильности, собор РПЦИ в Мансонвилле в состоянии и явить миру что-либо экстравагантное. Сегодня ясно одно: несмотря на свои вопиюшие недостатки, «спецпроект РПЦЗ (В)» доказал свою нужность и относительную полезность в ближайшем будущем для антирусских сил, так что с довольствия его не снимут и исчезнуть не дадут. Даже если от него останется один «архиерейский собор» в вышеперечисленном составе.

http://rusk.ru/st.php?idar=102708

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru