Русская линия | Тимур Кальченко | 08.11.2004 |
Среди инициатив ЮРСМ были издание патриотической литературы, листков, воззваний (среди них — обращение Архимандрита Почаевской Лавры Виталия — «Православному Волынскому крестьянству», открытое письмо большевикам Совета Петроградских рабочих депутатов Владимира Пуришкевича «Без забрала», анонимное послание «Воинам», собственное воззвание «К русским учащимся»), устройство вечеров, благотворительных концертов. Важным направлением деятельности ЮРСМ была и агитационная деятельность. В его рамках была создана особая агитационная комиссия. В число членов агитационной комиссии ЮРСМ входили Зиновьев, Ясинский, Лебедев, Грищенко, Когутовский, Березовский, Кулябко, Гробачевский, Голубчиков, Виноградов Причем для агитации за списочный состав националистов в Учредительное собрание были выделены особо Москвичев, Кербер, Левкович, Зиверт.
Одно из первых воззваний ЮРСМ содержало и программу этой организации: «Высоко в древнем Киеве подняли мы наше национальное трехцветное знамя. Дружно объединились мы на борьбу за истинную свободу великого русского народа. И теперь, когда перед нами стоит грозный призрак грядущей анархии, мы призываем всех, любящих свою родину, присоединиться к нам, поддержать ЮРСМ в трудной борьбе за великую, единую, свободную Русь.
Так, проснись, объединяйся, молодая Русь!
Программа Союза:
1. Пробуждение и возможно более широкое распространение идей национального русского самосознания.
2. Объединение русской молодежи во имя достижения национальных задач и конституционной монархии.
3. Борьба с сепаратистскими течениями в среде населения местностей, составляющих основу Русского Государства.
4. Посильное содействие Временному Правительству в победоносном завершении войны и осуществлении национальных стремлений Русского Народа.
5. Активная работа на оборону государства и утверждение основ его.
Членами Союза могут быть учащиеся высших, военных, 3-х старших классов средних учебных заведений и кадетских корпусов, офицеры, вольноопределяющиеся и, вообще, вся интеллигентная молодежь от 17 до 27 лет, христианского вероисповедания. Вступительный взнос — 1 руб. Членами-соревнователями могут быть все лица христианского вероисповедания, сочувствующие программе Союза. Запись членов — Киев, Овручская N30 у Соколова…«1.
Главной опорой Союза была, без сомнения молодежь. Именно к ней было адресовано очередное воззвание организации: «В великую годину, в годину смуты и разрухи обращаемся мы к вам. Гибнет Родина наша, пораженная в сердце, разрываемая на части. Гибнет Святая, Великая Русь! Ликующий враг, глубоко вторгнувшийся в наши пределы, радостно взирает на ее гибель, ждет минуты, когда можно будет нанести ей последний удар. Но еще злейший, еще опаснейший враг наносит ей предательские удары, делит на части русскую землю, влечет ее к краю пропасти. И в это время, когда все инородческое племя объединилось вокруг своих знамен, мы — русские разрознены и подавлены, мы как бы чуждые в нашем Отечестве и здесь в матери городов русских свило себе гнездо отщепенство. Так объединимся же мы, молодые силы, Великой России, объединимся вокруг нашего древнего трехцветного стяга, объединимся и создадим сильное поколение борцов за великую родину, крепкое своим единением, своей верой и любовью к великой России, достойное ее славного прошлого. Пусть Союз наш объединит в себе всю молодую Русь, пусть он поддержит колеблющихся и подавленных, ободрит теряющих веру в свою родину и скажет тем, кто не поколебался в эту трудную минуту, что они не одни«2.
Программа Союза стала основой разработки проекта Устава ЮРСМ, который обсуждался на одном из собраний организации, тогда же решался вопрос о допуске евреев в ее состав. Устав в итоге стал включать положение о допуске всех сочувствующих христианского вероисповедания в ряды ЮРСМ.
Благодаря усилиям Союза по Киеву было распространено не одно воззвание. Среди них наиболее красноречивым являлось обращение к русским воинам. Молодые монархисты писали: «Россия, наша родная Россия, которая веками строилась кровью и потом наших дедов, гибнет… Наш народ, перед которым открылась дорога в новую свободную и светлую жизнь, стоит на пороге полного угнетения и порабощения… Уж близок час, когда на Россию наступит тяжелый германский сапог, и мы все станем жалкими рабами Вильгельма. В эти страшные минуты нельзя молчать. Надо быть честным и говорить правду, как бы страшна она не была. Только вы, русские воины, можете спасти теперь нашу многострадальную Родину, спасти себя, своих жен и детей, все ваше потомство от гибели и позора… Вы уже слышали о «большевиках» и их вождях: Ленине, Зиновьеве, Нахамкесе, Рошале и др. Все они оказались изменниками, работавшими на немецкое золото. Они восстанавливали вас против ваших вождей офицеров…, они старались посеять между вами рознь, расшатать армию, передав власть в ней в руки самозванных комитетов, куда безвозбранно попадали в качестве руководителей предатели, шпионы и бесчестные люди. И по указке германского штаба они, разваливая мощность вашу на фронте, разрушали Россию в тылу, подстрекая ваших сбитых с толку, обманутых товарищей стрелять в Петрограде в своих же братьев, продали Россию и русскую кровь за немецкое золото — и добились своего… Уже от России отложилась Финляндия, отлагается Малороссия, и всё — по указке немцев и австрийцев. Близок час, когда вся наша Родина распадется, близок час ее гибели и нашего несмываемого позора… Солдаты, русские воины, вы, что с русским двуглавым орлом ходили через весь мир и несли за собою грозное имя ПОБЕДЫ, вы, носящие на себе святой крест, — вспомните былую нашу славу, вспомните нашу Родину… Неужели, лживые слова людей с чужими, нерусскими и чуждыми нам красными знаменами могут и впредь обмануть вас… Русские воины, потомки старых русских богатырей, вы должны опомниться. Время не ждет. На вас смотрит вся Россия, она, поверженная в прах, униженная, оскорбленная и плачущая протягивает к вам свои израненные руки и молит вас о спасении. Неужели, вы оттолкнете вашу страждущую Отчизну, дадите погибнуть ей, погубите и себя, и весь русский народ. Нет. Этого не должно быть, и этого не будет. Сбросьте лихое наваждение…, отбросьте как злых вампиров всех лжецов и предателей с красными знаменами, осените себя крестным знамением, сплотитесь и вперед за Святую Русь, с которой хотят снять крест и погубить хотят ее злые, лютые враги. Помните, что «революционная» армия — это сброд вооруженных трусов, способных бежать от врага и предавать братьев… не за бредни социализма, не по указке подлых немецких шпионов и предателей, не за чуждые вам красные знамена, — а за нашу Святую Веру, за Великую Россию, под реющим знаменем старого Русского Двуглавого Орла и под благословляющей Десницей Бога — вперед, Русские воины…«3.
Однако, если вначале члены ЮРСМ были едины в своем желании предпринимать активные усилия по спасению гибнущей России, то к середине 1918 г. деятельность организации стала угасать, с одной стороны, ввиду пассивности членов, а, с другой — в виду боязни репрессий. Борис Соколов призывал членов Союза: «Господа, вспомните то собрание 29 апреля…, когда решался вопрос — пойти ли с плакатом конституционной монархии или нет. Кто был там, тот никогда не забудет его. Там мы были дружны, организованы. Там мы слились в одно целое. Но вот, прошло полгода, и я с горестью замечаю, что многие охладели к нашему великому делу. Начатая дружная работа колеблется, одно потрясение и все попадет к ногам наших политических противников. Здесь много говорят, но и будут говорить о реорганизации Союза, расширении его деятельности. Но поймите же, для этой работы нужна почва, почва здоровая, а у нас, под ногами трещина. Мы перепрыгиваем с кочки на кочку, рискуя в любую минуту провалиться. Где у нас сплоченность — ее нет, где люди, которые предпочитают заняться делом и работать на пользу Союза — их мало.
Такое положение долго тянуться не может, и я обращаюсь к вам с горячим призывом — работайте, пропагандируйте идеи Союза, привлекайте в Союз молодежь, взрослых людей, людей, которым наши идеи дороже всего, иначе мы будем сидеть у разбитого корыта и горько рыдать, но будет поздно. Теперь вы можете доказать свою дружную работу и я думаю, что мы сейчас после заседания пойдем в районы и будем агитировать за список N8«4.
В августе 1918 г. братья Соколовы были арестованы, а вскоре ЮРСМ был запрещен как организация. Многие члены ЮРСМ покинули его еще ранее. Деятельность Союза ушла в подполье, и к февралю-марту 1919 г. структура исчезла де-факто.
В мае 1919 г. в руки чекистов попали многие документы ЮРСМ ввиду обыска на квартире М.А.Эртель. Среди них и стихотворения, написанные Борисом Соколовым или кем-то из его окружения.
Жизнь за Царя
Жизнь за Царя. В волшебных звуках
Творец великий воскресил
Те дни, когда в жестоких муках
Русь выбивалася из сил.
Царя лишенный, в безначалье
Страдал обманутый народ;
И сердце рвалося печально
В тот роковой ужасный год.
Сусанин доблестный воскликнул:
«Умру за Русь и за Царя»! -
И враг к престолу не проникнул;
Взошла спасения заря.
Вновь повторились дни былые,
Случилось вновь, что было встарь:
Опять поднялись силы злые,
Опять в опасности наш Царь!
Опять объяла все крамола,
Опять настал ужасный год.
Проснитесь, русские! С Престола
На помощь Царь к Себе зовет!
Народ поднимется послушный
И даже дальние моря
Услышат клик единодушный:
«Мы отдадим жизнь за Царя»!5
Молитва
Молитеся русские люди о Том,
Кто в горькой томится неволе.
Глава чья склонилась под тяжким крестом,
Глава, что увенчана Царским венцом,
Над вами блистала дотоле.
Молитесь о Том, кто за ваши грехи
Великое принял страданье
Молитеся, пахари русской сохи,
Чтоб не были нивы бесплодны, сухи,
Чтоб Бог отвратил наказанье.
Молися рабочий, трудящийся люд,
Все кайтеся, в чем виноваты.
Чтоб не был бесплоден тяжелый ваш труд,
Чтоб правый небес не свершился бы суд,
Чтоб не было грозной расплаты.
Солдаты, забывшие родину-мать,
В злой час, изменившие клятве,
Молитесь о том, кому шли присягать,
О том, кого слепо могли вы предать,
Кровавой отдавшися жатве.
Молитесь Святителям Русской земли
Вы все православные люди,
Чтоб дни изнурительной смуты прошли,
Смиренье, любовь чтоб они пролили
В сердца и преступные груди.
Молитеся русские люди о том,
Чтоб тяжкие пали оковы,
Чтоб Бог дал победу над злобным врагом,
Чтоб силы воскреснули в крае родном.
Молитесь! Услышит Он зовы.6
Свобода
Получили мы свободу
Для посмешища народу.
Чтоб не слышать слова злого,
Ты не смей сказать ни слова.
Есть ответствен кабинет
Только дела ему нет
Депутаты, что предпишут,
То министры им подпишут.
И земля у нас свободна —
Забирай кому угодно,
А помещика же можно
И подвесить осторожно
Чтоб свободу дорогую
Не нарушить и чужую,
Мы минуту улучим
Мир позорный заключим,
И войска мы уничтожим
И соседям всем предложим
Забирайте что угодно
Ведь теперь мы все свободны.7
Грустные мысли
На Руси сейчас свобода
Есть для всякого народа.
Все устроились прилично,
Поделив ее отлично:
Есть и Крым, есть и Кавказ,
Есть Украина у нас,
Есть Финляндия и Польша
(только в них не правят Мойши)
А вот русским нет местечка,
Слышно с окраин ни словечка,
Впрочем, я здесь ошибаюсь
И в ошибке очень каюсь
Есть… республика кронштадская,
Офицеры в ней по-статски
Без погон и в сюртуках,
Да еще с метлой в руках
Палубы метут отлично
И стирают ведь прилично
Варят кашу для матроса
Не подточит комар носа.
Но все это ерунда
И не в этом моя беда
У меня вопрос таковский,
Как назвать народ московский,
Флаг и герб им дать такой,
Чтоб жидовский бы покой
Не нарушить бы опять
Если русское все дать.8
Хоть горько всем нам и обидно
Что счастья родины не видно,
Но создан русский человек,
Чтоб крепко спать ему вовек.
И видит он во сне свободу,
Подарену жидом народу.
Что немца он разбил — не дравшись
Вильгельма свергнуть догадавшись,
И земли кровью залитые
У немцев с боем отнятые
Отдал обратно им навек
(Ведь немец тоже человек)
А Родину свою на мелки части
Разрезал всю по расовой он масти
И времени без всякой траты,
Устроил на Руси федеративны штаты.
Войска совсем он уничтожил
Народ свободный тем умножил
Они теперь совсем не нужны
Ведь мы милитаризма чужды.
Для общей же отваги
Развесил всюду разны флаги,
Забыв повесить только русский,
Ведь глуп патриотизм узкий…
Долго, сладко спали мы,
Не ждав свалившейся на нас беды
Ведь немец — глупый патриот,
Он любит Родину — отсталый идиот,
Дав сном нам сладким насладиться
И в крепости его, чтоб убедиться,
Дарил по всему огромному он фронту
(Не ожидали мы столь шумного афронту)
Свободные полки бежали за полками,
Сдавались в плен и выли с голоду волками.
А глупый немец шел вперед,
Давя, свободный от ума народ.
А жид швободный даже не дремал,
Он в руки цепкие Россию загребал,
Забрал он землю, и торговлю,
На флот и армию устроил ловлю,
Надев военный наш мундир,
Чтоб заключить постыдный мир…
Нельзя же дальше воевать,
Солдат не хочет наступать
(Но есть еще одна причина:
«В войсках украл жид дисциплину»).
И в Церковь влез даже пархатый,
Чтоб не имел бы поп влияния на хату.
Россию всю на штаты разделил,
Московскую республику лишь русским подарил,
Но не испортить чтоб презента,
Жида он сделал президентом.
Вскружила голову жиду большая власть,
И он решил над нами поглумиться всласть.
В столь гнусном замысле помог рабочий депутат,
И с помощью его подписан грозный акт:
Пусть будет русский подлецом
Перед согласия лицом.
Когда же русский человек проснулся,
Открыл глаза и сладко потянулся
То, первое, что с ужасом узнал,
Он гибель Родины своей проспал.
Советом здесь ведь не поможешь
Лишь только горечь на сердце ты умножишь.
Нелишне разве помнить тут,
Что жид всегда был подлый плут.9
Думы над портретом Шевченка
Шевченко друг мой и приятель,
Я на тебя гляжу с тоской.
Когда же сжалится Создатель,
Когда пошлет тебе покой.
При жизни все тебя таскали
То в каталажку, то в тюрьму,
И после смерти ведь не дали
Покой хохлацкому уму.
Везде твой лик намалевали:
На разных тряпках и стенах,
Везде тебя расписали
На бабьих юбках и штанах.
Тебя причислили к громилам,
И дезертиром состоишь,
Как будто этим темным силам
Ты всей душой благоволишь.
Всегда несут тебя с собою,
Держася грозною рукой,
Всегда ты с этою толпою
Когда ж дадут тебе покой.
А.Н.Н.10
Оставшиеся члены ЮРСМ: кто оказался за границей, а кто — остался верен Родине и до конца пронес крест испытаний. Показательна в этой связи судьба Владимира Альфонсовича Зиверта (4.07.1902−7.05.1938), секретаря ЮРСМ.
Он родился в дворянской семье. Его дед по отцовской линии Карл Фердинанд состоял начальником «Черного Кабинета» при Киевском округе связи в чине действительного тайного советника. Отец — Альфонс Фердинанд Юлий Карлович был профессором медицинского факультета Киевского Императорского университета Св. Владимира и заведующим XII терапевтическим отделением Киевского клинического военного госпиталя. Дед по материнской линии — В.В.Пухальский являлся профессором и первым директором Киевской Императорской Консерватории.
В 1919 г. Владимир окончил 1-ю Киевскую гимназию, где несколько лет являлся председателем ученического совета старост. Еще будучи гимназистом, он с 1917 г. стал членом ЮРСМ. Однако до мая 1918 г. в организационной жизни ЮРСМ не принимал, посещая Союз лишь изредка. С указанного времени по предложению председателя Союза Бориса Соколова и его брата — Владимира, Зиверт принял обязанности секретаря организации. Работа его в ЮРСМ продолжалась до августа того же года, т. е. до момента запрета деятельности организации. В виду натянутых отношений с председателем Союза он покинул вначале Правление, сдав документацию и кассу почетному члену Союза М.А.Эртель, а к Рождеству 1919 г. полностью прекратил работу в организации.
30 ноября 1918 г. Владимир поступил в дружину «Наша Родина», но на фронт в виду слабого здоровья его не пустили. Чтобы как-то выжить Зиверт в 1918—1919 гг. принимал активное участие в концертной деятельности — читал стихи в пользу голодных детей, выступал в ХЛАМе, «Подвале Искусств».
30 мая 1919 г. Киевская губернская ЧК выдала ордер тов. Зуеву на обыск, ревизию и выемку документов, книг у Зиверта.
На следующий день было сформулировано и обвинение: «арестован как гетманец и принимавший участие в контрреволюции…«11. Накануне в разведку ЧК поступила информация о необходимости установления наблюдения за сомнительными личностями, в основном — бывшими учениками 1-й Киевской гимназии, среди которых имелась такая характеристика Зиверта: «Владимир Зиверт — живет на Гимназической ул. N1, принимает участие в заговоре и будто состоит в группе, сочувствующей коммунистам в Городском районе…«12.
14 июня 1919 г. на основании протокола заседания Секретного отдела Киевской ЧК в присутствии тов. Шварцмана, Боголюбова, секретаря тов. Ближней, Зиверт был освобожден, поскольку следствие не установило активных антисоветских действий с его стороны, но дело производством прекращено не было. На благополучный исход дела повлияли, без сомнения, ходатайства, направленные в ЧК, и связи отца. В противном случае смертный приговор был бы неизбежен.
В 20-х годах Владимиру удалось окончить Киевский институт внешних сношений и устроиться на работу юристом. Он после смерти в 1922 г. отца материально поддерживал семью, поскольку брат Георгий учился в школе, а потом нашел только работу слесаря, а сестра Мария была шофером. Дружеские отношения Владимир Альфонсович поддерживал в основном с выходцами из дворянской среды. К ним относились сын адвоката Михаил Генрихович Мольский, сын главного редактора газеты «Киевлянин» Ващенко — Олег Михайлович Захарченко, профессора Линдеман, Митюков, Старков, Максимович, Малышевский, главный инженер Киевской электростанции Дмитрий Сергеевич Жевахов, поэт Николай Николаевич Ушаков, директор музея «Софиевский собор» Иван Михайлович Скуленко, юрист Николай Николаевич Паше-Озерский, духовенство — монах Варлаам, Петр (Кравчук) — быв. келейник митрополита Михаила, протоиерей Константин Стешенко и др.
В 1929 г. состоялся повторный арест Зиверта Киевским окружным отделом ГПУ, в результате чего он был сослан в Минусинский край, где пробыл до 1932 г. в ссылке. С 1932 г. по январь 1937 г. он работал ревизором финбюджетной инспекции Облфиотдела. В начале 1937 г. его лишили паспорта как бывшего ссыльного и заставили переехать на жительство в г. Нежин, но наездами Владимир Альфонсович все же бывал в Киеве. Последний арест Зиверта на квартире А.А. Бойко (ул. Щорса N30) состоялся 13 февраля 1938 г. Его производил сотрудник РО НКВД Ольховский. В качестве обвинения фигурировали разные формулировки — от того, что Зиверт «систематически ведет антисоветскую агитацию, высказывает фашистские взгляды«13 (в постановлении о начатии следствия) до того, что «Зиверт является активным церковником, крайне враждебно относится к Советской власти, распространяет клевету «о нужде» в деревне, ведет пораженческую агитацию«14 (в санкции прокурора).
Таким образом, в результате ему приписали принадлежность к подпольной антисоветской организации церковников и систематическое проведение антисоветской агитации, что фактически означало смертный приговор. Следствие было только формальностью.
Следователю Гольдфарбу вскоре удалось сломать Владимира Альфонсовича. На допросе от 27 февраля 1938 г. он признал себя виновным по всем пунктам. Зиверт показал: «Я все время оставался на позициях, враждебных Соввласти и был связан с людьми, принадлежащими к той же антисоветской среде, что и я… Признаю, что я действительно принадлежал к антисоветской организации церковников, ставившей перед собой задачу объединения всех антисоветских элементов вокруг церкви, являющейся теперь серьезным оплотом антисоветских сил, вербовки новых людей в организацию, систематического организованного проведения религиозной и антисоветской агитации в массах… Конечной целью ее была подготовка верующих к всемерному содействию интервенции со стороны фашистских государств и реставрации буржуазного строя в СССР… Об этом мне рассказал монах бывшего Ионинского монастыря Гурий, который и вовлек меня в организацию… Гурий меня знал как верующего и мистически настроенного человека. Он выполнял для меня разные церковные требы… Конкретных лиц руководителей и участников организации мне Гурий не называл, а указал, что вокруг церкви создаются отдельные группировки антисоветских элементов. Я понял, что он сам проводит организационную работу в Соломенской церкви среди ионинских монахов…«15.
Однако показания обвиняемого не устраивали следователя Гольдфарба, были неконкретными, поэтому даже в протоколе допроса чувствуется открытая угроза применения физического воздействия:
«- Вам известен руководящий центр организации, ее состав и дислокация ее ячеек. Следствие также не верит вашим показаниям о задачах организации. Ваша антисоветская организация не ограничивается одной антисоветской агитацией, а готовилась оказать помощь интервенции более активными средствами. Вам рекомендуется стать на путь полных откровенных показаний.
— Мне это неизвестно… В декабре 1937 г. мне поп Стешенко Константин в Нежине сказал, что митрополит Константин Дьяков арестован и что его не обвиняют в проповедничестве, а в его деле ищут политическую организацию, возглавляемую митрополитом. Я не могу сказать, говорил ли Стешенко только на основании слухов о том, что инкриминируется митрополиту, или же он сам знал о существовании такой организации и руководящей роли в ней Константина Дьякова.
— Вы пытаетесь скрыть известные вам факты. Мы к этому вопросу еще вернемся…«16.
Но больше допросов Зиверта не проводилось.
Свидетелями по делу выступили его сослуживцы по Финотделу. По словам В.А.Демиденко: «В нашем коллективе Зиверт держал себя весьма скрытно. Никакого участия в общественной жизни не принимал. Весь коллектив знал его как ранее высланного за контрреволюционную деятельность. Общественно полезные мероприятия в коллективе Зиверт не поддерживал. Как бывшего сосланного Зиверта по настоянию Нарбюро организации был уволен из аппарата Облфинотдела. В коллективе Зиверт ни с кем не дружил, буквально всех сторонился и к работе относился сухо, формально, по-чиновничьи…«17. Составленный 19 марта 1938 г. в НКВД протокол допроса свидетеля И.С.Гаевского содержит более «весомые» аргументы вины Владимира Альфонсовича: «По убеждениям Зиверт украинский националист, крайне враждебно настроен по отношению к мероприятиям партии и Соввласти. Мне известно, что он, Зиверт, несмотря на то, что Совластью привлекался к уголовной ответственности за антисоветскую деятельность — уже после возвращения из ссылки, находясь на работе в Облфинотделе, являлся активным церковником, посещал и привлекал к посещению Соломенской церкви и других граждан, одновременно высказываясь против мероприятий партии и правительства. Уже будучи в облфинотделе на ответственной работе, куда он проник, скрыв свое антисоветское прошлое, Зиверт среди работников коллектива проводил антисоветские высказывания против Соввласти и компартии и тов.Сталина. Так, я хорошо помню случай в 1936 г., когда Зиверт в присутствии группы служащих при обсуждении речи тов. Сталина заявил: «Зачем нам нужны эти речи, нам это не нужно, мы сами знаем, что Сталин говорит неправду». Среди сотрудников облфинотдела Зиверт весьма скрытно восхвалял фашистскую Германию и Гитлера, распространяя лживые слухи о неминуемом поражении Соввласти в предстоящей войне, и что в России порядок сумеет навести только Гитлер…«18.
Обвинительное заключение, подписанное начальником VI отделения IV отдела НКВД, мл. лейтенантом Антошко, начальником IV отдела УГБ НКВД, ст. лейтенантом Коркуновым и зам. начальника УНКВД по Киевской области ст. лейтенантом Шапиро, гласило, что В.А.Зиверт «с 1937 г. является активным участником контрреволюционной фашистской организации церковников, ставившей своей задачей подготовку верующих к всестороннему содействию интервенции на случай войны с СССР. Среди своего окружения высказывал пораженческие настроения, восхвалял фашизм и Гитлера… Обвиняемый Зиверт Владимир Альфонсович в предъявленном обвинении виновным себя признал, кроме того уличается показаниями трех свидетелей«19.
Тройкой УНКВД по Киевской области от 28 апреля 1938 г. Владимир Зиверт был приговорен к расстрелу, и 7 мая 1938 г. комендантом КОУ НКВД Воробьевым приговор был приведен в исполнение.
Так погиб русский патриот, о судьбе которого долгое время не было ничего известно, и имя которого Киев совсем не помнит. А помним ли мы вообще что-либо?
Кальченко Тимур Валерьевич, к.э.н. доцент кафедры международного менеджмента, Киевский Национальный Экономический Университет
2. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.47.
3. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.55.
4. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.19.
5. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.41.
6. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.33.
7. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.58.
8. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.59.
9. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.59.
10. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.11 об.
11. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.5.
12. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 40 240. Л.8.
13. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 62 099. Л.1.
14. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 62 099. Л.3.
15. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 62 099. Л.15.
16. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 62 099. Л.16.
17. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 62 099. Л.26.
18. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 62 099. Л.27−28.
19. ЦГАООУ. Ф.263. Оп.1. Д. 62 099. Л.33.
Статья впервые опубликована на сайте «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее» (http://www.conservatism.narod.ru/oktober2/oktober2.html)
http://rusk.ru/st.php?idar=102661
Страницы: | 1 | |