Русская линия
Православие.RuМитрополит Гавриил (Ловчанский)24.02.2005 

Один праведник спасет тысячи
Интервью с митрополитом Ловчанским Гавриилом

Митрополит Ловчанский Гавриил
Митрополит Ловчанский Гавриил
— Ваше Высокопреосвященство, Вы начали кампанию по сбору средств для постройки нового храма в городе Ловеч. Расскажите об этом подробнее.

— Причин для строительства кафедрального собора в центре Ловеча несколько. Во-первых, таково было желание трех митрополитов Ловчанской митрополии до меня, которое по объяснимым причинам не могло осуществиться. Древний город Ловеч — это центр древней епархии. Он богат своей духовной и материальной культурой, он достоин и вполне заслужил, чтобы в его центре сиял православный храм, соединяющий прошлое и настоящее и прокладывающий путь к будущему. И потом, строительство храма осенит христиан особым Божьим благоволением, особенно тех, которые каким-либо образом примут участие в этом, хотелось бы сказать, всенародном деле. Оно принесет всему городу и будущим поколениям Божье благословение, Божью благодать.

— Идея строительства нового храма пришла в то время, когда все больше духовников утверждают, что количество верующих в Болгарии катастрофически уменьшается. Не достаточно ли в таком случае имеющихся храмов?

— Строительство нового храма преобразит во многих людях их традиционную, народную веру в настоящую — живую. А другим эту настоящую веру даст.

— В последнее время очень часто обсуждается необходимость объединения верующих разных христианских вероисповеданий, а также ведения диалога с нехристианскими конфессиями. Каково Ваше мнение на этот счет? О каком объединении может идти речь?

— Объединение христиан в одной Церкви может произойти только тогда, когда те, кто отделился от учения и благодатных таинств Святой Православной, Соборной и Апостольской Церкви, снова вернутся под ее благодатный, спасительный покров. Но христиане могут и должны объединяться в борьбе против разных опасностей, нависших над христианством и страной — против неоязычества, наркомании, разврата, нищеты, духовной и физической эксплуатации и других бед.

— В своей книге «Православная цивилизация в глобальном мире» известный политолог Александр Панарин говорит о столкновении цивилизаций. Можем ли говорить о столкновении Православия с миром?

— Первый том слов святогорского духовника старца Паисия начинается эпиграфом «С болью и любовью к современному человеку». Этот духовник, подвижник благочестия и все духовные писатели и подвижники изобличают грех и зло, но относятся с болью и любовью к современному человеку, которому они хотят помочь, и для спасения которого они отдавали и будут отдавать свои силы, время, умения. Они отдают саму свою жизнь служению человеку, как младшему брату Иисуса Христа. Святой апостол Павел в своем Послании к Евреям в 13-ой главе говорит: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». А сам Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Инн. 15:13).

— Какие проблемы, стоящие перед современными христианами, наименее разрешимы?

— Несколько лет назад Его Святейшество Патриарх Сербский Павел сказал мне: «Чем ближе мир приближается к своему концу, тем больше у Церкви будет проблем». Самые тяжелые трудности и проблемы, стоящие перед Православием — это холодное отношение людей к духовной жизни, ослабевшая вера, отсутствие аскезы и очень сильные соблазны. Светская жизнь предлагает много способов развлечения. В результате, у нас, в Болгарии, не хватает духовников и церковной интеллигенции.

— Вы руководите одной из больших епархий Болгарской Православной Церкви. Как Вы решаете проблемы в своей епархии?

— С любовью и строгостью я пытаюсь стимулировать людей выполнять свои обязанности по совести. Пытаюсь восстановить некоторые проверенные до прихода коммунистов способы ведения хозяйственной деятельности и сельского хозяйства, чтобы мы обладали духовной и материальной стабильностью.

— Ваше Высокопреосвященство, прошу ответить на один из часто обсуждаемых вопросов, связанный с Вашим именем. Некоторые обвиняют Вас в финансовых злоупотреблениях при сдаче в аренду церковных владений. Называется сумма размером в 1,4 млн. долларов, которая якобы была переведена в Россию. Какова истинная картина?

— Категорически заявляю, что я не продавал никаких церковных владений. В 1995 г. Софийская митрополия заключила договор на сдачу в аренду ее владений сроком на десять лет за сумму 1, 4 млн. долларов. Эти деньги мы получали несколькими взносами в течение одного года. Первоначальная идея была равномерно расходовать эти деньги в течение десяти лет. Но из-за некоторых действий раскольников «альтернативного синода», мы, решением Епархиального совета Софийской митрополии, утвержденным Его Святейшеством Патриархом Болгарским и Митрополитом Софийским Максимом, после обсуждения с Русской Православной Церковью, внесли большую сумму на специально открытой для этой цели счет Русской Церкви в городе София. В 2003 году в Софийской митрополии был произведен финансовый учет, показавший, что никаких злоупотреблений нет. Деньги снимались только по утвержденному Его Святейшеством решению Епархиального совета, и все остальные средства налицо в банке в Софии. Ревизионный акт отправлялся два раза в районную прокуратуру, откуда его возвращали без замечаний.

— Каково Ваше мнение по поводу выдвигаемой перед общественностью идеи о специальном церковном налоге?

— Я против того, чтобы насильственно с людей собирался церковный налог. Некоторые будут протестовать против этого. Это не хорошо, не спасительно. Пусть люди жертвуют, кто хочет и сколько хочет.

— Накануне Рождества Христова появилась идея о создании монашеского фонда. Каково Ваше мнение?

— Идея интересная, но подробности мне не известны.

— Еще один вопрос, связанный с монастырями. Мы являемся свидетелями того, что небольшие монастыри пустуют без монахов, большие же превращаются в туристическо-увеселительные места, места для потребителя…

— Монастыри и монастырские земли — священны. В них нельзя допускать извращения, такие, как пьянство, проституция, разврат и наркомания.

— Некоторое время тому назад комментировалась идея о переустройстве находящегося в Вашем владении Чекотинского монастыря, и Вы заявили, что СМИ исказили информацию в поисках сенсации. Существует ли сейчас адекватная связь между СМИ и Церковью?

— Наше намерение было две трети келий Чекотинского монастыря переоборудовать в дом для престарелых, а не в гостиницу и ресторан, как мне предлагалось. Связь между Церковью и СМИ не всегда на высшем уровне. Журналисты бывают разные. Иногда доброжелательные, честные, а иногда — тенденциозные, и они не помогают, а только вредят.

— Наш традиционный последний вопрос — Ваше пожелание читателям нашего сайта?

— Желаю читателям сайта, чтобы мы все с настоящей любовью вернулись к той Вере, с которой жили первые христиане и праведники всех времен. Ибо даже один праведник в состоянии спасти тысячи людей вокруг себя, сделать их добрыми и святыми. А читателей у вашего сайта много, и, таким образом, многие вокруг них получат мир Христов и любовь. И тогда все наши проблемы решатся сами собой, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Небесного и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Религия БГ

Перевод с болгарского Николая Петрова


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru