Русская линия | Александр Рожинцев | 04.11.2004 |
Более двухсот лет тому назад в России настало междуцарствие; пресекся Царский род Дома Рюрика, и некого было сделать Царем. Этим бедствием нашим хотели воспользоваться соседи наши поляки и шведы, и старались посадить к нам на Царский престол каждый своего Царевича. Истощив все средства к отысканию своего Царя, в виду страшных беспорядков от неимения Царя, многие русские приняли сторону поляков, и уже во многих церквах стали поминать имя польского Царевича Владислава. Почти половина русских городов предались Владиславу; и даже самая столица — Москва почти без боя отдалась полякам. Из северных городов только Нижний Новгород да Казань и несколько городов по низовью Волги не хотели признать своим Царем польского Царевича. Больно было сердцу русских не иметь своего Царя; больно, жалко было отдавать Отечество во власть польского Царевича, который и сам был неправославным. Посему русские горячо молились Божией Матери и Святым русским угодникам Петру, Алексию, Ионе, Филиппу, Сергию, да заступят они русских пред Богом, да избавит землю русскую от чужой власти!
В это время были на Руси три человека, которые, как истинные сыны Отечества, взывали к народу о защите земли русской от поляков, о спасении Отечества от чужого владычества. Эти люди были: инок Палицын, гражданин Нижнего Новгорода Минин и Князь Пожарский. Минин ходил по всем улицам своего города и взывал к народу: «Станем, братцы, за Святую Русь! Не пожалеем ничего, продадим все, — дома, если нужно, жен и детей, и выкупим Отечество! Сносите, православные, все, кто что может». Подобные воззвания он рассылал и по другим городам. Народ, тронутый этим призывом, нес на площадь города Нижнего и деньги, и всякие хозяйственные вещи, и дорогие женские украшения. Минин с Палицыным принимали приносимое, а Князь Пожарский готовил ополчение идти на Москву. Сообщили и в Казань о готовящейся на поляков рати и просили помощи. Казанцы пошли к Москве и подняли с собою чудотворную Казанскую икону Божией Матери, недавно прославленную. Наконец, все русские ополчения у Москвы. По случаю принесения чудотворной иконы назначен был трехдневный пост с молебствием пред чудотворною иконою. В это время в осажденной Москве томился у поляков в плену Святитель Арсений, который усердно молился Божией Матери и Московским чудотворцам-Святителям, и преподобному Сергию об избавлении России от врагов. В одну ночь келья этого Святителя озаряется светом, и он видит пред собою преподобного Сергия, который говорит ему: «молитва твоя и всех русских услышана: завтра Москва будет в ваших руках!» Весть эта быстро разнеслась в ополчении, которое, воодушевившись помощию Божией Матери, бросилось на Кремль и освободило Москву от поляков.
Вот какую великую, чудодейственную помощь оказала Божия Матерь искренне молившимся Ей о помощи! Если бы в это бедственное для России время не была подана ей помощь свыше, то русские подпали бы под власть полякам, и, Бог весть, что осталось бы с нашим дорогим Отечеством! Предки наши дорого ценили эту чудесную помощь Божией Матери. И чтобы на Святой Руси никогда не забывали о таком избавлении от бед и напастей, постигших русский народ, чудным заступлением Царицы Небесной — предки наши установили особый праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Достойное празднество 22-го октября в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери выражено было предками и в том, что они устроили храмы в память этого события, отчего эти храмы и назывались храмами Казанской иконы Божией Матери. Такое почитание этого праздника дошло и до наших времен, — и ныне у нас в России посвящено весьма много храмов в честь Казанской иконы Божией Матери. Если же известный храм и не посвящен Казанской иконе Божией Матери, то весьма многие из русских без этого посвящения почитают этот праздник, как свой храмовой, и считают его своим собственным праздником, в который должно и к службе Божией сходить в церковь, и на дому отслужить молебен Казанской иконе Божией Матери. Все это, конечно, очень хорошо, но прискорбно видеть, что настоящим праздником вы пользуетесь не столько для принесения благодарственных молитв за избавление Отечества от погибели, и не столько для принесения молитв пред Божией Матерью, да заступит Она вас в напастях, в скорбях и болезнях и да помогает вам достигать спасения, сколько для своего плотского удовольствия, — для разгула. Очень немногие, из считающих настоящий праздник своим храмовым и празднующих его лишь разгулом, бывают даже у обедни.
Ясно, братие, что праздник Казанской иконы Божией Матери почитается вами не в честь Ея, Пречистой, не ради сказанного выше чудесного Ея избавления Отечества от погибели, а в честь или, правильнее, в бесчестие вашего разгула, ради пьянства, самого безобразного, во время которого творится вами грех всевозможный до самых крайних пределов, до того, о чем даже стыдно говорить в Святом храме Божием. Сквернословие, срамные песни, ссоры, драки и т. п. творятся вами без всякой думы о грехе. А о Божией Матери, о празднике в честь Ея и помину нет! Что же скажете в свое оправдание? Скажете разве то, что-де нам, круглый год находящихся в тяжкой работе, нужно хотя в праздник отдохнуть и повеселиться. Но, во-первых, какой это отдых, когда после долгого и чрезмерного разгула человек не способен приняться целую неделю и более на работу? Во вторых, какое это веселие, когда человек-христианин творит такое множество всяких мерзостных грехов, за которые целой жизни человеческой мало, чтобы замолить их! Какое тут веселье, когда после ссоры и драк в пьяном виде, начинается у вас судьбище?
Не подумайте, что я желал бы уничтожения избираемых вами особых праздников, как например, Казанской иконе Божией Матери. Нет, я желал бы и советую вам, как ваш пастырь, праздновать их по-христиански. Прежде всего всем молиться за молебном, когда он служится в доме, потом идти к утрени и литургии, наконец, можно после литургии разрешить и на вино, которое веселит сердце человека, но в умеренном виде, за скромной и благоразумной беседой с своими родными и знакомыми, но отнюдь не дозволять себе напиваться допьяна, сквернословить, ссориться, драться и т. п. Таким образом и праздник будет почтен, за что Матерь Божия не оставит вас здесь и там Своим заступлением, и вы получите за свои потовые труды, которые равняются христианскому подвигу, законный отдых и Богом дозволенное веселие. Не забывайте никогда, что Матерь Божия избавляет от всяких бед и зол только «благонравные и богобоящиеся рабы Свои». Аминь.
Поучения священника И.Казанского, «Саратовские епархиальные ведомости», N38, 1876 год. Печатается по книге «Сеятель. Сборник проповедей, приспособленных к жизни и пониманию простого народа», Москва, 1898.
Поучительное чтение в день Казанския иконы Божией Матери (22 октября)
О преданности воле Божией
Се раба Господня (Лук. 1, 38)
Оканчивая Свою земную жизнь, Пресвятая Богородице утешала плакавших по Ней Апостолов и других верующих обещанием не оставлять их в сиротстве по Успении Своем, по посещать и помогать им и всем христианам в нуждах и скорбях. Это обещание Богоматери подтвердилось впоследствии многократными примерами Ея заступления и покровительства бедствующему человечеству. Один из таких случаев заступления Богоматери, явленного нашему Отечеству в бедственном времени междуцарствия, послужил поводом к установлению настоящего праздника, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Какой же предмет для беседы благовременнее всего избрать в нынешний Богородичный праздник? Воспоминая ныне спасение нашего Отечества от внутренней смуты и нашествия врагов милостью Божией и заступлением Богоматери — наиболее уместным считаем предложить беседу о преданности воле Божией.
В Евангелии записаны слова Пресвятыя Девы Марии, сказанные Ею благовестившему Ей Архангелу: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». В этих словах Пресвятая Дева Мария выразила преданность воле Божией с забвением собственной воли. Она и сохранила эту преданность во всю свою жизнь. «Она всю Свою надежду возлагала на Господа и, во все время жизни, совершенно покорялась распоряжениям Промысла Божия. Вот благочестивые родители Ея посвящают Ее, по обету своему, на служение Богу: Она не только не противится этому, но охотно оставляет отеческий дом и заключается в храме Божием. Архангел Гавриил благовествует Ей о безсеменном зачатии от Нея Сына Божия. Она недоумевает, как это может быть. Но не сомневается в истине небесного благовестия и с покорностью отвечает Архангелу: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему» (Лук. 1, 38). По смерти обручника Иосифа, Пресвятая Дева не имела с Сыном Своим приюта, где бы могла «главу приклонить» (Лук. 9, 58). Однако не унывала духом, но безропотно сносила нищету Свою. Наконец, когда враги Иисуса Христа, достигнув своей цели, осудили Невинного и распяли Его: какую скорбь должна была чувствовать тогда Матерь Божия! Но Она не упала духом, не изнемогла под бременем несчастия, не пришла в отчаяние. Так было твердо упование Пресвятой Девы на Бога и такова преданность Ея воли Божией.
И Сам Спаситель наш, пребывая на земле во плоти, всецело предавал Себя воле Отца Небеснаго, ибо Он говорил: «Не ищу воли Моея, по воли пославшаго Мя Отца». Он и нас учил совершенно покоряться воле Божией, потому, что сами собой мы ничего не можем делать. «Кто из вас, заботясь, может может прибавить себя росту, хотя на один локоть» (Мф. 6, 27).
Что же такое есть преданность воле Божией и в чем заключается благо ее для человека? Преданность Богу есть такое расположение духа, по которому человек всего себя, все, что ему принадлежит, все, что с ним случится может, предоставляет воле и Провидению Божию, — во всем полагается на Бога и всем бывает доволен.
В этой преданности Господу для человека источник высшего утешения во всех скорбях и обстояниях житейских. Можно сказать: кто не имеет своей воли, а все представляет воле Божией, того желания всегда исполняются, только нужно иметь терпение.
Посему слово Божие часто напоминает нам о преданности воле Божией: «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и той сотворит» (Пс. 36, 5), сказал псалмопевец Давид; и Святой Апостол Петр так увещевает христиан: «Смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время, всю печаль вашу возверзите Нань, яко Той печется о вас» (Петр. 5, 6 и 7).
Что в покорности воли Божией заключается благо для человека, видно из примеров Святых. Они во всем предавали себя Господу и всегда их молитвы и желания исполнялись. Из истории Ветхого Завета мы знаем о праведном Иове: он вдруг лишился всего имущества, всех детей, сам был поражен лютейшею болезнью, но все это с покорностью переносил, не произнес ни одного слова ропота, «не даде безумия Богу», сказано, напротив, праведный страдалец говорил: «Господь дал, Господь взял, буди благословенно имя Господне» (Иов. 1, 21). И за такую преданность Богу Иов получил все прежнее с избытком. В житии Преподобного Сергия читаем, что обитель его, с начала её основания, иногда бывала в такой скудости, что братии нечего было есть. Тогда Преподобный не только не унывал сам, но и братии внушал не скорбеть о недостатках, а иметь надежду на Бога; и Господь скоро посылал благодетелей обители. И все благочестивые люди всегда покорял воле Божией.
Современный наш подвижник благочестия Оптинский старец о. Амвросий в одном из своих писем так говорил о преданности воле Божией: «На все нужно ожидать воли Божией: благоволит Господь иметь нам желаемое (в подлиннике — «нам свою келию»), — добро и благо, не благоволит — нужно потерпеть и покориться всесвятой Его воле. Всеблагой Промысел Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же по неведению часто стремимся к противному. Мученики, предаваясь воле Божией, одни умирали мученической кончиной, а другие, по воле Божией, просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господню, да устроит о нас благое и спасительное, яко же весть, и якоже будет Ему благоугодно» («Письма иеросхимонаха о. Амвросия». «Душевное чтение». 1897. июнь, с. 408). Вот дорогие слова великого знатока жизни и подвижника — старца!
Итак, преданность воле Божией благодетельна для человека. Несомненно то, что Сама преданная Господу Пресвятая Богородица не оставляет своею неложною помощию и людей всецело предающих себя воле Божией. Поэтому, христианин, не падай духом в своих скорбях и напастях. У нас есть «печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». Это Пречистая Матерь Божия. К Ней и будем притекать и взывать Ей: «Владычице, помози«… И Она, милостивая Владычица, не откажет нам в своей всесильной помощи. И, ожидая сей помощи, не будем нетерпеливы, но скажем словами Богоматери: «Мы рабы Господни, да будет с нами, как угодно всеблагой воле Божией».
Священник В.Боженов «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях». Москва, 1897 год.
Публикация Александра Рожинцева
http://rusk.ru/st.php?idar=102651
|