Русская линия
Огонёк, журнал24.02.2005 

Храмовый модерн
Церковь — не ксерокс. Время репринтов должно когда-то кончиться

В парковой зоне Минска стоит необычный храм (архитектор храма и настоятель — одно и то же лицо: о. Феодор Повный). Церковь выступает из середины трехэтажного здания хосписа — «Дома милосердия». Прежде всего комплекс являет подчеркнутую немецкую аккуратность (немцы — и католики, и лютеране — действительно немало способствовали строительству этого православного центра в Белоруссии). Конечно, на крыше красная черепица. Основная часть храма имеет явные черты классической европейской базилики. Правда, над его алтарной частью возвышается вполне русская лукообразная маковка.

Необычным этот храм становится, только если войти в него: у него нет половины стен. Восточная часть храма на месте: классический мраморный иконостас. Западная часть — собственно больничные помещения (прекрасно отделанные, оснащенные, но не о них сейчас речь). А вот с южной и северной стороны нет ни бетона, ни кирпича: пространство остеклено от пола до свода. Парк не отделяется от молящихся и славит Творца вместе с ними.

Говоря на жаргоне экскурсоводов, «перед нами образец православного архитектурного модерна начала XXI века».

А вот с точки зрения социологии религии, это архитектурное решение дало неожиданное эхо — традиционные церковные бабушки скорее сторонятся этого необычно светлого храма, зато молодежи в нем полно. Храм назван в честь «всех святых»: светоносный ответ мрачному Хэллоуину. ХХ век почти выпал из истории русского церковного храмостроительства. Большую его часть храмы сносили. А в 90-е годы архитекторы, не имевшие опыта церковного строительства, благоразумно подражали былым образцам. Да и заказчикам хотелось прежде всего вернуть почти утраченную традицию.

Эмигранты порой дерзали: американские православные храмы иногда своим видом сначала сообщают о себе, что они американские, а уж потом — что православные. И вот уже совсем на границах России появился храмовый модерн.

И правда: церковь — не ксерокс. Время репринтов должно когда-то кончиться. Ведь отличались иконы XVI века от икон века XIV. ХХ век отразил свой опыт веры в ликах парижского инока Григория (Круга). Теперь новому, XXI веку предстоит найти свой акцент в рамках древнего канона.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru