Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина,
Евгений Никифоров
29.10.2004 

Растёт церковное самосознание нашего народа.
С председателем общества «Радонеж» Евгением Никифоровым беседует Людмила Ильюнина

От редакции: Сегодня в Москве открывается Х юбилейный Международный фестиваль православных теле- и радиопрограмм «Радонеж». Фестиваль проводится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, он проходит регулярно, начиная с 1995 года. Организаторами нынешнего фестиваля являются Синодальные отделы Русской Православной Церкви — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Миссионерский отдел, Отдел религиозного образования и катехизации. Но, несомненно, главная заслуга и основная ответственность в проведении фестиваля лежит на православном обществе (братстве) «Радонеж». В преддверии юбилейного фестиваля с председателем общества Евгением Никифоровым побеседовала наш собственный корреспондент Людмила Ильюнина.

«Радонеж» родился как неформальное братство людей во Христе

Людмила Ильюнина: За прошедшие десять лет общество «Радонеж» превратилось в настоящий православный информационно-просветительский холдинг. В его состав входит и радио, и печатное аналитическое обозрение, и Интернет-сайт, и паломническая служба, и православные гимназии, и видеостудия, общество «Радонеж» уже 10 лет организует фестивали православных фильмов, пять лет назад на очень высоком уровне был организован и проведен Конгресс православных СМИ, «Радонеж» проводил просветительские вечера, устраивал выставки. Расскажите, когда возникла идея организации общества. Кто стоял у его истоков?

Евгений Никифоров: Сначала это было неформальное, фактически диссидентское объединение. Мы — верующие молодые православные общались друг с другом, делились трудно доступной литературой (ксерокопировали и размножали, например собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова). Было это лет двадцать назад. «Радонеж» родился как неформальное братство людей во Христе. У нас появился общий духовный отец — архимандрит Амвросий (Юрасов) — основатель одного из крупнейших монастырей в России, который находится в городе Иваново. Он нас благословил на создание общества «Радонеж». Потом мы вдруг подумали: столько у нас хороших батюшек, такие прекрасные проповеди они говорят в храме, но людям зачастую недостаточно этого общения, хочется еще где-то с батюшкой пообщаться, задать ему вопросы, посоветоваться, — и тогда мы стали искать ту просветительскую форму, которая позволила бы дать возможность тысячам, а может быть и миллионам людей услышать слово наших пастырей. Так возникла идея радио, газеты, издательства, идея проведения вечером и экскурсий с участием священников.

Для того, чтобы получить официальное разрешение на просветительскую деятельность, мы должны были как-то юридически оформиться. Теперь забавно вспоминать, но в конце 80-х годов это был единственный возможный план действий — мы оформились как кооператив. И это позволило нам, например арендовать помещение большого кинотеатра на полторы тысячи мест для проведения наших вечеров. В «Меридиане» прошли вечера посвященные князьям Трубецким, Патриарху Тихону, Оптиной Пустыни и другие.

Надо сказать, что у нас не было глобальных целей — мы не спасали Россию или человечество. «Радонеж» — всегда был обществом малых дел и просто следовали своим естественным потребностям и духовным желаниям.

Л.И.: Помнится, что одним из первых был вечер, посвященный С.А.Нилусу. По тем временам это было огромное событие. Мы, питерцы, специально в Москву ездили на это вечер…

Е.Н.: Да, это было «эпохальное событие». Впервые вслух заговорили о духовном смысле событий 1917 года и того, что происходило потом. В это же время мы подготовили выставку, посвященную Царской Семье.

Л.И.: Эту выставку, а так же выставку, посвященную тогда еще не переданному Церкви монастырю, — Оптина Пустынь вы возили по стране. В Питере «Царская выставка» была развернута не где-нибудь, а в самом центре города — в Этнографическом музее, на ней служились молебны. Именно тогда началась работа по просвещению народа — впервые была сказана правда о Царственных Мучениках.
Я помню удивительную дружественную атмосферу, которая пронизывала все дела «Радонежа» у самых его истоков.

Издательская деятельность начиналась с… «Православной обуви»

Е.Н.: Эту атмосферу мы и сейчас стараемся сохранять, во всех сферах нашей деятельности мы избегаем дурного официоза.
Но вернусь к хронологии событий. Для того чтобы арендовать помещения и заниматься просветительской деятельностью (вечера наши были бесплатными) нам нужен был какой-то источник доходов. Мы первые в стране открыли магазин православной литературы — в народе он назывался «Православная обувь», потому что занимал один отдел в обувном магазине напротив Новодевичьего монастыря. В продажу мы пустили ксероксы и маленькие брошюрки, — так началась наша издательская деятельность. А потом мы начали издавать газету и люди специально ездили за ней на край города в наш магазин. Газета тогда издавалась огромным тиражом — и весь он без остатка расходился.

Л.И.: Вероятно, это происходило не только от того, что мало было православной периодики в то время, но и по каким-то другим причинам?

Е.Н.: Думаю, что это связано с тем, что мы сразу же нашли верный тон. Так как в «Радонеже» объединились люди молодые, думающие и активные, мы решили этот бодрый дух перенести и на страницы газеты. Мы старались избегать слащавости, елейности, учиться самим и учить читателя рассудительности и трезвости. Впоследствии наша концепция выразилась в подзаголовке газеты «православное аналитическое обозрение». В газете мы старались и стараемся сейчас давать прежде всего проблемные статьи, которые требуют обсуждения. Ну и конечно предлагали обозрение значимых событий с православной точки зрения.

Л.И.: В то время это было новостью, теперь уже этим, наверное, никого не удивишь. В каком-то смысле газета «Радонеж» стала «школой трезвения» для многих православных изданий России. И неслучайно именно «Радонеж» пять лет назад организовал конгресс православных СМИ.

Е.Н.: Как я уже говорил: в самом начале нашей деятельности мы осознали, что православные люди нуждаются в общении за стенами храма. А потом увидели, что особенно в общении нуждаются те, кто трудятся «на ниве православного просвещения» — журналисты православных СМИ. И мы выступили с инициативой проведения Конгресса. Было получено благословение от Святейшего Патриарха Алексия, готовился Конгресс Издательским отделом Московской Патриархии, в здании которого, кстати сказать, в то время размещался и «Радонеж».

600 журналистов съехались на Конгресс со всей страны. Люди получили возможность познакомиться друг с другом, пообщаться. Тогда мы организовали «Клуб православных журналистов», который до сих пор продолжает активно работать.

Л.И.: К сожалению, организаторы, Фестиваля православных СМИ, в рамках которого в ноябре сего года пройдет и Конгресс православных СМИ не упоминают, что их Конгресс не первый, а второй по счету… Но все участники первого Конгресса об этом помнят, и благодарны вам за прекрасную организацию встречи православных журналистов России. Представляю, как непросто было добиться льготы — бесплатного проезда по железной дороге для всех участников Конгресса, поэтому и из Сибири, и с Урала, и из Средней Азии и из других дальних мест смогли приехать пять лет назад на высокий форум в Москву.

«Радио вечернего прослушивания»

Л.И.: Но для большинства православных «Радонеж» — это прежде всего радио. Вот уже больше десяти лет ваши позывные в эфире собирают у радиоприемников православных не только в России, но и в ближнем и даже дальнем зарубежье. Расскажите о первых шагах, как возникло радиостанция, как обустраивалась ее работа.

Е.Н.: Идея об организации радио возникла у меня после того, как я познакомился с протоиереем Борисом Бобринским — преподавателем Богословского Парижского Института при Сергиевском подворье. В то время он подвижнически собирал деньги на маленькую радиостанцию при подворье, которая называлась «Голос православия». Передачи (через Португалию!) транслировались на Россию, отец Борис получал благодарственные письма, которые свидетельствовали о том, как людям нужен православный источник информации.
И после встречи с отцом Борисом, которая меня очень вдохновила, мы начали думать о своей радиостанции.

Л.И.: Как вам удалось это сделать технически и организационно, — ведь создание радиостанции это во всех отношениях очень затратное дело?

Е.Н.: Слава нашим технарям! Я считаю, что техническая русская интеллигенция — это национальное сокровище. Это самые здравые люди, самые честные перед собою. И, в конечном счете, они и к православию относятся очень трезвенно, без экзальтированности, но с большой внутренней основательностью.

Именно они, технические профессионалы Министерства связи, нам очень помогли. Мы пошли обычным путем — написали бумагу в Министерство по делам печати, прошли все необходимые процедуры.

Очень важно, что нам удалось закрепиться в Доме радио. Мы здесь являемся некоей закваской, — к нам ходят консультироваться государственные радиокомпании. Все знают, что мы — православные здесь находимся, и это оказывает влияние на общую атмосферу в радиокомитете.

Л.И.: Вот уже много лет вы вещаете в течение трех часов, нет ли у вас намерения увеличить время радиовещания?

Е.Н.: Нет, это наша принципиальная позиция. Мы называем себя «радио вечернего прослушивания»: люди после работы или после храма пришли домой, чайку попили, радио послушали, помолились и спать легли. Телевизор сейчас смотреть невозможно — это уже очевидно, а потребность в информации у современного человека существует, вот наше радио и призвано ее удовлетворить.
Все эти годы мы учились говорить со слушателями на адекватном языке: не на языке древних житий, а на языке современности, который близок и понятен всем.

Паломническая служба начиналась с романтических поездок

Л.И.: Без преувеличения можно сказать, что о паломнических поездках «Радонежа» знает уже весь мир. Насколько мне известно, количество маршрутов уже измеряется десятками, и они поражают разнообразием, оригинальностью и новизной. Группы сопровождают квалифицированные экскурсоводы, они же создают удивительно братскую и дружественную атмосферу во время путешествия. Паломническая служба «Радонеж» сейчас — одна из самых мощных структур в турбизнесе, а когда-то все начиналось очень скромно…

Е.Н.: Да, всё начиналось с того, что мы ездили по полуразрушенным храмам и монастырям, чтобы соприкоснуться с нашей духовной историей. Ездили в Оптину Пустынь, в Донской монастырь (искали келью Патриарха Тихона). Надо сказать, что в то время это были очень романтические поездки, как и вся деятельность «Радонежа». Для нас, молодых людей, — это было настоящее приключение. Ведь все делалось полулегально, с немалой долей опасности. Для нас наша братская жизнь (кстати, мы первые вернули в обиход понятие «православное братство», а потом уже началось «братское движение») было полно эмоциональных открытий.

Л.И.: Я хорошо помню первые паломнические поездки в Оптину Пустынь и экскурсии, которые проводил Виктор Саулкин.

Е.Н.: Да теперь мы уже привыкли к мощному паломническому движению. А тогда и слово-то паломник было употреблять странно. Люди не понимали, что это значит. Теперь в жизнь народа возвращен целый культурный пласт, — ведь это особая отрасль духовной культуры — путешествие по святым местам. Паломническая служба «Радонеж» вот уже 15 лет осуществляет эту культурную и духовную миссию.

Первая православная гимназия

Л.И.: Вы открыли и первую православную гимназию.

Е.Н.: Наши дети подрастали, им пора было идти в школу, и тогда мы решили попробовать организовать для них свою школу. Сначала это была воскресная школа. Тогда мы познакомились с художником Алексеем Николаевичем Сысоевым, который преподавал детям изобразительное искусство и через рассказ о красоте мира открывал детям Божию премудрость. Теперь отец Алексий Сысоев — духовник нашей православной гимназии.

Л.И.: Я знаю, что в гимназии уже был выпуск. Что показала жизнь? Не оказались ли дети беспомощными пред искушениями современной жизни, ведь в православной гимназии они так или иначе изолированы от мира?

Е.Н.: Наша гимназия открылась в 1990 году, это была первая негосударственная гимназия в России. Тогда мы арендовали 6 классов в обычной школе, а потом мы превратились в полноценную гимназию. Первая гимназия возникла в Ясенево, потом было Сабурово, потом было Крылатское, еще несколько православных школ.

Мы сделали уже 10 полных выпусков. Все дети поступили в вузы. Значит, наш уровень образования вполне достоин того, чтобы выпускники могли поступить в лучшие вузы страны.

У нас уже есть и выпускники вузов, среди них есть крупные бизнесмены, которые даже создали попечительский совет гимназии, есть серьезные ученые, священники, монахи и монахини. Удачно сложилась судьба этих ребят. И это доказательство того, что они не оказались беспомощными перед искушениями этого мира, — в них была воспитана сознательная церковность, сознательная религиозность и они ее не потеряли.

Радио «Радонеж» существует на народные пожертвования

Л.И.: Все ваши проекты очень затратны, без постоянных спонсоров их не осуществить. Как вы решаете финансовые проблемы?

Е.Н.: Конечно, у нас есть спонсоры, но в основном это — одноразовая помощь. Я замечаю, что у нас в России есть такая особенность: люди всё время хотят делать что-то новое, вместо того, чтобы поддерживать какие-то уже устоявшиеся начинания. Создаются всё какие-то новые фонды, спутниковое телевидение, новые издательства… Увы, очень часто всё это, начатое в стиле гигантомании и шапкозакидательства, постепенно сходит на нет. Вероятно, это недостаток нашего национального характера…

Л.И.: «Радонеж» — некоммерческая организация?

Е.Н.: Слава Богу! Я говорю «Слава Богу!», потому что убежден: как только какое-то церковное дело начинает приобретать коммерческий привкус, тут же налетают соответствующие люди, начинается жесткая конкуренция, борьба за копейки. В результате, в угоду рынку начинает искажаться содержание теле, радио, газетных материалов, — и наше православие куда-то испаряется. Самый яркий пример — наши православные выставки-ярмарки. Не поверите, но я однажды видел, как за лотком у одного из стендов стоял… схимонах!

Л.И.: Присутствие святынь на торжище — «из той же оперы"…

Е.Н.: Конечно. Эта неизвестно откуда взявшаяся традиция, когда среди базара выставляют святые мощи и помазуют миром, — на мой взгляд, недопустима на православных выставках. Нельзя православие превращать в рынок! Это — дикость! Конечно, это должно разбирать священноначалие…

Л.И.: Но все-таки, на какие средства вы содержите такой дорогостоящий проект, как радио?

Е.Н.: Однажды я плакался известному батюшке-духовнику на то, что у «Радонежа» нет спонсоров, нет денег, и может быть пора уже закрываться. Он мне сказал: «Пока у тебя есть слушатели, «Радонеж» будет существовать». Ровно столько, сколько нам необходимо мы получаем от людей. Радио существует почти исключительно на народные пожертвования. И это я считаю нашей главной победой. Этот факт говорит о том, что русские люди уже проснулись и осознают себя, как православные граждане. Люди понимают, что нет добрых дядей, которые все устроят, понимают, что если мы хотим слушать Слово Божие, то нужно поддерживать тех, кто несет это Слово.
Со всей страны к нам приходят пожертвования, — и это отражает рост церковного самосознания нашего народа, и это очень обнадеживает.

http://rusk.ru/st.php?idar=102633

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика