Победа.Ru | Александр Черкасов | 23.02.2005 |
Есть суждения, которые одним представляются настолько очевидными истинами, что они считают излишним их обсуждать и отстаивать. Другие считают эти суждения настолько вздорными, а их приверженцев ограниченными людьми, что высокомерно уходят от серьезного разговора и обсуждения. Представляется, что в этих истинах, заключены мудрость и глубина, все еще не понимаемые многими.
К таким истинам относятся утверждения, что:
— Православие и Русская Православная Церковь всегда играли и играют сегодня исключительную, часто определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности;
— армия и флот, которые росли и развивались вместе с Россией всегда были и будут одним из основных условий ее существования;
— без сильных армии и флота, достойных великого прошлого России, без армии и флота уважаемых и пестуемых народом и государством, у России нет не только достойного, но и вообще никакого будущего;
— воины армии и флота России всегда были сильны своими духовными, морально-нравственными качествами;
— главнейшими истоками духовных сил нашего народа и его вооруженных защитников всегда были, являются сегодня и, будут оставаться впредь, Православная Вера и Любовь к Отечеству, освящаемая этой верой.
Понимаю, что для большинства, сидящих в этом зале, эти истины являются азбучными. Но обращаюсь к ним потому, что сегодня эти истины как никогда поруганы и нуждаются во всемерной защите, новом осмыслении и настойчивом продвижении и внедрении в российское общество, в широкое общественное сознание. Их надо заново прочувствовать, осознать, ими необходимо руководствоваться во внешней и внутреней политике, в государственном и военном строительстве.
Отечественная история свидетельствует, что все выдающиеся победы русского оружия покоятся на прочном духовном фундаменте Православия, которое взрастило в нашем народе и его защитниках не истребленную и поныне идею воинского и патриотического Долга перед Россией.
В Православии мы обнаруживаем истоки лучших морально-боевых качеств русских воинов:
«Чаю Воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь» — так заканчивается молитва «Символ Веры». Поэтому православный воин не боится погибнуть, он верит, что его душа бессмертна и заботится, прежде всего, о ней, а не о бренном теле.
Православный воин руководствуется идеей: К то боится Бога, тот не боится любого врага, и поэтому неустрашим перед противником, смело идет в бой с именем Пресвятой Богородицы, с упованием на помощь Господа нашего Иисуса Христа и неизменно побеждает.
Православный воин всегда был силен взаимовыручкой и взаимопомощью, потому, что следует библейской заповеди, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
Православных воинов не смущает превосходство противника. Со времен Святого и Благоверного Великого Князя Александра Невского они руководствуются библейским девизом: «Не в силе Бог, а в правде!»
Православные воины хорошо знают и другие слова Святого и Благоверного Великого Князя: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!»
Православная Вера стоит на уверенности в победе над любым злом, над любым врагом, посягающим на Православное Отечество. Веря в свою правоту и Божью помощь, воины России свято верили в победу, даже если им было суждено погибнуть.
Наше дело правое. Победа будет за нами! Это придумано не Сталиным, и сказано задолго до июля 1941 года. Это исконно Православная христианская идея, многократно повторяющаяся в библейских текстах, словах и обращениях русских военачальников и простых воинов во все времена.
Наши воины всегда готовы встать на защиту Отечества, ибо считают его оплотом Православия, которое надлежит охранять и защищать самоотверженно, не жался собственной жизни.
Наш воин был всегда неприхотлив и непритязателен в быту, терпелив в преодолении невзгод и трудностей военной службы, законопослушен, уважал командиров, был милосерден к побежденному противнику и мирному населению, ибо руководствовался известными всем заповедями.
Военные историки единодушно отмечали разительное различие в поведении солдат наполеоновской армии в России, их бессердечие, неоправданную жестокость к мирному населению, повальное мародерство, и миролюбивое, милосердное поведение наших воинов во Франции. Это было настолько разительно, что даже добросовестные французские историки, это признавали. Хотя распространялись и всевозможные страшилки и измышления, особенно о наших казаках. Безусловно, были в ходе войн, которые вела Россия, случаи, и не единичные, мародерства, надругательств, бессердечия со стороны наших воинов, этого никто и не думает отрицать. Здесь важно то, что это никогда не носило массового характера и всегда осуждалось сослуживцами, пресекалось, а не поощрялось командованием, каралось не только официальными законами государства, но и нравственными законами общества.
Наши воины всегда шли в бой воодушевленными. Православие и Русская Православная Вера сформулировали высшую идею и высший смысл ратного служения и подвига, «За Русь Святую! За Веру Православную!»
Нравственные нормы Православия стали нормой и традицией нашего мышления и поведения. Веками они впитывались нашими соотечественниками, как говорится «с молоком матери», ими проникнуты все наши привычки, мораль, кудыура, весь уклад нашей повседневной жизни.
Тысячу лет жил наш народ с Православной христианской верой, которую не смогли искоренить несколько десятилетий государственного атеизма и богоборчества. И сегодняшнее возрождение Православия и Русской Православной Церкви является проявлением верности нашего народа своим истокам, своим предкам, своей славной истории.
Справедливо, что сегодня общепризнанна ведущая роль Православия и Русской Православной Церкви в создании, укреплении и сохранении российского государства. Но очень несправедливо, что об их роли в деле военного строительства, создании и укреплении Армии и Флота России, достижении славных побед русского оружия говорится неоправданно мало, хотя Армия и Церковь, Армия и Православная Вера неразрывно связаны в истории нашей Родины.
Столетиями Русская Православная Церковь освящала профессию защитника Отечества и сегодня за каждым своим богослужением молится о воинстве России.
Во все времена Русская Православная Церковь призывала верующих и всех граждан России любить свое земное отечество и не щадить жизни для его защиты.
Русская Православная Церковь изначально воспитывала в русских воинах чувство долга и личной ответственности за защиту Отечества, как чувство долга и ответственности перед Богом. Православие всегда рассматривало воинское служение, как служение Божьему делу на земле. Защищать Русь, Россию, означало в тоже время, защищать Православие, защищать дом и дело Богородицы, дом и дело самого Бога. Все подвиги русских воинов были основаны на вере в высшую правду, в Божий Промысел.
В России все материальные аспекты войны и военного дела занимали хотя и значительное, но, безусловно, подчиненное положение.
Из учебников мы узнаем о подвиге Александра Невского, как, используя фактор внезапности, он с малой дружиной разбил многочисленных шведов. Но в учебниках ни слова не говорится о главных причинах его победы, а именно о том, что все его воспитание основывалось на Православии, обучение грамоте и письму происходило по Библии и Псалтыри, а вся повседневная жизнь определялась кругом церковной службы, он постоянно слышал жития святых, цельность Православия воспринималась им органично.
Княжич Александр, как и любой ребенок его среды, с детства готовился к битвам за землю Русскую, воспитывался под знаком предстоящей ему государственной деятельности во благо Русской земли. Все воспитание ковало в нем несокрушимую волю к единодержавию и понимание, что он призван Богом на защиту своего Отечества.
Именно эти два обстоятельства оказали решающее влияние на воспитание у него чувства долга и ответственности князя перед его людьми и Отечеством. Поэтому, получив весть, что Биргер высадился с большой ратью в устье Ижоры, Александр не колебался, он знал свой Долг и свято верил в помощь Бога.
Летопись свидетельствует, что перед выступлением Александр коленопреклонно молился перед алтарем в храме Святой Софии. Получив благословление, вышел из храма и обратился к своей дружине и ополчению со словами. «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем…» Сформулированный Святым Благоверным Великим князем Александром Невским, на основе библейского смысла, девиз: «Не в силе Бог, а в правде!», на многие века стал ведущим для российского воинства.
Всматриваясь подобным образом в историю России, в деяния ее устроителей и защитников, мы видим не только духовную и нравственную силу Православия, но и его огромное объединяющее и политическое значение для становления российской государственности, формирования и воспитания важнейших государственных институтов и в первую очередь вооруженных сил.
Рядом с большинством выдающихся государственных деятелей Руси мы обя чательно видим не менее выдающуюся фигуру Митрополита или Патриарха, будь то Киевская или Московская Русь.
Митрополит Михаил духовно подвигал на подвиги князя Владимира. Дмитрия Донского воспитал Святитель Алексий I, а подвигнул и благословил на Куликовскую битву C е p гий Радонежский. Рядом с Иваном Грозным при основании им Русского царства был Митрополит Макарий. Михаил Романов восстанавливал Россию после Смутою времени и польской интервенции под духовным руководством Патриарха Филарета.
Патриарх Никон сделал все необходимое и подвигнул Алексея Михайловича Романова и Богдана Хмельницкого на обьединеиие России и Малороссии (Украины).
При этом особо необходимо подчеркнуть, что Православие не пошло по воинственной дороге католичества, его оружие всегда было духовным, но оно неизменно оказывалось победным.
Более шестисот двадцати лет тому назад Русь, практически погибла от духовного и физического порабощения и, казалось, полностью утратила надежду на избавление от татаро-монгольского ига. Но Святитель Алексий I неустанно трудился на поприще объединения усилий всех русских князей в борьбе с Ордой. Его усилиями был воспитан в твердой православной вере и вырос патриотом земли русской молодой московский князь Дмитрий Иванович.
Вокруг Святителя Алексия и Сергия Радонежского объединялись подвижники Веры Православной. Их общими молитвенными усилиями сохранялся и укреплялся дух нашего народа. Православный стержень духовности и самосознания русского народа сломать врагам не удалось.
В 1380 году преподобный Сергий, игумен земли русской и Чудотворец Радонежский благословил князя Дмитрия на борьбу за освобождение Руси от ига.
Орда Мамая была разгромлена, а предварялось и сопровождалось это величайшим подъемом религиозных и патриотических чувств русский людей всех слоев и сословий, невиданным ранее воодушевлением русского воинства. Это была, прежде всего, духовная, моральная победа Православия.
Описывая период смуты, В. Ключевский заметил: «Когда государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли».
Народ не выдержал, не смог терпеть, когда польские захватчики стали притеснять Православие, ставить под сомнение существование самого понятия Россия и вновь вста л на бой за Русь Святую и Веру Православную.
Несломленный муками Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами.
Вновь Русская Православная Церковь выступила, как сила, мобилизующая и организующая народное сопротивление, как коллективный патриот своего земного Отечества. Победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над многочисленным врагом предварялась и сопровождалась мощным религиозным подъемом народа и воинства.
Пример использования Православных идеалов для воодушевления воинов дает обращение Петра I к войску перед Полтавским сражением: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы не должны помыииять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за правос. швную нашу веру и церковь…. Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего…»
Весьма показательно, что, устраивая армию и флот России по европейскому образцу, поручая их обучение иностранным «военным специалистам», дело воспитания Великий Император оставил в руках русских священнослужителей.
Исключительную роль во всей своей деятельности отводил Православию наш бессмертный Генералиссимус А.В.Суворов. Он беспредельно любил Россию, был убежден в непобедимости русского солдата и часто напоминал: «Мы русские с нами Бог!» Именно в Православной Вере видел он корни и истоки всех своих побед.
Суворов, еще будучи командиром Суздальского пехотного полка, участвовал в строительстве полкового храма в Новой Ладоге, лично составил молитвенник и катехизис для солдат, строго следил за проведением богослужений, требовал обязательного и добросовестного участия в них всех независимо от чинов, с ам показывая в этом пример. Не было случая, чтобы Суворов начал сражение без молитвы.
Одержав очередную победу, Суворов, обращался с благодарностью к Богу, обязательно устраивая молебне, в котором часто участвовал в роли певчего и чтеца Евангелия.
При нахождении войск в лагерях и во время боевых походов Суворов всегда присутствовал на утренней и вечерней заре и лично читал молитву «Отче наш». Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой верой:
— Молись Богу! — от Него победа!
— Чудо, богатыри! Бог нас водит: — Он нам Генерал!"
— Помилуй Бог! Мы русские, — Богу помолимся: Он нам и помощник!
— Вы — богатыри, неприятель от Вас дрожит. Вы русские!
Неоднократно Суворов говорил: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить». Не единожды в трудную минуту сражения, Суворов обращался с молитвами к Богу.
Твердая вера в Бога, несокрушимая надежда на его помощь и заступничество исповедуемая Суворовым и неутомимо внушаемая им войскам сделала Великого полководца непобедимым, а его войско превратило в легендарных чудо-богатырей.
Велик и достоин вклад Русской Православной Церкви в победном завершении Отечественной войны 1812 года. Православная патриотическая идея была главной в Манифесте Императора Александра I по случаю вторжения наполеоновских войск в Россию. Простое и ясное обращение к Богу и правде Его, этой главной идее для русских людей не могло не найти отклика в их сердце и душе, сплотило и воодушевило их на борьбу с французскими захватчиками.
Подобные примеры можно продолжать.
Далеко не случайно в годы второй Великой Отечественной войны были востребованы образы великих русских святых Александра Невского, Дмитрия Донского и православных полководцев Суворова, Кутузова, флотоводца Ушакова.
Как оказалось, несмотря на более чем двадцатилетний воинствующий атеизм и массовые гонения за веру, основы православной нравственности были сохранены. Старшее поколение сумело передать детям и внукам основные нормы православной морали, воспитать в них любовь к Родине, чувство долга и ответственности за ее судьбу.
Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они ее защищали вместе. И объединила их не коммунистическая идеология, которую многие не признавали, а образ Святой Руси, — сохранившаяся в народе, веками воспитанная Православием внутренняя потребность защищать Отечество «не щадя живота своего».
Показательно, что Русская Православная Церковь и сегодня видит в подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны величайшую святыню — День Победы 9 мая введен в церковный богослужебный календарь.
Ежедневно в молитвах Церковь осуществляет поминовении «вождей и воинов на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших».
Таким образом, мы видим, как на протяжении веков Православие воспитывает и сплачивает народы России, объединяет и мобилизует их на защиту российской государственности, что идеалы Православия всегда были духовной основой системы воинского воспитания и обучения войск.
Православие и Русская Православная Церковь выступали не только как религиозная сила, воодушевляющая воинов на подвиг во имя Веры и Отечества, но и как хранители духовной и культурной памяти народов России, их исторических и ценностей.
Одна из этих ценностей — идея державности, необходимая в качестве инструмента божественного домостроительства. Россия, как сильная и процветающая в еликая держава — защитница вселенского Православия, — это первейшая идея, которую Церковь внедряла и отстаивала на протяжении многих веков. Эту идею она отстаивает и сегодня, оказываясь, объективно, единственным последовательным выразителем общенациональных интересов народа и государства.
Вторая важнейшая идея, которую отстаивала и отстаивает наша Православия Церковь, заключается в том, что меняются общественный уклад и государственное устройство, руководители и политические вожди, но остается у нас Отечество, великая Россия, которую надо обустраивать и защищать.
Поэтому Русская Православная Церковь возвышает воинское служение до служения Богу и долгу перед Православной Верой. Не случайно решением святейшего Синода Русской Православной Церкви в литургию включена молитва «О богохранимой стране Российской, властях и воинстве ее». Больше ни о каком конкретном институте государства и общества Церковь так не молится. Этот факт еще раз подчеркивает особое ее отношение к государственной идее и защитникам российской государственности.
Наши самопровозглашенные либералы и демократы проповедуют и насильственно насаждают в нашем Отечестве совершенно другие принципы и мораль. Начиная с памятного выступления академика Сахарова (на 1 съезде народных депутатов СССР он оскорбил ВС) они исповедуют негативное отношение к российской державности, к военной службе, к защите Отечества. Православие они считают пережитком прошлого. Для них «патриот» ругательное слово, для них нет понятия Родина, им хорошо там, где хорошо их капиталу, где могут удовлетворяться все любые их потребности. Если западноевропейские либералы и демократы отстаивая интересы личности, стоят на страже своего национального отечества, то наши либералы ценят личную свободу, как абстрактное понятие, независимо оттого, что она несет конкретному человеку. В результате их деятельности обострились все проблемы российского общества, духовный кризис, охватил все его сферы и слои. Не успев освободиться от государственной атеистической идеологии, наш народ подвергся страшной духовной агрессии. Разложение затронуло отечественную науку, образование, литературу, изобразительное искусство, кино и другие сферы национальной культуры, возросло негативное и очень опасное воздействие на духовный мир человека.
Современное западное общество поражено само и заражает остальной мир злокачественной опухолью ничем не ограниченного потребления, которая беспощадно разрушает душу, разум, тело человека, окружающий нас животный и растительный мир, всю в целом природу, включая космос. Современные «меновщики», захватив глобальные средства массовой информации, сознательно формируют и насильно навязывают людям новые материальные потребности, лишенные здравого смысла и калечащие физическое, духовное здоровье людей, особенно молодых. Одновременно с этим нормальные чувства и качества нормального и здорового человека подвергаются осмеянию, объявляются старомодными, лишенными смысла, невыгодными и непрактичными. Над вековыми основополагающими духовными ценностями нашего народа и общества, нависла опасность их полной утраты и это самая большая реальная угроза будущему России, ее государственности, положению и роли в мировой цивилизации.
Фридрих Великий говорил: чтобы пройти там, где есть русский солдат, его мало убить, его еще надо после этого и мертвого повалить. Таким русский солдат был, и такой он в основе своей пока и есть. Морально уничтожить нас пока никому не удавалось. Но, все это — пока. Сегодня как никогда близка черта, за которой — морально-нравственное опустошение военнослужащих, утрата ими духовных основ и нравственных ориентиров, потеря веры в себя, в то, что их служба нужна Отечеству. Сегодня Вооруженные Силы, из последних сил пытаются сохранить духовные истоки своей силы, борются, как это не парадоксально за право защищать свое Отечество, а не быть его платными наемниками, сопротивляются разрушению высоких духовных основ воинского служения России, превращению воинской службы из святого служения в наемное ремесло.
Этого нельзя допустить.
И вновь история распорядилась так, что сегодня только Православие и Русская Православная Церковь последовательно и во всей полноте противостоят духовному разрушению России, ее армии и флота.
Мать Церковь учит, что Россия — это самобытная православная цивилизация и для каждого ее гражданина, независимо от его веры и национальности, Россия высшая ценность и долг перед ней выше личного блага. Православие учит любить и защищать Отечество «не жалея живота своего», любить ближнего как самого себя, помогать ему в беде, делиться последним куском хлеба с нуждающимся, не стяжательствовать, быть во всем умеренным.
Православная нравственность органично сочетает в себе духовные ценности и свободу личности, осуждает насилие, корыстолюбие, разврат и другие пороки, процветающие и культивируемые ныне. Оно не рассматривает проблемы свободы и прав человека вне его ответственности и обязанностей перед другими людьми, обществом и государством.
Православие свободно по своей сути, в нем нет разрушающего души прагматизма, слепого подражательства и сиюминутных политических интересов. Веками Православие проповедовало высокое духовное и нравственное начало человека, освященные Евангелием патриотические мысли и чувства, Любовь и мир.
Нравственные ценности и идеи Православия созвучны многим положениям ислама, других традиционных для России религий и не оспариваются ими, они приемлются и атеистами, а самое главное эти идеи воспринимаются русскими людьми на генетическом уровне, как воздух, которым они дышат.
Православная культура — источник одухотворенной самобытной философии, литературы, живописи и музыки, великих научный открытий русского народа и других народов России, а также народов бывших российских губерний и советских республик, ныне суверенных государств дальнего и ближнего зарубежья (которые, кстати сказать должны быть много благодарны Православию как, воспитавшему русский народ в веротерпимости и братолюбии).
Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом для воинского и патриотического воспитания военнослужащих Российских Вооруженных С ил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные идеалы и нормы, критерии и принципы, внутреннюю, нравственную чистоту, правду и силу.
Все выше изложенное дает нам очевидное право утверждать, что в современной России только Православные идеи Патриотизма, самоотверженной любви к Отечеству, всемерного служения ему, идеи воинского Долга, Доблести и Чести, Правды, Добра и Справедливости могут стать прочной базой идеологии и государственной политики, возрождения России, ее Армии и Флота, могут консолидировать все народы и общество.
Все другие идеи — идеи демократии и коммунизма, западной социал-демократии, консерватизма и либерализма и др. — выражают интересы преимущественно какой-то части общества и не могут его консолидировать.
В завершение выступления хотел бы заметить следующее. Анализируя войны и конфликты последних 15−20 лет, мы наблюдаем, как война неуклонно и неумолимо меняет свое лицо.
Еще не так давно война и вооруженная борьба были, чуть ли не тождественны. Сегодня уже не только вооруженная борьба предрешает результат войны, часто ее итог определяется иными силами, средствами и способами борьбы, все отчетливее проявляется действие Закона зависимости хода и исхода войны от духовных сил противоборствующих сторон.
Сто лет назад профессор Николаевской императорской академии Генерального штаба, Н. Н. Головин писал в работе «Искусство боя»: «Великими практиками военного искусства давно установлен закон главенствующего значения духовного элемента в бою. Это, можно сказать избитая истина… человек с его бессмертной душой, был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя». (Головин Н. Н. Искусство боя. СПб., 1907)
И сегодня мы видим, как противоборство в духовной сфере неуклонно занимает все больше место в содержании войны. Недалеко, видимо, то время, когда победа в войне будет достигаться в основном за счет духовного, морально- нравственного превосходства, моральной и психологической стойкости.
Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе специальных тренировок, на основе специальных методик (такая подготовка тоже нужна), а полное духовное превосходство на основе понимания, что твое ратное служение освящено высшим смыслом: «За Россию! За Веру Православную!»
В этих условиях, становиться еще более понятным, что только Православие, которое делало нас непобедимыми во всех прошлых сражениях, может обеспечить нам победу в любой будущей войне. Православие — наше главное духовное оружие и им, как любым оружием, надо умело владеть.
Православная культура исключительно богата и глубока. Она совершенно нами не изучена и таит в себе удивительные и бесценные откровения для воспитания Защитников Отечества.
Сегодня самой настоятельной необходимостью является изучение и использование в Вооруженных Силах драгоценного духовного наследия наших мудрых предков, построивших и сохранивших для нас Великую Россию, Православную Веру, традиции Воинской Чести, Доблести и Славы.
Объединение духовно-нравственных усилий Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил России сегодня может оказаться решающим для судьбы России.
Будем достойны прошлого России и сделаем все для ее достойного будущего. Только тогда мы можем по праву назваться ее сыновьями!
Честь имею!
Черкасов Александр Владимирович, генерал-майор в отставке, кандидат военных наук