Русская линия | Александр Епанчин | 29.09.2004 |
Св. Иулиания была замечательной русской женщиной, родившейся в 1535 г. в Москве. Отец ее, Иустин Недюрев, был Государевым Ключником, а мать, Степанида Григорьевна Лукина, была родом из Мурома. После смерти матери в 1542 г. девочка была взята в Муромский уезд бабкой Анастасией Никифоровной Дубенской, а после ее кончины попала в семью своей тетки Наталии Араповой. Здесь ей пришлось пережить много насмешек и обид, ибо семья была религиозна лишь внешне и не понимала глубокой религиозности Иулиании. Это непонимание окружающими сопутствовало ей всю жизнь. Такое бывало во все времена. Есть особый тип людей — «не от мира сего», они не укладываются в общепринятые рамки, и это раздражает. Почему? Это невозможно объяснить, хотя инстинктивно окружающие чувствуют их духовное возвышение над собой, но, т.к. рационально объяснить их внутреннее состояние и продиктованное им внешнее проявление, приносящее лишь трудности невозможно, то это и раздражает. Такие люди обречены на одиночество, и это о них сказал Господь: «В мире скорбны будете».
В 1551 г. св. Иулиания была выдана за муромского дворянина св. Георгия Васильевича Осорьина, и поселилась с ним в Лазареве, что под Муромом. Святая и в замужестве осталась такой же. В то время случился мор и голод, и она, сама недоедая, а то и голодая, раздала все, что у нее было, крестьянам. В конце концов была вынуждена даже прибегнуть ко «лжи во спасение» — просить у свекра и свекрови, якобы для себя, пищи, которую по ночам раздавала; ходя по избам, сама ухаживала за больными и умирающими.
Было у них со св. Георгием 10 сыновей и 3 дочери, из которых 6 умерло во младенчестве. После кончины мужа в 1595 г. св. Иулиания раздала нищим все, что осталось, и в лютую зиму сама ходила в рваной одежде. Наконец, дошло до того, что она вынуждена была питаться лебедой, выпекая из нее хлеб. И, о чудо, хлеб этот был до того вкусен, что голодные крестьяне приходили к ней за ним.
Много раз ей являлись бесы, искушая и пугая ее, но она мужественно противостояла им. Два раза ей на помощь приходил Николай Угодник, разгоняя бесов. Вообще, он оказывал и оказывает ей покровительство, о чем поговорим ниже.
Скончалась Святая 2-го января 1604 или 1605 г. и была погребена рядом со св. Георгием в Лазареве. Вскоре над ними была поставлена деревянная церковь Собора Архистратига Михаила. Дочь их, преп. Феодосия, была схимницей в Муроме.
В 1931 г. св. Мощи прав. Иулиании попали в Муромский музей, где подвергались кощунствам, но православные, приходя в музей явно, поклонялись им тайно. И вот 20 января 1989 г. рака со св. Мощами была возвращена Церкви и перенесена в муромский Благовещенский монастырь, где была поставлена перед Иконой Николая Угодника. В 1993 г. 9 июля она была перенесена в Николо-Набережную Церковь. Воистину, Никола и по кончине не оставляет ее своим покровительством.
В Лазареве существует св. Колодец, по одному преданию, оставшийся после Ноева Потопа, по другому, образовавшийся от удара о землю копытом коня преп. Илии Муромца, когда он поскакал в Киев на службу (около 1166 и 81 гг.) В нем в 1584 г. был утоплен слугой сын прав. Георгия и прав. Иулиании Иван (32 лет?) Над св. Колодцем стояла надкладезная часовня, разрушенная в 1933 г. Святая вода в нем обладает чудотворными свойствами. Молятся здесь на первый Спас. Другой св. Колодец около с. Дуброво на берегу оз. Свято. Здесь, в старину, крестьянка, полоскавшая белье, обрела Чудотворную Икону прав. Иулиании с Житием. На месте обретения образовался св. Колодец. Икону перенесли в погост Муска, где она и находилась до 1932−33 гг., когда перед закрытием и разрушением Храма, чудесно перенеслась в Лазарево.
В настоящее время ее местонахождение неизвестно. Над св. Колодцем воздвигли надкладезную часовню (разрушена в 1941−45 гг.) Несколько раз после этого здесь являлась молящейся прав. Иулиания огромного роста. На св. Колодце происходит множество исцелений. Молятся здесь в 10-е воскресение по Пасхе.
Давайте и мы помолимся замечательной русской женщине, одной из тех праведников, на которых держится мир.
Жизнь и подвиг св. Иулиании является прекрасным примером того, чем являлось русское дворянство для простого народа. Не «кровопивцы-эксплуататоры», а любящие родители, жертвующие всем ради детей своих, не разделенных с ними сословной пропастью, а объединенных в единое тело Церкви Христовой, которая в то время была синонимом общества.
11.07.98 г., г. Муром
http://rusk.ru/st.php?idar=102514
|