Русская линия
Политический журналПротодиакон Андрей Кураев23.02.2005 

Проповедь времен рок-н-ролла
«Жизнь бегемотов интереснее, чем жизнь депутатов»

Диакон храма Рождества св. Иоанна Предтечи, что на Пресне, профессор Свято-Тихоновского православного богословского института, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрей Кураев проповедует Слово Божье среди поклонников рок-н-ролла, не считает современную культуру чем-то отвлекающим от молитвы, а недавно установил спутниковую тарелку, чтобы избежать отупляющего однообразия отечественного ТВ.

— Отец Андрей, вы сторонник того, чтобы проповедь православной церкви осуществлялась не только традиционными способами, но и на тех же рок-концертах, скажем. А вот на «Фабрике звезд» можно проповедовать?

— В октябре прошлого года в Москве состоялся архиерейский собор. После него я поехал в Петербург, где должен был пройти рок-концерт «Золото на черном», посвященный 100-летию подводного флота России. В Ледовом дворце собралось 17 тысяч ребят. На сцене — Шевчук, Бутусов, Кинчев. И там прозвучала моя проповедь. А через несколько дней, уже будучи в Москве, я митрополиту Клименту, управляющему делами Московской патриархии, сказал: «Владыка, я тут снова согрешил, на рок-концерт ходил, проповедовал…» В ответ слышу: «А что в этом такого особого? Мы же специально записали в решениях собора, что необходимо привносить элементы современной молодежной культуры во внебогослужебную проповедь. Так что я не понимаю, зачем вы мне об этом рассказываете!»

Теперь о «Фабрике звезд». У меня аллергическое отношение ко всяким фабрикам и технологиям. С одной стороны, это моя личная неприязнь, еще с советских времен, к всевозможным таблицам, которые в МГУ требовалось нарисовать по диамату. А с другой — желание избежать любых технологий, манипулирующих людьми. И потому и Карнеги, и пиар-технологии, и «фабрики звезд» мне одинаково несимпатичны. В самом названии «Фабрика звезд» содержится значительная доля иронии и, по большому счету, неуважения к ее участникам. После того как я с проповедью стал появляться на рок-площадках, некоторые недоумевающие христиане стали спрашивать меня, буду ли я выступать на поп-концертах. Я долгое время говорил, что нет. Но это было голословно, поскольку не было ни подобных предложений, ни моих отказов от них. А в ноябре 2004 года штаб Януковича предложил мне выступить в поддержку этого кандидата в президенты Украины вместе с Аленой Апиной в одном концерте. Мои симпатии были скорее на стороне Януковича, нежели Ющенко, но они не заходили настолько далеко, чтобы взойти на одну сцену с Аленой Апиной. Так что и с «Фабрикой звезд» мы будем жить в разных мирах.

— Современная культура — союзник или противник христианства?

— Это все равно, что спрашивать: типография — союзник или противник христианства? Зависит от того, в чьих руках печатные станки. Мне дороги слова святого XIX века Феофана Затворника, который сказал: науки нет, а есть научники, которые вертят наукой как хотят. То же самое можно сказать и о культуре. Она очень разнообразна, особенно в наше время, когда нет границ ни межгосударственных, ни даже межэпохальных. В одной только Москве люди занимаются древней магией и высшей математикой, практикуют культы Карибского моря, читают Достоевского… Культура очень разнолика, и дать ей какую-то общую оценку нельзя.

— В православной литературе мне приходилось сталкиваться с мнением, что театр — зло, поскольку это суррогат церковной службы, отвлекающий от молитвы…

— Говорить о театре вообще так же невозможно, как и о культуре. Есть античный театр, к которому святые отцы и христианские писатели древности относились отрицательно. Потому что в течение очень многих веков репертуар театров оставался античным, то есть языческим. На сцене появлялись языческие боги, а сексуальная этика была порой весьма далекой от христианской. Отцы Церкви считали, что есть вещи, которые нельзя делать даже понарошку — например, поклоняться языческому Зевсу. Но с той поры прошло полторы тысячи лет, появился новый театр, в репертуаре которого много произведений, глубинно связанных с христианским пониманием человека. Поэтому переносить на современный театр оценки V века неправильно.

— Да, но культура — не только театр, но и светские книги, кинематограф, концерты классической и современной музыки — всеми способами отвлекает человека от Церкви, от того, чтобы ему обратить свои мысли к Богу…

— В советские времена очень любили говорить о том, что нас что-то от чего-то отвлекает. Любимый аргумент атеистической пропаганды был такой: религия отвлекает массы трудящихся от строительства коммунизма. И еще тогда я видел в этом фальшь. Почему религия отвлекает, а футбол не отвлекает? Тоже отвлекает! И еще бо/льшие массы. Только против футбола советская власть почему-то ничего не имела. Да, театр и книги отвлекают от молитвы. А что от нее не отвлекает? А семья? А дети? А наука? Тут какие-то двойные стандарты получаются. Почему не говорят о том, что строительство храма отвлекает от молитвы? Отвлекает, если ты священник и при этом становишься прорабом, думаешь о том, где найти качественный кирпич да как сделать, чтобы у тебя на стройке рабочие не пили и не матюгались. Ты же тоже в эту минуту не молишься. Так что ж тогда, строительство храма — греховное дело? Поэтому вопрос не в том, отвлекает или не отвлекает. Культура — это пространство человеческой коммуникации. Вопрос в том, что мы хотим сообщить, что мы хотим услышать. Критикующим культуру как нечто, что отвлекает от церкви, я бы хотел сказать: плохо, когда человек, не освоив азы человечности, обычной человеческой культуры и этикета, начинает претендовать на нечто более высокое. Прежде чем обожиться, надо очеловечиться.

— Как, с вашей точки зрения, рост числа увеселительных заведений в той же Москве влияет на духовное развитие людей?

— Надо было бы быть аутистом, живущим в виртуальном мире, чтобы считать, что из советского атеистического общества можно было бы сразу же колоннами повернуть к христианским ценностям. Просто все мы должны учиться жить в дисперсном обществе. Вопрос не в том, что строится что-то помимо храмов, в том числе и антихрамы типа казино. Вопрос в другом: что поддерживает государство? В частности, федеральные средства массовой информации. Одной из самых непонятных вещей в мире российского телевидения за последние пятнадцать лет стало обилие различных халяв. С одной стороны, самые модные политологи начала 90-х годов писали о том, что нам в России будет сложно строить капитализм, потому что в России нет трудовой этики, сильны традиции советского патернализма, а православие не совсем похоже на протестантизм. С другой стороны, шла массированная пропаганда халявы — «поля чудес» и прочие игры в миллионеров. А это вещь, которая на самом деле разрушает трудовую этику! И плюс сериалы типа «Бригады», чей месседж вполне однозначен: лучший способ красиво прожечь свою жизнь — вступить хоть в какую-нибудь бандочку. Cценарий симпатичный, актеры хорошие, а потому, я думаю, на совести создателей этого сериала не одна сотня загубленных жизней. Советское же телевидение изначально строилось так, чтобы тащить своего зрителя вверх. Оно ставило задачу чему-то научить и приподнять планочку того, кто скучает перед телеэкраном. Телевидение последних пятнадцати лет, наоборот, работает в сторону занижения, примитивизации. «Одноклеточное» ТВ породило тех «одноклеточных» россиян, которые, нимало не стесняясь ни Бога, ни совести, ни телекамер, продолжали отплясывать в Таиланде после цунами, буквально на их глазах унесшего десятки тысяч жизней… Меня не шокирует то, что есть казино или кабаре, меня шокирует то, что в пространстве федерального телеэфира жанр казино и кабаре получает 80% времени.

— Золотой телец во всем виноват?

— Это было бы слишком легким объяснением. Тут, несомненно, не обошлось без презрения к народу со стороны тех, кто владеет телеканалами. Пипл, мол, хавает…

— Стало общим местом говорить, что передача «Аншлаг» — это чудовищно. Все говорят, но регулярный ее выход не прекращается…

— Эта ситуация, в частности, заставила меня накануне нежданно растянутых новогодних каникул поставить спутниковую тарелку, чтобы иметь возможность обойтись без рекламы, попсы и рассказов о жизни Владимира Владимировича. За эту свободу я готов платить 20 долларов в месяц.

— Что смотрите, если не секрет?

— В основном научно-популярные программы по каналу Discovery. История, хроника, археология, жизнь животных… Все-таки жизнь бегемотов интереснее, чем жизнь депутатов.

Беседовал Владислав Корнейчук

21.02.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика