Русская линия
Страна.Ru Глеб Борисов23.02.2005 

Развод и женская фамилия
Католики почти разрешили расторжение брака, женское священство и презервативы, но еще далеки от «благословения» эвтаназии, гомосексуализма и абортов

В феврале Ватикан в лице президента Папского совета по толкованию канонических текстов кардинала Хулиана Эрранса представил книгу «Dignitas Connubii» («Достоинство брака»). В документе расписаны последние инструкции для епархиальных и межепархиальных трибуналов, занимающихся делами об аннулировании брака. А в марте в Шотландии появится первый женатый католический священник — в сан будет рукоположен преподобный Джеймс Белл.

Все это еще раз подтверждает общую тенденцию к некоторой либерализации католицизма, который вынужден отвечать на все новые светские «вызовы». А значит под давлением обстоятельств следующим главой Ватикана, скорей всего, придется избрать кардинала, способного еще более оперативно решать проблемы отставания церковных догматов от общественных требований.

Церковный развод как недействительный брак

Работа над «Dignitas Connubii» была начата по поручению Иоанна Павла II еще в 1996 году. Над книгой из 219 страниц, помимо ведомства кардинала Эрранса, работали представители Конгрегации вероучения, Конгрегации таинств, верховного суда Апостольской сигнатуры и других дикастерий Римской курии.

«Достоинство брака» рассматривает лишь каноны, касающиеся католиков латинского обряда, так как в ряде Католических Церквей восточного обряда действуют свои правила. Инструкция гласит, что властью аннулировать брак глав государств, согласно церковным правилам, обладает лишь сам Папа Римский. Кардинал Эрранс напомнил, что аннулирование брака не является «церковным разводом». Эта процедура представляет собой лишь декларацию о том, что брак был недействителен с самого начала. Разведенные католики, чей брак был аннулирован, не могут считаться отлученными от Церкви и не должны подвергаться дискриминации. Однако разведенные по светским законам и венчающиеся повторно без признания недействительным первого брака, автоматически считаются отлученными от Церкви и не могут участвовать в церковных таинствах.

Между тем, ситуация с разводами в традиционно католических странах, особенно в Южной Америке, ухудшается из года в год. В мире осталось только два государства — Мальта и Филиппины, — не имеющих документов, регулирующих бракоразводные процессы. В прошлом году новый закон, разрешающий разводы, принял конгресс Чили. Новое семейное законодательство заменило прежнее, не менявшееся 120 лет. Чили была последней страной в Западном полушарии, где сохранялся запрет на разводы. В Мексике ежегодно совершается более 52 тысяч разводов, и архиепископ Мехико кардинал Норберто Ривера Каррера заявил, что в настоящее время в этой стране «существуют устойчивые тенденции к уничтожению семьи как ячейки общества». Пытаясь стабилизировать ситуацию, Католическая Церковь на Кубе, в стране, где 70% браков заканчиваются разводом, объявила 2004 год Годом семьи.

Помощницы по хозяйству и выполнению обета безбрачия

Первым документом, который утверждал целибат, был XXXIII канон Эльвирского собора, обязывавший оставаться неженатыми епископов, священников и дьяконов Испании. В противном случае им запрещалось служить. Большинство Соборов VI и VII веков признавали наличие жен у всех степеней духовенства, хотя степень общения с женой была строго регламентирована. Епискописса не имела права жить со своим мужем в одном доме. Но только I Латеранский собор 1123 года принял ряд законов относительно брачного статуса священнослужителей, закрепив законодательно их безбрачие.

В течение последующих веков не единожды поднимался вопрос о целесообразности целибата, однако всякие поползновения узаконить отношения священников с женским полом находили отказ в виде очередной папской энциклики. На последнем II Ватиканском соборе (1962−1965 годы) по вопросу целибата было высказано суждение, что «клирики, опираясь на божественную и человеческую помощь, могут сознательно отказаться от вступления в брак и принять целибат, который ни в коей мере не повредит им», однако «целибат не является обязательным требованием для принятия священного сана». Таким образом, после тысячелетнего перерыва, Католическая Церковь официально разрешила низшей степени духовенства быть женатыми. Но только не пресвитерам и епископам.

В вопросе о целибате нынешний Папа Римский Иоанн Павел II занимает консервативную позицию, допуская некие либеральные намеки, что «целибат, по существу, не связан со священством. Иисус не установил подобного закона, но предложил целибат как идеал для новозаветного священства». Правда, сохранять твердость позиций Папе становится все труднее. Существует несколько причин, побуждающих католиков требовать от Папы изменений. В первую очередь это тот факт, что Католической Церкви нужно большее количество кандидатов в священники. По данным исследований, от 35 до 40% католических приходов во всем мире не имеют постоянных священников. Кроме того, около 60 тысяч священников, не выдержав целибата, уже вступили в брак. А определенная часть европейских священнослужителей, не привлекая к себе особого внимания, берет в «помощницы по хозяйству» женщин послебальзаковского возраста.

На первый взгляд кажется, что весомым доводом в пользу отмены целибата стали скандалы, связанные с сексуальными пороками католического священства. Сразу несколько крупных церковных иерархов из различных городов США оказались замешаны в громких историях, связанных с сексуальными домогательствами священников к своим прихожанам, зачастую к детям. Но не секрет, что кризис в американских епархиях Католической Церкви связан с президентской избирательной кампанией, во-первых, и их же мечтой выделится в независимую от Рима структуру, во-вторых.

Современные психологи, не без удовлетворения подводят удобную им базу под требования отмены целибата, утверждая, что католические священники находятся в состоянии «подавленного психологического развития» из-за невозможности интимных отношений. «Безбрачие и тяжелый характер священнического служения делает этих мужчин подавленными, неудовлетворенными и замкнутыми. В результате у священников появляется склонность к сексуальным преступлениям». Согласные с психоаналитическими выкладками американские кардиналы намерены поставить перед Понтификом такие вопросы, как отмена целибата и возможность набирать священников из числа женщин и людей, открыто признающихся в гомосексуальных наклонностях. Однако, по мнению президента епископской конференции Швейцарии епископа Амадея Граба, «в ближайшее время изменений правила об обязательном целибате священства не предвидится. Мы также не должны забывать, что большинство Церквей, в которых практикуется рукоположение женщин, пережили расколы».

Между тем, и в практике однозначного целибата наметились либеральные тенденции. Так, в Шотландии в скором времени появится первый женатый католический священник. 2 марта епископ Абердинский Питер Моран рукоположит во священника бывшего клирика Епископальной Церкви Шотландии преподобного Джеймса Белла, который сейчас носит сан диакона. Католическая Церковь объясняет это отхождение от канонов тем, что для переходящих в католицизм англиканских священников сделано исключение — после обращения они могут принимать сан, сохраняя ранее заключенный брак.

А в Швейцарии, ради спасения женщины от депортации, священник сочетался с ней гражданском браком. Согласие на его заключение дал ординарий базилейской епархии епископ Курт Кох. Впрочем, священнослужитель заявляет, что он готов во исполнение норм канонического права более не совершать богослужений.

Даже такие незначительные тенденции в целибате свидетельствуют о том, что, вероятнее всего под давлением обстоятельств, следующим главой Ватикана придется избрать кардинала с более либеральными взглядами.

Женщина-священник не похожа на Христа

На протяжении всего своего существования Римско-Католическая Церковь не допускала практику рукоположения женщин во все степени священства. Римские папы неоднократно делали заявления, в которых говорили о невозможности женского священства.

Впервые римские папы высказали свое отрицательное отношение к рассматриваемому вопросу 30 ноября 1975 года, когда папа Павел VI обратился к архиепископу Кентерберийскому с изложением позиции Католической Церкви по вопросу рукоположения женщин в пресвитерский сан. В 1976 году Конгрегация вероучения издала постановление «по вопросу призвания женщин к священническому служению», основными положениями которой стали следующие факты: исторические прецеденты по фактам рукоположения женщин в священнические степени имели место в христианских сектах первых столетий после Рождества Христова. Все эти случаи были осуждены Отцами Церкви. Церковь неизменно поддерживает «образ поставления в священство (допустимый только для мужчин) согласно установлению Господа Иисуса Христа и практики Апостолов. Несмотря на то, что Иисус часто выходил за рамки общественных устоев и обычаев Своего времени, Он все же избрал на служение только мужчин». Во время совершения мессы необходимо, чтобы была «природная схожесть» между Христом и священником, поэтому священник должен быть мужчиной.

15 августа 1988 года папа Иоанн Павел II издал апостольское воззвание «Mulieris Dignitatem», где сазано, что, «призвав к Апостольству только мужчин, Христос поступает в соответствии со Своим замыслом. Поступив таким образом, Господь установил принцип, которому следовали и Его ученики. Однако при этом Он так же выделил особые призвания для женщин, хотя они не совсем соответствовали традициям того времени».

В последнее десятилетие XX века вопрос о женском священстве стал одним из самых животрепещущих в католическом мире. Возникло массовое движение за положительное разрешение этого вопроса. Одним из самых активных движений, выступающих за хиротонию женщин, является движение «Мы — Церковь», основанное в 1996 году. В 1998 году движение выпустило манифест, одним из требований которого было разрешить женщинам быть дьяконами, пресвитерами и епископами. Также были требования по отмене обязательного целибата для священников, на посвящение женатых дьяконов в пресвитеры, а также на рукоположение женщин и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Однако Католическая Церковь уже не справляется с фактами неповиновения энцикликам в данном вопросе. Так, с 1970 по 1998 годы приходом Corpus Christi управлял священник Каллан, который во время мессы позволял некоторым женщинам исполнять служение, пристойное только дьяконам. За эти и другие, подобные им, нововведения Каллан, по распоряжению правящего епископа, был отстранен от управления приходом. Ему было запрещено исполнять священническое служение на неопределенный срок.

В Мексике епископы Самуэль Руиз Руал Вера совершили рукоположение женщин в дьяконов. В настоящее время, специальная комиссия в Ватикане занимается рассмотрением этого прецедента. По видимому, можно ожидать аннулирования этих хиротоний.

Организация христианских феминисток «Рукоположение женщин во всем мире» сообщила, что летом этого года в Дублине состоится первый конгресс по проблеме женского священства в Католической Церкви". Ведущим докладчиком на конгрессе будет уроженка Индии Аруна Гнанадасон, координирующая программу «Женщины» Всемирного Совета Церквей. Задача этой экуменической программы — способствовать участию женщин во всех областях церковной жизни. Христианские феминистки, выбравшие своим лозунгом слова «Женщины созрели».

В 2002 году Ватиканская Конгрегация вероучения издала декрет, подписанный ее префектом кардиналом Йозефом Ратцингером и секретарем архиепископом Тарчизио Бертоне, подтверждающий отлучение от Церкви семи женщин, «рукоположенных» во священники.

Отлученные женщины «отказываются подчиниться дисциплинарным предписаниям Католической Церкви и усугубляют свое положение тем, что собирают вокруг себя верующих, проявляя непослушание Папе и епископам своих епархий. Ввиду этого, подчеркивается в декрете, наказание представляется не только справедливым, но и необходимым для защиты католического вероучения, верующих и единства Католической Церкви.

Рукоположение семи женщин, гражданок Германии, Австрии и США, аргентинский епископ-раскольник Ромуло Антонио Браски. Среди участниц непризнанной Ватиканом церемонии была и бывшая первая леди штата Огайо Дагмар Селесте. Спустя месяц Ватикан потребовал от женщин покаяния, обещая в противном случае отлучить их от Церкви, однако «священницы» не захотели признавать свое рукоположение недействительным, после чего и вышел первый декрет об их отлучении.

«Гомосексуалистом быть не плохо, плохо — вступать в такие отношения»

В декабре минувшего года Верховный суд Канады разрешил федеральному правительству внести изменения в законодательное определение брака как союза мужчины и женщины. Епископ Генри призвал всех канадцев, выступающих против легализации однополых браков, донести свои протесты до политических лидеров страны.

В XII веке в наказание за гомосексуализм священник лишался сана, проклинался и изгонялся. Его соучастника ждала сотня плетей, обритие головы и то же изгнание. В некоторых случаях действовали и светские законы, предусматривавшие кастрацию. В XIII веке известный богослов Фома Аквинский, заложивший основы современной католической доктрины, доказал, что гомосексуализм противен Богу.

Официальное учение Католической Церкви сегодня стоит на позициях, что гомосексуальные отношения подпадают под категорию смертного греха. Папа Римский заявлял, что гомосексуализм является «внутренним моральным злом» и «объективным отклонением» и, что «сексуальная ориентация не образует собой характеристику, сравнимую с расовым и этническим происхождением в части права на недискриминацию». Гомосексуалы могут принимать полное участие в церковных делах, если они воздерживаются от вступления в сексуальные отношения, поскольку «лица гомосексуальной ориентации являются живыми людьми и пользуются теми же правами, что и все другие люди, включая работу и жилье».

По мнению кардинала архиепископа Вестминстерского Базила Хьюма, «быть гомосексуалом не есть морально хорошо или морально плохо. Морально плохими являются гомосексуальные половые акты». Префект ватиканской Конгрегации католического образования кардинал Зенон Грохолевский назвал все формы дискриминации гомосексуалистов «неприемлемыми». В то же время он подчеркнул позицию Католической Церкви, которая считает гомосексуальные связи грехом и выступает резко против легализации однополых союзов: «Государственный интерес состоит в том, чтобы защищать и сохранять институт брака. Сравнивать традиционную семью и однополые союзы невозможно, между ними нет ничего общего».

Между тем, в одном из приходов Независимой католической церкви обвенчались две лесбиянки — тридцатидевятилетняя Мишель Уэрли и сорокапятилетняя Сюзан Миллер. Обе женщины уже три года живут вместе, в прошлом у обеих числятся браки с мужчинами, имеются дети. «Я надеюсь, что эта церемония станет свидетельством того, что наша церковь открыта для всех», — заявил настоятель прихода преподобный Трой Кинхолд.

«Новобрачные» также считают, что этот акт не является демонстрацией активности гей-сообщества, но исключительно свидетельством их взаимной любви и желания обновить свои отношения с Богом. Независимая католическая церковь — одно из направлений внутри так называемого «старокатоличества», возникшего в Европе после I Ватиканского Собора 1870 года.

Презервативы — только для Африки

Официально контрацепция запрещена Римской Католической Церковью. По мнению Ватикана, презервативы не являются и надежным средством для защиты от СПИДа. Но в прошлом году один из наиболее авторитетных теологов Ватикана — кардинал Жорж Котье заявил, что он считает разумным использование презервативов для борьбы с пандемией СПИДа в странах Африки. При этом он отметил, что не отказывается от официальной политики Церкви, запрещающей любого рода контрацепцию, а лишь по-новому обосновывает необходимость этой меры для развивающихся стран.

Кардинал Котье считает, что ситуация, складывающаяся в наиболее бедных странах африканского континента, не позволяет его жителям задумываться о таких вещах, как воздержание или устои брака, поэтому использование презервативов — это единственный способ остановить СПИД. «Презервативы в этом случае не средство контрацепции, поощряющей аморальные настроения в обществе — объясняет кардинал, — а способ следовать заповеди «не убий». Вирус передается в процессе полового акта, и если в этот же момент зарождается новая жизнь, она сразу же оказывается под угрозой».

В январе 2005 разгорелся новый скандал. Генеральный секретарь и глава пресс-службы Конференции епископов — высшего органа Испанской Церкви — Хуан Антонио Мартинес Камино под давлением курии отказался от своего заявления о допустимости использования презервативов верующими. «Верующим допустимо пользоваться презервативами, поскольку это необходимо для предохранения от СПИДа», — сказал Камино после полуторачасовой беседы с министром здравоохранения Испании. Утверждение Камино стало настоящей сенсацией не только в Испании, но и во всем католическом мире. «Использование презерватива противно человеческой морали», — решил кардинал на следующий день, после встречи испанских церковных иерархов в Мадриде. И только «отказ от вступления в сексуальные отношения вне брака и взаимная верность супругов» являются единственными способами обезопасить себя от возможности заражения СПИДом.

Искусственное оплодотворение как «избиение неверных»

Руководство Католической Церкви осудило ряд способов лечения бесплодия, в том числе искусственное оплодотворение, в специальном заявлении по итогам конференции, проведенной Папской академией жизни Ватикана, и назвало практикующееся при таких процедурах удаление лишних эмбрионов «избиением невинных». По мнению католического руководства, «ни одна война или катастрофа не причиняли столько жертв», сколько причиняет удаление эмбрионов при искусственном оплодотворении. Католическая Церковь подчеркивает, что эмбрионы являются людьми и должны иметь все права, которыми наделен человек.

По тем же причинам Католическая Церковь выступает против использования эмбрионов человека в научных целях. В коммюнике, опубликованном в ватиканской газете L’Osservatore Romano, Папская академия подтвердила, что любые методы лечения, заменяющие контакт между мужем и женой, в том числе имплантация эмбриона, полученного «в пробирке», запрещены еще и потому, что эмбрион при этом не является «плодом брачного союза». Католическая Церковь выражает опасение, что врачи часто прибегают к искусственному оплодотворению, не выяснив причины бесплодия, которые могут поддаваться лечению другими методами.

Борцы с абортами — это святые

Самым ярким свидетельством отношения Католической Церкви к абортам стал тот факт, что в 2004 году Иоанн Павел II принял решение причислить к лику святых одну из наиболее решительных противниц абортов в Италии Джианну Беретту Молла. Беретта Молла — педиатр из Милана — была одной из сторонниц запрета на аборты, провозглашенного Ватиканом. Она умерла в 1962 году в возрасте 39 лет, после того, как отказалась делать аборт, несмотря на риск, которым была чревата для нее беременность.

Понтифик осуждает аборт как «посягательство на священное право на жизнь». Он выступил в защиту семьи, как ячейки общества, осудив браки между людьми одного пола и особенно признание за ними права на усыновление детей. Глава Римско-Католической Церкви заявил также, что преподавание католичества в школах необходимо для нравственного здоровья общества.

Приемлем только отказ от лечения

Выступая на конференции католических медиков, Папа Римский высказался против эвтаназии, заявив, что врачи не могут решать, кому следует жить, а кому умереть. Однако, осудив эвтаназию, он согласился, что безнадежно больные люди имеют право отказываться от лечения, искусственно продлевающего их жизнь, если нет надежды на выздоровление. Вопрос об эвтаназии затрагивался во время недавних президентских выборов в США, соответствующие законодательные предложения рассматриваются в европейских странах. Эвтаназия разрешена в Швейцарии, Голландии и Бельгии, где решается вопрос о распространении этой практики даже на детей и подростков. Католическая Церковь последовательно выступает против эвтаназии, считая ее морально неприемлемой и искажающей медицинскую этику.

Как считают православные

Стоит отметить, что позиция Русской Православной Церкви по биоэтическим вопросам, касающимся абортов, контрацепции и эвтаназии, практически идентична позиции Католической Церкви и закреплена в Социальной Доктрине РПЦ. Что же касается женского священства, рассматривать эту возможность в России никому не приходит в голову. Но в Париже самым серьезным обсуждается возможность рукоположения женщин в сан священнослужителя. Впрочем и там, пока еще гораздо сильнее голоса тех, кто считает, что у женщин в Церкви совсем иное предназначение. Оно может быть не столь очевидным, но при умелой скрытой игре женщина может манипулировать гораздо больше, чем если составит мужчинам конкуренцию в алтаре.

Если Католическая Церковь либерализует систему церковных разводов, в РПЦ наступил этап условного ужесточения мер к разводящимся. Эпоха построения социалистического будущего наложила свой отпечаток на позицию Церкви в данном вопросе, и еще в конце прошлого века достаточно было формального заявления в Московскую Патриархию для получения необходимого свидетельства. Сегодня документ, фиксирующий развод, выдается лишь после заключения нового брака.

21.02.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика