Русская линия
Новый Петербургъ Николай Мартон13.09.2004 

Николай Мартон: больше света и добра

Завтра народному артисту России Николаю Сергеевичу Мартону исполняется 70 лет. Более 40 из них он отдал Александринскому театру им. А.С. Пушкина.

Он имел счастье погружаться в лучшие произведения эпох классицизма, романтизма, реализма, и оттуда, в образах многочисленных персонажей выходил на сцену и в эфир с главной для себя целью — помочь людям стать лучше. Недавно Николай Сергеевич закончил работу над отечественным шедевром — Лермонтовским «Маскарадом». Всю актёрскую жизнь мечтал Н. Мартон сыграть Арбенина, и вот — судьба! — в царском фойе Александринки он проиграет для своих зрителей все роли из «Маскарада»! Премьеру мы увидим в октябре. Сейчас же, накануне юбилея, с Н.С.Мартоном беседует журналист А.Бобыльков.

— Дорогой Николай Сергеевич! Вы на сцене с 15 лет. Всю жизнь горите страстью своих героев. Статистика утверждает, что труд серьёзного актёра приравнивается к тяжёлой работе сталевара, шахтёра, водолаза. Где берёте силы?

— Я родился в деревне, в хорошей, дружной украинской семье. С малых лет меня приучили любить жизнь и труд. С удовольствием косил траву, заботился о птице, помогал по дому, восхищался восходом солнца, песней, работящим человеком. Так вот и живу. Сила, наверное, в корнях.

— Вы ведь не с детства решили связать свою судьбу с театром. Было ремесленное училище, работа токаря на военном заводе…

— С детства! Когда увидел на школьной сцене знаменитых украинских актёров Наталью Ужвий и Амвросия Бучму, тогда и решил. Они приезжали к нам в деревню. Я поразился могучей власти актёров над всеми нами. Тогда и решил пойти дорогой Ужвий и Бучмы. А пробовать свои силы начал в ремесленном училище. Непрестанно читал книги. На заводе, стоя у станка, поглядывал на заводские часы, чтобы ни на минуту не опоздать в вечернюю школу. В институт поступил с первого захода.

— Так просто?

— Просто, если не считать бессонных ночей в течение года. На экзамене читал стихотворение Лермонтова «На смерть поэта». Тогда очень гордился — я студент театрального института имени Карпенко-Карого!

— Днями я прочитал в одной из газет информацию, что в Академии театрального искусства в этом году было 27 человек на одно место. Не кажется вам, что это накрученный рейтинг? «Очередь на профессию», дающую быстрый эффект, «без пота и пыли», — юристы, экономисты, артисты…

— Да, о прекрасных профессиях инженера, конструктора, биолога, ихтиолога, гидролога и многих других говорят всё меньше и меньше. Они требуют больших знаний, настойчивости, терпения. Нынче оплата труда исследователей, учёных, изобретателей унизительно мала. Но ведь и артисту драматического театра живётся не сладко, так же как учителю, библиотекарю, врачу. Не знаю, насколько счастливо чувствуют себя юристы и экономисты, а вот артистам надо постоянно потеть, работать сутками, чтобы выйти на сцену и получить аплодисменты в надежде быть признанным… Не буду говорить о поп-культуре — это другой и чужой для меня мир. Что же касается 27 человек на место… Тяга к прекрасному в народе была и будет всегда. И хорошо, что одно место на 27 молодых людей. В театр должны приходить самые яркие, одержимые и трудолюбивые ребята. Только в этом случае есть надежда сохранить сцену как трибуну, с которой можно говорить миру о добре. А Николай Васильевич Гоголь, высказавший эту мысль, знал силу и цену театра.

— Вы много читаете по радио. Чаще поэзию. Ваш голос знают и любят миллионы слушателей. Когда вы почувствовали красоту стиха, его волшебную силу?

— С детства. Пушкина, Шевченко полюбил раньше других. Хорошая поэзия — это ведь всегда музыка. А в ремесленном училище ко мне пришло счастье — учительница, библиотекарь Клавдия Игоревна Дорнер. Всегда вспоминаю её с благоговением. Именно она ввела меня в кладовую мира. Ненавязчиво то одно, то другое порекомендует почитать из богатства человеческого… И вот — «Маскарад». В 15 лет! О, какое я тогда испытал наслаждение! Лермонтовский шедевр стал первым локомотивом, увозившим меня в волшебную страну, называемую Театром.

— Вы недавно побывали на родине Лермонтова в Тарханах, показывали там новую работу, спектакль «Маскарад», поставленный специально для Вас. Это что — поручение театра актёру к 190-летию гениального поэта?

— Я пропитан любовью к Лермонтову. А его страстный и умный «Маскарад» всю жизнь не давал мне покоя. Хотелось сыграть в нём любую роль. О моём увлечении узнал новый руководитель театра Валерий Владимирович Фокин. Он поддержал предложение поставить «Маскарад» в царском фойе и предложил талантливому режиссёру Марине Гавриловой написать и поставить сценарий по «Маскараду». Лучшего подарка от театра в свой юбилейный год я и представить себе не мог. Позади напряжённая и очёнь интересная работа. Что получилось — скажет зритель. Премьера в октябре.

— Вы «загруженный» артист, а значит, счастливый. Я не берусь перечислять роли, сыгранные Вами. Их слишком много, и каждая достойна внимания. И всё-таки, наверное, есть какая-то неосуществлённая мечта. Что хотелось бы Вам сыграть ещё, какого автора, какую роль? Помните — Николай Черкасов оставил истории фильм «Всё остаётся людям». Для Николая Симонова был поставлен спектакль «Перед заходом солнца». То же было сделано недавно в БДТ для Кирилла Лаврова. А что хотели бы Вы?

— У Марины Цветаевой есть в стихах прекрасная романтическая пьеса о великом Дон Жуане — Казанове. Хотелось бы сыграть и мудрого писателя Бернарда Шоу, и прозревшего от власти короля Лира. Каков аппетит, а? У многих состоявшихся актёров есть жажда поднять тяжеленный драматургический пласт. Такова актёрская «ненасытная» природа.

— Сейчас театры, киностудии, телевидение особо увлеклись детективами, постельными сценами, показом обнажённых женских тел, потных половых актов с воплями и стонами…

— Мне не хочется говорить на эту тему. Использование актёров и современной техники для натурального показа порока и патологической страсти находится за рамками дозволенного. Театр призван возвышать достоинство человека, его красоту и дела, звать к лучшему…

— Что с Вашей точки зрения нужно сделать, чтобы вернуть искусство в полезное для общества русло?

— Подключить к решению проблемы само общество.

— Кое-где уже прорывается протест педагогических коллективов, учёных, психологов. На полосах отдельных газет печатается требование создать при управлениях культуры и образования художественные или общественные советы, к рекомендациям которых должны прислушиваться руководители театров, киностудий и телепрограмм. Разум говорит: свобода творчества не должна иметь права на вседозволенность. Так ведь?

— Согласен. Общественные советы, наверное, смогли бы сдержать пошлость и нелепость, беспрепятственно гуляющие во всех видах и жанрах искусства.

— А по каким критериям?

— В совет, о котором Вы говорите, должны, на мой взгляд, входить авторитетные люди, и непременно — учителя, психологи, учёные, студенты, ветераны, историки. Они и должны выработать критерии, опираясь на интеллектуальный исторический опыт.

— При нашем губернаторе существует такой совет. В него входят известные городу люди. Но Вы видите, что творится на 5-м канале, не говоря уже о ТНТ, — обслуживаются низменные потребности «раскрепощённой» молодёжи.

— Наверное, и Совету, и обществу нужно предпринимать более активные меры влияния. Мне трудно говорить о конкретных проблемах телевидения и молодёжи. Но то, что телевидение может и обязано нести молодёжи значительно больше света и добра, я в этом не сомневаюсь.

— В нескольких газетах была резкая критика «Ревизора». И безликие, стёртые персонажи, и хамовито-придурковатый Хлестаков… Как труппа отнеслась к такой негативной оценке?

— Театр имеет и массу восторженных отзывов. Есть и Государственная премия, и престижная премия «Золотая маска», и высокая оценка спектакля в Японии и США. А что касается разной критики, то это лишний раз подтверждает, что в Пушкинском театре создано серьёзное произведение искусства. Вы видели, какой задан спектаклю пульсирующий ход, как постановщик группирует мизансцены?! Все чиновники в одном порыве — выжить перед грозным ревизором! Все вместе — масса! Это одно из главных действующих лиц. Когда чиновники плечом к плечу, когда образуют круговую поруку — они непобедимы. Они — сила. Какая чёткая мысль! Разве это не Гоголь?! Разве не узнаваемо? Разве Вы, смеясь над персонажами, не вспоминали слёз горожан?!

— А каковы планы у руководства на перспективу? Через два года старейшему театру страны будет 250 лет!

— Планы серьёзные и оправданные. Необходим приток молодых одарённых актёров, предстоит реконструкция основного здания театра и строительство новой сцены. Эти планы затронут судьбы многих работников театра. Старшее поколение В. Фокин обещал не трогать, каждому найти работу, а к молодым актёрам планка требовательности поднимается. С некоторыми контракт не продлён. Можно представить их состояние. Но это правильно, по необходимости. Наш театр давно плыл по течению. Новое руководство намерено пойти по курсу, достойному Александринского академического театра имени А.С. Пушкина. Меня, во всяком случае, это воодушевляет.

— Когда молодой Олег Ефремов был назначен главным режиссёром МХАТа, он тогда поступил так же. И творческий потенциал «стариков» вернул к жизни, и молодых актёров встряхнул. Помните громадный успех спектакля «Соло для часов с боем»?! Вся страна по несколько раз смотрела телевизионный вариант с участием чудо-мудрецов, впитывая в себя и их юмор, и доброту, и любовь. То же О. Ефремов сделал с основной сценой. Там прошла полная реконструкция, о которой ранее никто не мог мечтать. Будем надеяться, что Александринский театр придёт к своему юбилею, так же как и МХАТ, обновлённым и помолодевшим.

— На это надеются не только коллектив, но и поклонники нашего театра, а их сотни тысяч.

— Вы не политик, не социолог, не политолог, коих развелось нынче множество. С ними и беседовать-то не интересно. Всё слова, слова… И то не о предмете разговора, а вокруг. Простого же человека интересует ясность, питающая надежду. Вы художник, обострённо чувствующий фальшь, радость, беду. Как Вы считаете — возможно детей России спасти от погибели или нет? С 5-го класса курят, пьют, вступают в ранние половые связи… По результатам различных исследований, 75% школьников больны. А это значит, больна вся страна.

— Мне трудно что-либо ответить на этот жуткий вопрос. Здесь нужен комплекс правительственных мер. Без усилий государства исправить положение невозможно.

— А как Вы считаете, — при переходе от школы к взрослой жизни имеют какое-то значение ПТУ и армия?

— Ключевое. Особенно сегодня. Если укрепить их материально-техническую базу, обеспечить кадрами и создать вокруг них благожелательную атмосферу, то это могло бы стать спасением для миллионов мальчишек и девчонок. Я сам окончил Киевское ремесленное училище N3 и горжусь своей первой рабочей профессией. Вот днями был там в гостях. Сколько лет прошло, а мои фотографии на почётном месте до сих пор.

— Значит, и армия могла бы помочь государству и обществу в воспитании здоровых мужчин?

— Мне много лет приходилось вместе с коллективом выполнять военно-шефскую работу. Я хорошо знаю возможности армии. Она очень много могла бы дать любому молодому человеку. Но её постоянно шельмуют, как будто она не является составной частью общества. В армии могут заботиться о здоровье каждого, развивать физически, воспитывать чувство товарищества, ответственности, дисциплины, учат обращаться с техникой — а всё это как раз те качества, без которых нет мужчины — надёжной опоры семьи и государства. Нужно только поправить положение, в котором находится армия.

— А как Вы относитесь к деньгам?

— Деньги нужны всем. Но они не должны становиться самоцелью. Желательно, чтоб человек имел всё необходимое. А большие деньги — по-моему, это лишняя забота.

— А талантливый человек должен или нет отвечать за свои поступки и дело, которому служит?

— А как иначе! Если Бог дал человеку талант, он обязан распоряжаться им разумно, с благородной целью, иначе — грех!

— Что бы Вы хотели сказать читателю накануне своего 70-летия?

— Каждый выбирает себе жизненную дорогу сам. Моя мама — малограмотная женщина — завещала мне идти дорогой к свету. И я старался. Человек оставляет память о себе через дела, которые он совершил. А дела должны быть добрыми.

P. S. Более 20 лет мы дружим с Николаем Сергеевичем. Говорили обо всём. Много хороших слов он сказал о своём актёрском цехе и о тех, «кого не видит зритель», — технических и административных работниках. Н. Мартон умеет ценить людей, и люди отвечают ему взаимностью. Днями на сборе труппы представители крупнейшего производственного объединения «Звезда» сообщили о решении коллектива учредить ежегодную премию для одного из актёров. Когда объявили, что первая премия вручается Н.С. Мартону, труппа долга приветствовала своего коллегу. Его уважают за честность, открытость, доступность. Поубавилось только будничной бодрости. Но друзья понимают: два года назад неожиданно ушла из жизни его жена Лариса Павловна — душевная, приветливая, контактная женщина. Прощался с ней — безукоризненным помощником режиссёра — весь театр. Её любили. Мартоны обожали и берегли друг друга так, как это могут делать однолюбы. Конечно, Николаю Сергеевичу сейчас непросто. Крепкий, здоровый, красивый мужчина, — он остался без той, единственной, без которой не мыслил жизни. Поэтому и пытается загрузить себя предельно, чтоб меньше быть наедине. Пожелаем мастеру и юбиляру успехов, здоровья и вдохновения. Они ему нужны, чтобы желанный актёрский план выполнить на радость нам, почитателям его таланта.
N43(684), 09.09.2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика