Русская линия | Дмитрий Напара | 13.09.2004 |
Нас, русских людей, длительное время проживающих и работающих в Пекине, это сообщение отечественных СМИ порадовало прежде всего тем, что встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова состоялась вскоре после завершения визита в Пекин заместителя председателя ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка. Порадовало тем, что вопросы, которые епископ Марк обсуждал в Пекине с руководством посольства РФ в КНР, нашли свое логическое развитие на столь высоком уровне — ведь весной текущего года на имя Святейшего Патриарха многотысячная русская диаспора Пекина направила прошение об оказании отеческого содействия в воссоздании на бывшей территории Российской Духовной Миссии в Китае (РДМК) — ныне территории посольства РФ в КНР — единственной чудом уцелевшей от разрушения богоборческой властью в конце 50-х гг. прошлого столетия церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой до сих пор находится посольский гараж. Смеем надеятся, что наша просьба была услышана, и в скором времени мы узнаем о прекращении полувекового варварского осквернения Божиего храма, тем более, что всем верующим хорошо известно активное участие С.В.Лаврова в организации восстановления Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке.
Наша радость от сообщения отчественных СМИ об этой плодотворной встрече была бы более полной, если бы не одно ничтожное обстоятельство.
Это обстоятельство, если к нему присмотреться повнимательней — да принять во внимание оторванность действующих лиц сюжета от Родины и ее действенных государственных институтов по защите прав и свобод простых российских граждан — из ничтожного, скажем, для Москвы или иного любого крупного — да и не крупного — российского города или, предположим, деревни, превращается в Пекине в нечто гротескное и всеохватывающее, втягивающее в свой нелогичный и подчас необъяснимый вражий круговорот не только часть взрослого русского населения столицы Поднебесной, но и их несовершеннолетних детей.
Как и многое в современной российской жизни сюжет наш берет начало в годину распада СССР, когда территория посольства страны Советов в Китайской Народной Республике перестала быть таковой, а превратилась в территорию посольства Российской Федерации. Опустим мелкие подробности различного рода прогрессивных преобразований тех лет, которые больно били по людям — не до них было тогда, когда требовалось вершить великие дела и двигать целые исторические пласты. Остановимся лишь на незначительном в бурном потоке российского законотворчества, но таком значимом для нашего повествования факте: в России был принят Федеральный Закон «Об образовании», который с разного рода дополнениями и изменениями успешно действует до сего дня. Как успешно действует до сего дня и Основной Закон РФ — Конституция Российской Федерации, содержащая в числе прочих статью 43-ю 2-й Главы (Права и свободы человека и гражданина), в которой, в частности, провозглашается гарантированная государством собственным гражданам «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
Но закон, пусть и Основной, в России не для всех, видимо, писан. Особенно в части предоставления гражданам России бесплатных услуг от вечно ноющего о своей финансовой несостоятельности государства. Особенно, если эти граждане живут вдали от Родины и неоткуда им ждать защиты от беззакония, кроме как от лиц, этим беззаконием с удовольствием занимающихся. Поскольку деньги, как известно, не пахнут, а кушать хочется всегда. И когда еще дело до суда дойдет, да и дойдет ли — не всякий же гражданин РФ станет с гуном мараться, особенно вернувшись на родную землю и от счастя возвращения забыв кошмар длительного противостояния соотечественников с государственным федеральным органом российской власти, представляющим всю полноту российской неадекватной действительности за рубежом.
Не можем сейчас с точностью восстановить изощренный логический ход напряженной умственной работы чиновников из МИД РФ, которые курировали российские государственные общеобразовательные учреждения за рубежом, но только потуги чиновников ввести оплату за обучение в этих государственных школах для граждан РФ, не командированных за рубеж по линии федеральных ведомств, дважды — в 1995 и 1998 гг. — наталкивались на принципиальную позицию Минюста России. Гражданин РФ, пусть он и пребывает за границей не по линии федерального ведомства, все равно остается гражданином России, а значит пользуется всеми правами и несет все обязанности, которые декларируют Основной Закон страны и ее действующее законодательство. А то как на выборы в клуб посольства РФ в Китае идти — так гражданин, а как в государственную школу, расположенную на территории того же посольства, в том же городе Пекине, ребенка вести — не гражданин, пока деньги — и не малые — в кассу посольства не внесешь…
Но обо всем по порядку.
Итак, да здравствует Минюст России, на страже Закона стоящий.
Но на то они и дипломаты, чтобы находить выход из скверных и щекотливых ситуаций. Не удалось влоб через Минюст, решили чиновники российского внешнеполитического ведомства — что в Москве на Смоленке — прибегнуть к давно испытанному и обкатанному способу: найти своего человечка и келейно все провести по правительственным бумагам. А что решение на правительственной бумаге противоречит Основному Закону большой и великой страны и ее действующему законодательству, да подижь ты потом достучись до того самого правительства. Тем более, что и того правительства больше уж нет, а другое — оно разве же за то отвечает? Уж подсунули они — чиновники со Смоленки — или преподнесли уважаемой Валентине Матвиенко в бытность ее заместителем председателя правительства России (по социальным, заметим на полях, вопросам) свое антиконституционное и незаконное предложение, об этом история умалчивает, но только «сестра по дипломатическому цеху» их не подвела и поставила свою высокую согласительную подпись под предложением МИД РФ «о частичном возмещении расходов на содерждание заграншкол МИДа России российскими гражданами, не командированными за рубеж федеральными органами исполнительной власти» (цитируется по ВМ-П2−7 276 от 23 апреля 2001 года). И точка.
— Ну и что?- спросит дотошный читатель.- Ведь эта подпись ничего не значит. Не заменяет она собой ни Конституции страны, ни ее Федерального Закона «Об образовании».
— А, дорогой вы наш, не значит — то не значит, да значит очень многое, — ответим мы ему.
Поскольку до Москвы из Пекина далеко, а на территории посольства — кто владыка? Пока там властные федеральные инстанции решат, что обижать своих граждан не хорошо, а маленьких — просто и безнравственно. А мы тут, рядом. Можем ребенка в школу не пустить. Можем создать ему такие условия обучения, что он и сам не захочет в нашу школу идти, а другой — то ведь и нет. Вот и начнут строптивые граждане России задумываться, стоит ли копья ломать. Или проще затянуть ремешок потуже и пойти на сделку с собственной совестью. Плюнуть, как не раз плевали, себе же — от бессилия плевка — на ноги, и согласиться с плачущим от бедности чиновником: нету денежек у Родины на образование молодой поросли, нету. А что до рассуждений, что мы ведь граждане, что МИД на наши деньги существует, что закон на нашей стороне, что бюджет страны и т. д. и т. п. — так это все рассуждения, а Матвиенко, вот — член Правительства, и мужа ее мы в Китае не даром, надо полагать, лечили. Ей, ведь, с ее правительственной колокольни виднее, как с вами, поганцами поступать. Ну-ка сюда бабки давай, развел канитель, права качать вздумал, поганец…
И сначала через уговоры, а потом и через угрозы родителям, а потом и через угрозы несовершеннолетним детям, а потом и через утвержденный потомственным китаистом, послом РФ в КНР с 12-летним стажем Игорем Алексеевичем Рогачевым Устав государственного общеобразовательного учреждения — средней школы при посольстве РФ в КНР начала эта гадость — вымогательство — принимать очертания обыденности. И сдались многие. И нельзя их осуждать. Не потому, что неосуждение — половина спасения, а потому, что неизвестно, как бы мы сами поступили в подобной ситуации, когда наша самая-самая Машенька, Анечька или Светочка приходит домой из школы посольства РФ в КНР в слезах, когда наш самый-самый Мишенька, Вовочка или Виталик приходит домой из школы посольства РФ в КНР насупленный и злой, и спрашивают нас дети, почему классная руководительница им все время перед классом выговаривает, что мы, родители, не оплатили в кассу посольства их, детей, обучение в русской — государственной — единственной в Пекине — любимой школе.
Но не все сдались. Попались в родительской среде отморозки, которые принцип, свое и детей человеческое достоинство поставили выше детских слез, насупленных взглядов и долгих нудных витиеватых разговоров с директором школы. Надо сказать, что директоры эти менялись МИД РФ, как перчатки. Пока не была подобрана перчатка точно по руке, которая не имела ни малейшего желания ни на йоту отступать от указаний руководства посольства и курирующего российские государственные общеобразовательные учреждения за рубежом заместителя Департамента кадров (!!! А кто за границу в разные страны посылает на работу в образовательные учреждения) МИД РФ Михаила Юрьевича Афанасьева. А дабы придать своей разнузданной деятельности хоть какой-то проблеск законности, решили игроки посольской команды исполнить Указ Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения» и организовать в школе Попечительский совет, наделив его полномочиями решать — кого миловать (в смысле оплаты) — а кого нагружать по самое некуда. Да опять незадача вышла. Если организовывать «попсовет» в соответствии с буквой и духом Указа и Постановления, а ну как строптивые родители в «попсовет» попадут и начнут права граждан России качать? И решили все свести к приказу по посольству — и Указ с Постановлением как бы выполнены, и «попсовет» персонально подобран так, что никто и не пикнет. А бессменным главой «попсовета» назначили по сговору (ой, простите, выбрали — по закону) советника — посланника посольства РФ в КНР Сергея Николаевича Гончарова, большого «знатока» в области детской психологии и сведущего «мастера» педагогических наук. Создание «стройной» системы беззакония завершили утверждением нового Устава государственного (повторим в который раз) образовательного учреждения — средней школы при посольстве РФ в КНР, в который жирным шрифтом занесли вожделенные положения о том, что школа для детей дипломатов, а кто не дипломат — плати. Ну и законодательную базу в Устав подвели в виде ссылки на пресловутый документ ВМ-П2−7 276 от 23 апреля 2001 года за подписью В. Матвиенко с печатью соответствующего аппарата.
Тут уж у «перчатки по мидовской руке» — директора школы Егиной Валентины Петровны — руки развязались по существу. Если раньше еще что — то человеческое ей было не чуждо, то теперь… Все застил шорох вожделенных зеленых бумажек. Брать со всех, брать беспощадно. Лишать детей допуска к библиотеке. Не выдавать учебников. Отлучать от внеклассной работы, интернета и экскурсий. Гноить, гноить и гноить, таков должен быть лозунг момента.
А тут как раз и посольство цены вздуло до полутора тысяч пресловутых у.е. с человека за год обучения в средней школе. А как вы думали, ведь надо же регулярно зарплату выдавать библиотекарю школы, не входящему в штатное расписание учительско-преподавательского состава государственного учреждения, но являющемуся родной женой советника-посланника и председателя «попсовета», ведь надо аренду платить учредителю — МИД РФ за помещение школы (???), ведь… И застыла в полном недоумении мать ребенка (полноправная, заметим, гражданка России), получающая от великого нашего государства пенсию за потерю кормильца, единственная «вина» которой состоит в том, что на Родине не может устроиться на работу с китайским языком. И застыла в недоумении мать троих детей (полноправная, заметим, гражданка России), пользующуяся в великом нашем государстве различными льготами, т.к. нарожала ему здоровых граждан, единственная вина которой заключается в том, что ее супруг не может найти в России работы с китайским языком. И застыли в недоумении многие и многие граждане России, в земле китайстей хлеб свой добывающие от этой звериной чиновничьей наглости, не признающей законов, не стыдящейся детского немого осуждения, не скрывающей своего неуемного превосходства. Официальные лица — чиновник МИД России, посол России, советник — посланник посольства России, директор государственной российской школы, существующие исключительно за счет и во имя граждан этой самой страны, постепенно превратились в глазах нескольких десятков граждан России в недругов, гонителей детей собственного народа.
Непостижимо.
И идут своим чередом отписки на призывы русских людей из Пекина о восстановлении в отдельно взятой школе конституционных прав российских граждан: Правительство РФ переправляет письма граждан в МИД, курирующий вопрос чиновник тиражирует однотипные ответы. А граждане все совестяться обратиться в Генеральную прокуратуру — ведь у нее столько важных дел, не до нас; ведь вопрос наш яйца выеденного не стоит — стань просто на путь соблюдения Закона, и кошмар сам собою кончится; да и уважаемому послу под сурдинку его пребывания на должности не очень-то хочется подкладывать бяку. Уж лучше сами мы здесь разберемся, да как-нибудь между собой все миром решим. Тем более, что на встрече со Святейшим Патриархом министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров подчеркнул, что он «придает особое значение сотрудничеству с Церковью в работе с соотечественниками за рубежом, так как Президент В.В.Путин поручил МИД координировать эту важную сферу деятельности». Но мы-то и есть часть тех соотечественников, с которыми надо работать. Услышьте нас, уважаемый Сергей Викторович! Не к гаранту же Конституции нам обращаться по такому частному вопросу как оплата бесплатного образования и издевательство над русскими детьми.
Дадут ли услышать?
Дмитрий Напара из Пекина,
10 сентября 2004 года
http://rusk.ru/st.php?idar=102418
|