Русская линия | Людмила Ильюнина | 09.09.2004 |
В советскую эпоху передача зданий храмов в ведение Министерства культуры действительно была лучшим из зол — все-таки не под кабак, туалет или склад церковь отдавали, а под художественную галерею, реставрационные мастерские или хранилище фондов музеев.
Но времена эти уже давно прошли, и теперь, когда работники культуры настойчиво хотят оставить за собой церковную собственность, их действия иначе как богоборчеством уже не назовешь.
Та борьба вокруг московской церкви Воскресения Христова в Кадашах, которая широко освещалась в СМИ, увы, типична для нашего времени, — в разных регионах России разворачиваются подобные «боевые действия». У нас в Питере похожая история происходит вот уже несколько лет в Рыбацком.
В этом огромном, густонаселенном районе города до сих пор нет ни одного действующего православного храма. Хотя, как и повсюду, активно действуют иеговисты и прочие сектанты, а здание единственной сохранившейся православной церкви на местном кладбище заняли старообрядцы.
До начала 1950-х годов на берегу Невы в «Рыбной слободе» стоял величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Построенный в русском стиле, украшенный мозаикой и фресками храм, вмещал в себя до 3000 человек молящихся. Один из членов современного прихода храма (в этом году ему исполнится 92 года) еще помнит былое величие Дома Божия…
Новый приход образовался в Рыбацком почти десять лет назад. Семь лет прихожане добивались регистрации, наконец в 2002 году они ее получили. Получили и настоятеля для будущего храма. Однако, после проведения предварительных исследований местности, выяснилось, что юго-западный угол Покровского храма оказался под асфальтовой площадкой — частью Рыбацкого проспекта, а юго-восточный угол оказался прямо на границе дороги. Это означает, что от восстановления порушенного храма в его прежнем виде приходится отказаться. С благословения правящего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира решено было неподалеку от исторического места строить новый храм в честь Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших (в 2002 году Св. Синодом был установлен этот новый праздник). В 2003 году проект был составлен «ЛенНИИпроектом», архитектором Б.П.Богдановичем и утвержден главным архитектором города О.А.Харченко.
Причем, архитектор Б.П.Богданович выполнил проект со всей проектно-сметной документацией благотворительно. Однако администрация Невского района, так же как и местные депутаты в мягкой форме отказали в помощи по строительству храма. Более того, за все это время до сих пор не составлен договор аренды на землю. «Мы вам позвоним, когда составим», — слышит один и тот же ответ настоятель будущего храма. А без этого документа никакие строительные работы на участке (пересечение Рыбацкого проспекта и ул. Устинова) начинать нельзя.
«Культурное» богоборчество
Между тем, Церковь имеет право претендовать на возвращение своей собственности в Рыбацком — Дома причта Покровского храма (адрес: Рыбацкий пр. д.12). В этом, неплохо сохранившемся здании, общей площадью 800 кв. м. вполне можно было бы оборудовать временный молитвенный зал, а так же открыть воскресную школу, обучающие мастерские и, в целом — духовно-просветительский центр для жителей района.
И вот тут началась история, напоминающая кадашевскую, только, пожалуй, еще в более мрачных тонах.
Почти двадцать лет назад здание причта арендовал кооператив «Квадрат», который организовал в церковном здании выставочно-коммерческую художественную галерею под руководством художника В.В.Игнатьева. Однако, как выяснилось, с момента заключения договора никакой арендной платы от нынешнего владельца так называемой галереи город не получает. Говорим «так называемой», потому что по свидетельству местных жителей «дом этот сомнительного толка», посетителей в «галерею» пускает по своему произволению только сам Игнатьев, какие картины он там выставляет, никто не видел. Между тем в Союзе художников его давно уже не встречали, и об образцах его личного творчества или об его коллекции ничего сказать не могут.
В 90-е годы Комитет управления государственным имуществом (КУГИ) города неоднократно подавал судебный иск на владельца «Дома на Набережной», всякий раз по разным причинам судебное разбирательство не давало никаких результатов.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир дважды обращался к администрации города с просьбой рассмотреть вопрос о передаче Церкви бывшего дома притча Покровской церкви в Рыбацком, но дважды получал ответ, что этот вопрос может рассматриваться только после судебного решения, когда здание по закону будет освобождено.
В этом году иск в суд подала Администрация Невского района, но дата слушаний еще не назначена, и когда состоится этот суд — неизвестно.
Игнатьев же давно уже относится к церковной постройке, как к своей частной собственности и предлагает «выкупить ее за 100 тыс. долларов».
Напомним, что охранно-арендный договор на пользование зданием Игнатьевым давно уже просрочен. А по закону «пролонгация договоров аренды на объекты бывшей церковной недвижимости производить только при отсутствии обращения соответствующей религиозной организации». Конечно же, обращения «соответствующей религиозной организации» были и есть.
Терпеливые прихожане решили пойти на компромисс — выдвинули предложение о совместном использовании здания, т. е. приход проводит богослужения на втором или первом этаже здания, а галерея продолжает функционировать на другом этаже. Но Игнатьев, отклонил и это предложение.
В настоящее время приход собирается в местной библиотеке, по будним дням здесь служатся молебны с акафистом. А каждое воскресенье молебны совершаются у поклонного креста, который поставлен на месте алтаря Покровского храма. В холодное время люди мерзнут и болеют, но это их не останавливает.
О том, что храм жителям Рыбацкого необходим, свидетельствует такое духовно-значимое явление. На том месте, где прежде стоял храм, а теперь стоит крест, в последние годы стихийно сложилась молодежная тусовка. Поначалу прихожане думали, что им нужно будет изрядно повоевать с пьяными или полупьяными парнями. Но настоятель — иерей Алексей Скляров сказал им: «Пусть они стоят (или даже сидят) и слушают. Если даже человек пьяный к нам подойдет, но не будет проявлять агрессии, не надо его отталкивать». И, можно сказать произошло чудо: мальчишки, к которым отнеслись по-доброму, стали даже специально приходить на воскресные молебны, а 31 августа на молебне перед началом учебного года подошли к кресту и окроплению святой водой!
Местные жители рассказывают, что у креста частенько видят молящихся, порой еле держащихся на ногах, и говорят: «Такому человеку в храм стыдно пойти, а жажда покаяться, попросить у Бога прощения у него есть. Здесь место уединенное. Он думает, что никто его не увидит, никто не осудит и идет, бедолага, к страдающему Господу рассказать о своих вольных и невольных страданиях».
«Скучает душа моя о Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя"…
Тут я позволю себе лирическое отступление. Давно мне хотелось рассказать о сценке, свидетельницей которой я была, но как-то не к месту это было. А теперь к месту.
Однажды (лет 20 назад это было) приехал к нам в Питер один иеромонах из Троице-Сергиевой Лавры и направился на Карповку (тогда еще монастырь не был действующим), помолиться у стеночки, прилегающей к крипте с захоронением св.прав. Иоанна Кронштадтского. Одет он был „по форме“, то есть в подряснике, да и в целом весь его вид говорил о том, что он священнослужитель. И вот, когда он пробирался к Карповке по узким и в то время весьма загаженным переулкам, местные обитатели смотрели на него, как на выходца из другого мира. Вдруг одна из женщин, покачиваясь на нетвердых ногах, но весьма решительно, направилась в сторону батюшки и уперлась ему рукой в живот, — чтобы он остановился. Все мы (сопаломники отца иеромонаха на Карповку) ожидали эксцесса. Но она вдруг правильно, как положено сложила руки под благословение и произнесла: „Отец, благослови, чтобы я больше не пила“. Батюшка ей ответил: „Тут у вас рядом отец Иоанн, иди к нему и проси, чтобы он тебе помог“.
Еще Достоевский заметил, что русский пьяный человек в большинстве своем глубоко несчастен, не от радости, не для удали он пьет горькую. Роман „Преступление и наказание“ он сначала хотел назвать „Пьяненькие“ и посвятить Мармеладову…
Рыбацкие „пьяненькие“ не только молятся у Поклонного креста», но оставляют там и свои копеечки. Традицией это уже стало. Всякий раз, когда в воскресенье прихожане приходят на очередной молебен, они видят на булыжниках Голгофы россыпь монеток.
«Скучает душа моя о Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя» — великий святой это сказал — прп. Силуан Афонский, а ведь был он простой русский крестьянин, и в словах этих он выразил не только свою боль, но муку всего народа русского. Может быть, не всегда осознанную им, жажду жить с Богом.
Культура не спасает человека и народ в целом от греха и вырождения
После лирического отступления «про хорошее» вернемся к печальной действительности. «По природе душа христианка», но в большинстве случаев все-таки слишком глубоко скрывается христианская сущность души, а на виду реальных радетелей за дело Божие у нас не так уж много.
Приведем еще один вопиющий пример. Особо он «вопиет» именно сейчас — в год посещения России мощами св. прпмц. Елизаветы: сестры Марфо-Мариинской обители, что на Большой Ордынке почти десять лет ждут возвращения им своего храма. Как оказалось, проще переселить часть сестер молиться в другое место, чем «попросить» переехать находящиеся там на незаконных основаниях мастерские им. академика Грабаря…
Сколько еще таких «памятников архитектуры» до сих пор не передано Церкви по всей России! А ведь давно уже всем стало понятно: культура не спасает человека и народ в целом от греха и вырождения. Более того, концертный зал, художественная галерея, а тем более, что-то более «многофукциональное», устроенное в церковном здании, так или иначе является кощунством. И правы были верующие Москвы, когда они, устав от крючкотворства, стали действовать решительно.
Они, несмотря на угрозы хозяев реставрационных мастерских и шумиху в светских СМИ, заняли притвор храма и стали там служить молебны. А 19 августа 2004 года, можно было наблюдать следующее — по Большой Ордынке в сторону храма Воскресения Христова в Кадашах шли крестные ходы. На молебен «О возвращении невозвращенных храмов» собрались прихожане расположенной по соседству церкви святителя Николая в Пыжах, во главе с известнейшим священником, автором многих книг, протоиереем Александром Шаргуновым. Вместе с отцом Александром помолиться пришли еще два батюшки и два дьякона из того же храма, а так же протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы на Грязех, и два диакона из церкви Николы в Кузнецах. Всего на молебен собралось около 150 верующих из разных храмов Замоскворечья, пришедших молитвенно поддержать приход о. Александра Салтыкова.
После этого проблема сдвинулась с мертвой точки. И реставрационные мастерские, наконец, после долгих лет бумажных баталий, вынуждены собирать имущество и постепенно освобождать храм.
Наши прихожане в Рыбацком пока не собираются действовать таким решительным образом: отвоевывать по праву принадлежащее им здание притча Покровской церкви. Но и отступать они не собираются.
О подробностях деятельности прихода можно узнавать на приходском сайте pokrovnaneve. spb.ru
По указанному на сайте адресу можно присылать свои предложения и включиться в работу по восстановлению храма.
http://rusk.ru/st.php?idar=102407
Страницы: | 1 | |