Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина06.09.2004 

Грех забвения
К трагедии в Беслане

В правиле вечерних молитв мы просим прощения за грех забвения. Но, к сожалению, это наше прошение, как и многие другие, чаще всего произносится устами, но не сердцем. К тому, что сейчас говорится и пишется вокруг трагедии в Беслане, это имеет непосредственное отношение.

В основном все СМИ говорят о беспрецедентности происшедшего, о том, что впервые террористы обратили свою сатанинскую злобу на детей. А ведь не так давно подобная трагедия произошла в Каспийске. И там тоже были дети, и тоже было праздничное собрание на площади города. Конечно, там не было так много погибших и раненных, но как говорил Достоевский, даже слезинка ребенка преграждает путь к «радости любой ценой».

Боюсь, что и с трагедией в Беслане будет так, как и с террористическими трагедиями в других городах, с которых, начался «не календарный, настоящий ХХI век», — она очень скоро забудется.

Прошение об отпущении греха забвения в молитвенном правиле напоминает, что память всегда должна молитвенной и покаянной. Помнить о сотнях погибших — это не означает часами показывать кадры прямой трансляции, а телезрителям выплескивать мгновенные эмоции: «Какой ужас!» Для того, чтобы помнить, не нужно знать подробности тех страданий, которые перенесли дети и их родители. Память в христианском понимании означает сохранение ценного, к Богу ведущего опыта. Память о трагедии в Беслане можно выразить словами иеромонаха Серафима (Роуза): «Сейчас уже позднее, чем вы думаете». Или, еще точнее, словами Господа Иисуса Христа, запечатленных в Евангелии, о погибших под развалинами башни, смысл которых: «И вы могли быть там».

Лицо мира меняется на глазах. Война становится не локальным явлением, а состоянием. Потому что террористы воюют со всем миром. Военное положение обязывает к совершенно иному поведению и настрою души, чем тот, к которому мы привыкли. Это не означает, что нужно постоянно думать о смерти (эту благодать мало кто из мирских людей может понести), отказываться от повседневных забот и пр. Нет, это означает, что просто нужно становиться взрослей, ответственней относиться к каждому дню своей жизни. Ценить жизнь, благодарить Бога за то, что «солнце светит на добрых и злых», за то, что, несмотря на все наши великие прегрешения Он продолжает миловать нас.

В связи с трагедией в Беслане неплохо бы вспомнить и слова Достоевского: «Каждый за все перед всеми виноват». То есть, когда кто-то страдает, а особенно, когда страдают и погибают дети, в этом есть и наша вина, моя вина.

3 сентября русские люди, да, пожалуй и, как говорится «все люди доброй воли» продемонстрировали правоту слов нашего классика: всем было больно, все воспринимали происходящее в далеком южном городке, как личную трагедию. Но так важно, чтобы это переживание не забылось, чтобы оно стало для нас знамением, предупреждением и настоящим призывом к покаянию и к исправлению.
Людмила Ильюнина, Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=102378

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru