Московский Патриархат отказывается от православной Абхазии
В России распространено ошибочное представление об Абхазии как о мусульманской стране. На самом деле ислам, принесенный на эту землю в годы турецкого ига, глубоко не укоренился. В Абхазии нет ни одной мечети, а два мусульманских молельных дома регулярно посещают порядка 100 человек — потомков вернувшихся на родину из Турции переселенцев — «махаджиров». Абхазия — православное государство. Христианство на этой земле было принято за несколько веков до крещения Руси — в 527 году. По преданию, в Абхазии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит, который принял здесь мученическую кончину. Абхазская церковь в 19 веке вошла в состав Русской Православной церкви на правах епархии. В советские времена Сухумо-Абхазская епархия подчинялась грузинской патриархии, но отношения между ними складывались весьма непросто. А со времен войны 1992−1993 годов епархия и вовсе перестала подчиняться тбилисскому начальству. Рассказывает абхазский священник, иеромонах Игнатий (Киут): «В 1988 году я обратился к митрополиту Давиду, он благословил меня на обучение в Тбилиси. Я тогда сказал: «Грузинских священников много, абхазских мало. Прошу вашего благословения направить меня в Московскую семинарию». На это мне ответили, что, если я буду учиться в России, у меня будет русская ориентация. Так в итоге и получилось. Когда я закончил семинарию, началась война. Я отправился в Абхазию пешком, через горы (граница с Россией была закрыта). Служил в Гудауте, потом участвовал в возрождении Новоафонской обители. Никакой помощи и духовной поддержки от грузинской патриархии из Тбилиси мы не получали. Когда отец Виссарион просил о помощи грузинского патриарха Илию Второго, он отвечал: «Обращайтесь к Шеварднадзе». Отец Виссарион (Аплиаа) — фигура весьма колоритная. Во время войны он крестил и благословлял перед отправкой на фронт ополченцев. Говорят, и сам держал автомат в руках. С этого времени он стал фактическим лидером православных в Абхазии. Каждый год отец Виссарион и другие священники обращаются в Московский патриархат с просьбой принять епархию в лоно Русской Православной Церкви. На их просьбы иерархи РПЦ неизменно рекомендуют обращаться к грузинскому патриарху. Эта линия точь-в-точь соответствует поведению официальной Москвы в отношении Сухума. Ведь и в российском МИДе утверждают, что Абхазия может быть принята в состав России только с согласия грузинских властей. «Какова будет дальнейшая судьба Сухумо-Абхазской епархии, пока неизвестно — это будет решать церковный народ, — сказал отец Виссарион в одном из недавних интервью. — Мое мнение таково: Абхазия и ее Церковь должны быть самостоятельными». «Новый Петербургъ», N41(682), 26.08.2004 г.