Известия | Елена Шестернина | 30.08.2004 |
Уже с утра появилось сообщение, что специалисты обнаружили следы гексогена в хвостовой части фюзеляжа Ту-154, летевшего из Москвы в Сочи. Как и предполагали «Известия» с самого начала, лайнер был разрушен взрывом. По словам сотрудников ФСБ, следствие уже очертило «круг лиц, возможно, причастных к теракту». Речь скорее всего идет о чеченках Джебирхановой (она летела в Ту-154) и Аминат Нагаевой (она летела в Ту-134). Обе чеченки оказались в эпицентре взрывов, а их родственники до сих пор не дали о себе знать. «Известия» выяснили, что один из братьев Нагаевой ранее подозревался в терроризме. Три года назад спецслужбы забрали его из дома. Больше его никто не видел.
«Аминат родилась в нашем селе»
«Известиям» удалось связаться с женщиной, знавшей лично одну из подозреваемых — 27-летнюю Аминат Нагаеву. По ее словам, у Аминат действительно был мотив совершить теракт.
— Аминат родилась в нашем селе, но потом ее семья долго жила где-то в Ростовской области или в Ставрополье, — рассказала «Известиям» глава администрации поселка Киров-Юрт Догман Ахмадова. — Потом они вернулись сюда, но уже без отца — Салмана Нагаева, он умер. Семья у них большая — у Аминат четыре сестры и три брата. Один из братьев пропал три или четыре года назад — его увезли (по всей видимости, это сделали федералы), и с тех пор о нем ничего не было слышно. Сейчас в нашем поселке живет только мать Аминат, а ее братья и сестры переехали в Грозный.
Как показывает опыт, практически все женщины-смертницы, взрывавшие себя в Москве и на Кавказе, были женами боевиков, погибших в боях с федералами, или потеряли близких родственников, причастных к действиям боевиков. Аминат Нагаева имела явный мотив к тому, чтобы стать смертницей: взорвав себя и самолет, она мстила за брата.
О второй предполагаемой террористке пока известно только то, что она из Шалинского района Чечни.
По данным «Известий», сейчас проверкой Нагаевой и Джебирхановой занимаются МВД Чечни и местное управление ФСБ. Однако официально признавать это в Федеральной службе безопасности не спешат.
— В интересах следствия я бы воздержался от комментариев этой версии, — заявил «Известиям» официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко.
В МВД Чечни корреспонденту «Известий» заявили лишь, что проверка идет, однако ощутимых результатов пока нет.
— Обе девушки по нашим оперативным базам не проходят, — честно признался «Известиям» один из грозненских оперативников. — Пока что они выглядят абсолютно «чистыми».
Гексоген в хвосте самолета
В пятницу ФСБ признала: на обломках Ту-154 обнаружены следы взрывчатого вещества гексогена. Правда, сделано это было с некоторой оговоркой.
— Действительно, в ходе первоначальной химической экспертизы был обнаружен гексоген, — заявил «Известиям» начальник Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко, — но само по себе это еще не означает, что именно он стал причиной разрушения самолета. Предстоит выяснить, как он попал на самолет, какое количество его было на борту, был ли взрыв именно гексогена. Причем это касается только Ту-154. Точно такая же экспертиза частей Ту-134, упавшего в Тульской области, не обнаружила следов взрывчатого вещества. В обоих случаях не было найдено и частей взрывного устройства — проводов или детонатора. Вообще, характер падения самолетов разный. И уголовные дела тоже разные. Но оба пока расследуются по одной и той же статье — нарушение правил полетов. По крайней мере пока — версий очень много, и все их необходимо отработать.
Это — официальные заявления. На самом деле версию о шахидках, взорвавших себя вместе с самолетами, начали разрабатывать сразу после катастроф.
Бросилось в глаза то, что обе чеченки попали на свои рейсы в последний момент. Аминат Нагаева купила билет на самолет до Волгограда за час до вылета. Примерно в это же время девушка по фамилии Джебирханова сдала билет на утренний рейс до Сочи, который должен был вылететь на следующий день, 25 августа, и взяла билет на вечерний рейс.
Подозрения спецслужб усилились на следующий день, когда выяснилось, что родственники обеих чеченок не обратились с просьбой выдать им тела погибших. А когда закончились поисковые работы, подозрения подтвердились вновь: от тела Джебирхановой остались одни фрагменты, а останки Нагаевой удалось опознать лишь методом исключения — после того, как все другие погибшие были опознаны родственниками. Более того, ее останки находились в хвосте самолета. Судя по тому, что хвостовую часть нашли в двух километрах от фюзеляжа, там скорее всего и прогремел взрыв. Кстати, хвостовая часть — самая уязвимая: именно там у «Туполевых» находятся турбины.
Чеченок до сих пор никто не ищет
Как сообщил в пятниwe «Известиям» официальный представитель авиакомпании «Сибирь» Илья Новохатский, за телом С. Джебирхановой до сих пор никто не обращался.
— До сих пор было два центра, куда могли обратиться родственники погибших на рейсе Москва-Сочи, — сказал «Известиям» Илья Новохатский. — Это авиакомпания и аэропорт «Домодедово». Но к четвергу все обращения поступали уже только к нам. И судьбой Джебирхановой за все эти дни не интересовался никто. Спецслужбы как раз сейчас работают в этом направлении. К нам уже поступали запросы по поводу Джебирхановой.
В авиакомпании развернутых данных следователи не получили. В билете Джебирхановой не было не только ее имени, но и паспортных данных. Как объяснил Илья Новохатский, до 24 августа 2004 года предъявление паспорта при покупке билета на внутренние линии не было обязательным.
— Согласно действовавшему законодательству, данные паспорта в обязательном порядке вносились только в билеты на международные рейсы, — объяснил представитель «Сибири». — Документ, удостоверяющий личность пассажира, проверяется на регистрации и при прохождении предполетного досмотра в зоне контроля безопасности аэропорта. Но с 26 августа удостоверение личности будет требоваться при покупке любого билета.
В авиакомпании «Волга-Авиа-Экспресс» отказались сообщить какие-либо данные о пассажирке рейса Москва-Волгоград Аминат Нагаевой.
У шахидок мог быть сообщник в аэропорту
Одновременно российские спецслужбы ведут проверку того, как взрывные устройства могли попасть на борт авиалайнеров. Наиболее вероятной считается версия, согласно которой террористы имели сообщника среди сотрудников аэропорта.
— В принципе пронести на борт самолета взрывное устройство, конечно, можно, — заявил «Известиям» один из взрывотехников столичного ГУВД. — Я сам две недели назад летал из «Домодедово» в Сочи и убедился, что качество досмотра очень низкое. Помню, как в советское время меня заставляли даже вскрывать баночки с таблетками, а тут мимоходом взглянули на экран… Но тем не менее я уверен, что взрывные устройства попали на борт, минуя контроль. Каким бы он ни был, но вероятность обнаружения взрывного устройства была высокой, тем более что кавказцев уже волей-неволей проверяют тщательнее (как оказалось, вовсе не проверяют их тщательнее. — «Известия»). А террористам нужна 100-процентная гарантия, что взрывные устройства попадут на борт. Поэтому для них целесообразнее было подкупить служащего аэропорта, который пронес бы бомбы, минуя контроль, и передал их шахидкам. Так гораздо проще и надежнее, чем наудачу прорываться через рентгеноконтроль.
Пронести саму взрывчатку, похожую, например, на кусок мыла, довольно просто. Но пронести металлический взрыватель, без которого привести в действие бомбу невозможно, несколько сложнее. Правда, при существующем (то есть низком) уровне досмотра детонатор, по внешнему виду напоминающий батарейку типа «ААА» (а уж тем более на экране рентгена), пронести тоже можно. А потом уже присоединить его к взрывчатке в туалете.
По данным «Известий», оба рейса в «Домодедово» стояли на соседних стоянках. И обслуживались они одной и той же бригадой грузчиков, техников и заправщиков.
Два сигнала тревоги шли с одного самолета
Суммируя всю информацию, можно попытаться восстановить картину произошедшего. Возможно, некий сотрудник «Домодедово», связанный с террористами, подал девушкам-террористкам сигнал о том, что вечером 24 августа он сможет помочь им пронести на борт самолетов взрывчатку. Либо (если сообщника не было) они просто получили некий приказ. И тогда обе смертницы срочно взяли билеты на соседние рейсы. До посадки в самолеты им либо передали взрывные устройства (минуя контроль), либо они пронесли отдельно детонаторы и взрывчатку прямо через контроль. Примерно в одно и то же время, согласно плану, обе встали со своих мест, прошли в туалетные кабины, где и привели механизмы взрывных устройств в боевое состояние. Именно поэтому взрывы и произошли на верхнем эшелоне полета: в этот момент самолет набирает высоту, гаснет табло «Пристегните ремни» и пассажирам разрешают вставать с мест.
После этого шахидка в Ту-154, видимо, крикнула нечто вроде «Аллах акбар!» Пилоты, услышав это, успели послать на землю сначала один, а потом второй сигнал SOS. Но ни ответить земле на ее запрос, ни сделать что-либо уже было нельзя — произошел взрыв. Правда, вчера появилась информация о том, что самолет все же начал менять курс. В условиях, когда нет возможности ответить на запрос земли устно, это считается кодовым сигналом, подтверждающим захват судна. Но тогда логична версия о том, что шахидка была в самолете не одна и что действительно была попытка ГРУППОВОГО ЗАХВАТА самолета!
Вторая же шахидка либо взорвала бомбу без предупреждения, либо пилоты Ту-134 не успели послать диспетчерам сигнал тревоги.
Ошибки в работе службы безопасности «Домодедово» выявили еще 3 месяца назад
Официальный представитель «Домодедово» Игорь Тихомиров вчера отрицал возможность того, что кто-то из сотрудников аэропорта мог быть причастен к теракту.
— Это исключено, — заявил он «Известиям». — Сейчас в аэропорту работает специализированная экспертная комиссия, которая проверяет абсолютно все. Но нынешняя проверка «Домодедово» — это проверка не только нашего аэропорта, а российской системы авиабезопасности в целом. Что касается теракта, то пока работают эксперты и еще не сделаны окончательные выводы, я не хотел бы говорить о роли служб аэропорта. Только объективная и целостная картина случившегося поможет предотвратить повторение подобной трагедии.
Такой тон комментариев понятен. Пока сотрудники ФСБ не обнаружили следы гексогена на фрагментах разбившегося лайнера, в том же «Домодедово» однозначно отрицали саму возможность попадания взрывчатки в самолет. Хотя корреспондент НТВ в репортаже 26 августа наглядно показал, как просто пронести безоболочное взрывное устройство, минуя и металлодетектор, и рентген.
25 мая этого года «Домодедово» уже проверяли на предмет четкости работы службы безопасности. И тогда комиссия обнаружила нарушения.
— Да, 25 мая проводилась плановая проверка аэропорта, — сказал «Известиям» Игорь Тихомиров. — Да, был выявлен ряд незначительных нарушений. Но все они были сразу же устранены…
Ответственность за гибель пассажиров взяла на себя группировка «Бригады Исламбули»
О своей причастности к крушению Ту-154 и Ту-134 заявила малоизвестная исламистская группировка «Бригады Исламбули». Заявление было размещено на одном из исламистских интернет-сайтов. «Наши воины, волей Аллаха, смогли нанести первый удар. За ним последуют новые нападения. Наша цель — поддержать наших братьев-мусульман в Чечне и других мусульманских районах, которые страдают от вероломства русских. Массовые убийства мусульман в России продолжаются. И единственное, что их может остановить, — это кровавая война», — говорится в сообщении группировки. Текст написан на арабском языке.
«Наши воины смогли похитить два российских самолета. Им это удалось, несмотря на сложности, которые возникли вначале. В каждом самолете было по пять воинов». Никаких других подробностей — о том, как террористам удалось проникнуть на борт и совершить захват, — в тексте нет. Из заявления не вполне понятно и то, кем были организованы теракты: самими ли представителями группировки или они лишь выражают поддержку чеченским террористам, которые, по их версии, имеют отношение к нападению на самолеты. В сообщении говорится, что требования к российским властям будут выдвинуты позднее.
В ФСБ «Известиям» отказались комментировать заявление «Бригад»: «Мы не комментируем подобные заявления, тем более те, подлинность которых не установлена».
Ранее «Бригады Исламбули» лишь однажды заявляли о себе. В конце июля они взяли на себя ответственность за попытку убийства кандидата на пост премьер-министра Пакистана Шауката Азиза. 31 июля на одной из встреч с избирателями террорист, обвешанный взрывчаткой, бросился на автомобиль кандидата в премьеры. Погибли семь человек. Около 70 получили ранения. Сам Азиз чудом не пострадал. Правда, тогда взявшая на себя ответственность группировка именовала себя «Бригады Исламбули «Аль-Каиды». На этот раз в опубликованном сообщении «Аль-Каида» не упоминается.
Большинство экспертов считают, что заявление «Бригад» не имеет под собой никаких оснований, — радикальные группировки часто берут на себя ответственность за громкие теракты, к которым не имеют отношения, чтобы привлечь внимание к своей деятельности.
«Бригады Исламбули» названы в честь лейтенанта Халеда Исламбули — лидера группы военных, организовавших покушение на президента Египта Анвара Садата в 1981 году. Египетский президент был смертельно ранен во время военного парада в Каире. В начале 1990-х Халед Исламбули присоединился к боевикам Аймана аль-Завахири, «правой руки» Осамы бен Ладена. Два года назад появилась информация, что родной брат Халеда, Мохаммед Исламбули, воюет в Чечне на стороне бандитских формирований.
27.08.04