Русская линия | Анатолий Степанов | 20.08.2004 |
Напомним, что 27 мая 2004 года владыке Владимиру исполнилось 75 лет, и согласно уставу РПЦ он должен был подать прошение об уходе на покой. Еще весной ходили упорные слухи, что у петербургской паствы будет новый архипастырь, и называлось вполне определенное имя влиятельного митрополита, якобы давно заглядывающегося на питерскую кафедру. Но время шло, всё оставалось по-старому. Правда, время от времени делались информационные вбросы, что вот-вот вопрос о перемене питерского митрополита решится. Последний такой вброс был произведен буквально накануне августовского заседания Синода. Митрополит Владимир, видимо не на шутку испугавшись, дал даже интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости», в котором рассказал, что он бодр и готов дальше нести нелегкий крест главы второй по значению и численности епархии в стране, что он чувствует себя лучше, чем когда бы то ни было, что он много служит, а епархиальная пресс-служба распространила опровержение злобных инсинуаций об отправке митрополита на покой. Однако оказалось, что митрополит Владимир нервничал напрасно. Св. Синод попросил его остаться, и он, разумеется, откликнулся на эту просьбу. А вот его ровесник митрополит Курский Ювеналий (Тарасов) был почислен на покой, что впрочем, тоже было известно задолго до заседания Синода.
Заседания Св. Синода проходят у нас не так часто, как, к примеру, встречи Президента с членами правительства. Поэтому от каждого такого заседания православная общественность ждет каких-то крупных решений или хотя бы намёков на возможные решения. От состоявшегося 17 августа заседания Св. Синода ждали вполне определённых решений по подготовке к Архиерейскому Собору, который, как было объявлено ранее, планируется провести в октябре сего года. Дополнительную интригу заседанию Синода придало неожиданное посещение Святейшего Патриарха Президентом Владимиром Путиным.
И, открывая заседание, Патриарх Алексий сделал заявку на обсуждение серьезных вопросов: «На этом заседании нам предстоит, в частности, рассмотреть довольно много вопросов, связанных с проведением Архиерейского Собора нашей Церкви. На прошлой наделе я встречался с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, которого проинформировал о предстоящем Архиерейском Соборе, на котором мы подведем итоги четырехлетия, минувшего со времени проведения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, наметим дальнейшие пути нашего будущего, обсудим, как нам наилучшим образом служить Православной Церкви, осуществляя ее спасительную миссию в мире».
И вот читаем в протоколе заседания Синода: «Журнал 30. Имели суждение: о проведении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3−8 октября сего года в Москве. Постановили: Предложить на утверждение Архиерейского Собора: 1. Проект регламента Собора; 2. Проект документа об обязанностях Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссий; 3. Состав Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссий; 4. Проект Программы и Повестки дня Собора; 5. Кандидатуры председателей, секретарей и докладчиков Рабочих групп на Соборе». И — всё! О главном вопросе — созыве Собора — больше ни слова.
Какие вопросы будут вынесены на Собор? Будут ли они обсуждаться предварительно в епархиях, в церковных СМИ? Чего вообще ждать верующим от будущего Собора? На эти вопросы нет ответа. Вот и гадай после этого: либо всё решили, но не посчитали нужным информировать архиереев, клириков и мирян; либо никакого решения и не предполагалось принять; либо не определили повестки дня Собора из-за серьезных разногласий; либо готовится верующим и обществу какой-нибудь сюрприз, навроде «Социальной концепции Русской Православной Церкви», принятие которой на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года стало полной неожиданностью не только для мирян, но и для многих архиереев и которая, кстати, из-за ярко выраженных тенденций к созданию «православного Ватикана» была подозрительно-враждебно встречена представителями государства.
Впрочем, нельзя сказать, что такое заседание и такие решения Св. Синода являются полной неожиданностью. Всё это вполне вписываются в общую тенденцию к формированию «нового застоя». Читаешь протокол заседания Синода и создается полная иллюзия, что это документ брежневского времени. О главном — общие фразы, зато много внимания уделено празднованию юбилеев (состоявшихся и предполагаемых) и успехам во внешней политике, например, «углублению сотрудничества со странами Персидского залива».
«Эпоха застоя» имеет, конечно, конечно свои преимущества. «Застой» успокаивает, убаюкивает. Попрыгали на сиденьях вагона — и вроде бы едем, хотя рельсы впереди разобраны… Только после застоя всегда бывает перестройка.
Анатолий Степанов, Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=102295
|