В последнее время в прессе активно обсуждается ситуация, складывающаяся вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах. Этот храм, располагающийся в самом центре Москвы, недалеко от знаменитой Третьяковской галереи, является выдающимся памятником архитектуры конца XVII в. До своего насильственного закрытия и полного разорения советской властью в 1934 г. храм был образцом церковного искусства, наполненным святынями и драгоценностями русского народа, жертвовавшего Богу свое богатство, начиная с XV в. Это был один из мощнейших приходов Москвы, продержавшийся до середины 1930-х годов. За семнадцать лет советской власти, пока храм действовал, священнослужители и прихожане подверглись многочисленным репрессиям, среди них есть расстрелянные и погибшие в лагерях. Этот храм дал двух новопрославленных священномучеников — прот. Илию Громогласова и прот. Александра Андреева. В послевоенное время этот храм, как жемчужину русской архитектуры, заботливо восстанавливала известный архитектор-реставратор Г. В. Алферова. В 1964 г. отреставрированное здание храма передали Реставрационному центру им. академика И.Э. Грабаря. Новым хозяевам Божиего храма необходимо было переоборудовать здание под свои благородные цели. В 1966 г. художник Павел Корин писал: «Есть в Москве Кадаши. Знаменитый красой своею собор XVII в. Сейчас Кадаши под угрозой. Нет необходимости, полагаю, в первом этаже собора устраивать цеха столярной мастерской. Химические процессы, вибрация, прокладка труб санитарных узлов могут оказаться губительными для здания, стоящего, по данным археологических исследований, на песке». (Комсомольская правда, 1966, 27 июля). Справедливости ради стоит сказать, что реставраторы провели несколько реставраций здания храма и помещений, но они благополучно закончились, как только храм был формально передан верующим в 1992 г. С этого момента администрация Центра им. Грабаря почувствовала себя временщиком и соответственно стала относиться к храму, продолжая в нем находиться. На сегодняшний день здание храма имеет облезлый вид — на стенах по всему периметру разрушительный грибок, белокаменное покрытие южного гульбища уничтожено, под куполами, покрашенными на церковные средства, растут березы… Идиллическая картина советского прошлого. Здесь время остановилось. Здесь вовсю ощущаешь действие большевистских декретов «О национализации» и «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Здесь полнота отчаяния поруганной святыни и острый запах мерзости запустения. В такой ситуации православная община храма Воскресения Христова в Кадашах, возглавляемая прот. Александром Салтыковым, находилась полновесных двенадцать лет. Многочисленные постановления Правительства о передаче храма верующим составляют несколько внушительных папок. Центру им. Грабаря, занимающему еще Марфо-Мариинскую обитель и церковь Екатерины на Ордынке, предоставлялось до пяти различных вариантов переезда в новое здание, но… Создалось впечатление, что реставраторы никуда выезжать не хотят, им удобно здесь в неприспособленных церковных помещениях. Пока на юридическом уровне шли вялые дебаты о том, что, конечно, хорошо бы переехать реставраторам, но помещений для них нет и верующим гражданам надо подождать пять, десять, двадцать… лет, на глазах у прихода творилось кощунство. На северном гульбище реставраторы организовали мангал и периодически устраивали себе пикнички с выпивкой и шашлычком, на втором этаже в главном приделе Воскресения Христова между реставрационных столиков разместился бильярд и нарисованный плакат приглашал принять участие в веселеньком соревновании за бутылку пива, а победитель получал аж целый ящик. Центральная часть нижнего придела в честь Успения Божией Матери превратилась из церкви в огромную курительную залу, где вальяжные реставраторы договаривались с богатыми частными заказчиками. Наконец, в 2001 г. на глазах у прихожан директор ВХНРЦ Алексей Владимиров с бешеной злобой разбил икону Воскресения Христова, находившуюся на церковных вратах… Уговоры чиновников потерпеть еще немножко стали похожи на насмешку. Православную общину храма Воскресения Христова в Кадашах возглавляет прот. Александр Салтыков — известный искусствовед, профессор церковного искусства, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Университета, сотрудник музея им. прп. Андрея Рублева, крупный издатель православной литературы, публицист, имя которого хорошо известно даже за пределами России. Собранная его трудами и любовью община состоит в основном из московской интеллигенции — учителей, врачей, художников, музейщиков, служащих, студентов, преподавателей, среди которых много кандидатов и докторов наук. Большая община с трудом вмещалась в бывший конюшенный сарай, переоборудованный под храм, выступая разительным контрастом к большому храму, в котором веселые «грабари» цедили пиво, играя в бильярд. Могло ли такое кощунство продолжаться? Конечно, нет! Тем более что правоустанавливающих документов на пребывание в храме у Центра нет, — аренда, завершившаяся в 2001 г., давно просрочена. 2 августа, на память пророка Илии, после совершения Литургии прихожане вошли с иконами в притвор главного храма. Совершив водосвятный молебен с акафистом, верующие решили больше не покидать храм, оставаясь там до полного выселения незаконно пребывающих там реставраторов. Для обеспечения сохранности материальных ценностей, в том числе реставрируемых церковных тканей и предметов деревянного искусства, совместно с представителем вневедомственной охраны был опечатан вход в основную часть храма. Противостояние вышло на новый виток развития. Незамедлил проявить себя известный шоумен, поборник нецензурной брани в качестве литературной нормы, бывший министр культуры М.Е.Швыдкой, возглавляющий ныне Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Бывший министр с гневом обрушился на приход, обвинив его в основном в двух вещах: в захвате федеральной собственности и опасности расхищения имущества. Оба эти обвинения беспочвенны, поскольку, как определил Арбитражный суд Москвы, в настоящее время владельцем храма не является ни одна государственная структура. Второе обвинение так же ложно, поскольку церковные помещения опечатаны, и проход туда не осуществляется. Предложение прихода провести опись имущества и начать его поэтапный вывоз энтузиазма со стороны реставраторов не вызвало, потому что среди многочисленных зарегистрированных предметов искусства, в основном из периферийных государственных музеев, есть предметы частных коллекционеров и галерей, которые реставрировались без регистрации. Положение осложняется тем, что среди таких заказчиков есть весьма влиятельные люди в российской политике. В настоящий момент правовое положение прихода, который, по словам адвоката М.В.Воронина, «вошел в свой дом», является наиболее убедительным, по сравнению с жалкими эмоциональными всплесками «грабарей». Заседание Арбитражного суда Москвы, который должен вынести определение об окончательном признании прав прихода на храм Воскресения в Кадашах, назначено на 10 сентября. А пока для реставраторов срочно подыскивают помещения, чтобы окончательно освободить занимаемые ими три православных храма. Давно бы так! Статья одобрена настоятелем прот. Александром Салтыковым 18 авг. 2004 г.