Русская линия
Пасхальный огонь Ольга Букова03.08.2004 

Значение Понетаевки для возрождения духовного кольца России
Слово на презентации Нижегородского «Союза православных граждан» 7 июня 2004 г.

Для Нижегородского края важен не только один Серафимо-Дивеевский или Серафимо-Понетаевский монастырь, но весь комплекс монастырей, которые связывали себя с именем преподобного. До революции существовали Крестные ходы, которые шли из Курска в Саров — Дивеево — Понетаевку, и, слава Богу, что в этом году Курский ход впервые повторил этот маршрут. Возможно, в следующие годы будет ходить крестный ход и в Абабковский монастырь, и в Зеленогорский, и в ту же Кутузовку, потому что все они связаны. Все эти десять монастырей ведут свое начало от преподобного Серафима.
Об основании Серафимо-Понетаевки большинство знает по летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, повествующей о предшествовавших этому событию нестроениях. Страницы эти печальны, но они естественны. Практически у каждого монастыря бывают периоды нестроений. То же самое было в Дивеево. И вот в 1861 г. из Дивеево вышли послушницы, пошли на могилку батюшки Серафима, там поплакали, и было им знамение — пойти в селение Понетаевку и найти там приют. Через три года община женская была утверждена. Такого быстрого решения не было ни по одному монастырю нижегородской епархии. Царь выделил 600 десятин земли, где основали скит понетаевские монахини. В память об этом подарке это место стало называться Царской Дачей (от слова «давать»). Сама же обитель с тех пор стала еще одним символом победы над злом, ибо здесь вражии козни, молитвами Батюшки обернулись еще одной милостью Божией, еще одной святой обителью, в которой возносятся молитвы Создателю.
Впоследствии здесь была великолепная живописная мастерская. Это единственный монастырь нижегородской епархии, где процветала финифть. Роспись, иконы, ткани, по дереву это известно везде, а вот по эмалям не писали нигде, только в Понетаевке.
Основательница Понетаевки Гликерия Занятова сделала очень многое для того, чтобы в Царском Селе, в Доме Романовых узнали о Серафиме Саровском. Она привозила сюда епанечку, короткую полумантию батюшки, накрыла им больную дочь Царя Николая I и та исцелилась. Эту же полумантию положили на вдовствующую Царицу, которая умирала в мучениях и душевных муках. Она успокоилась. А надо сказать, для Царей очень важно достойно умереть, поскольку приближенные должны видеть, что из жизни уходит действительно монарх, что нет у него страха перед смертью. И вот простая, необразованная крестьянская девушка это сделала.
Знаменита Понетаевка еще и тем, что дала России икону Божией матери Знаменье. Мы знаем, что перед Курской иконой Знаменье в детстве исцелился будущий Серафим, а тогда мальчик Прохор. Поэтому не случайно, что икона необычайно почиталась в этом монастыре.
Сейчас Серафимо-Понетаевский монастырь, это лечебница для душевно-больных женщин. Так вот Господь все всегда управляет — не хотели жители села Понетаевки, чтобы был у них этот монастырь, разрушали его, гадили — в результате получили почти тысячу душевнобольных женщин.
Я приезжаю в Понетаевку несколько раз в год. Вот что меня всегда удивляет. Они очень добрые эти женщины. Это бывшие наши врачи, наши учителя. Заболеть может каждый из нас. И нельзя, чтобы там не было молитвы. Нельзя чтобы их духовно не окормляли отцы. Потому что это не просто наказание Божие, но это может быть искупление чьих-то грехов — такая болезнь.
Вот приходишь в Понетаевку, бегут тебе навстречу больные и спрашивают первым делом — а ты меня любишь? Люблю, говорю. И она радостная бежит и кричит — а меня любят, а меня любят! Вот это такой дух батюшки. И мне кажется, что даже устами этих больных женщин он еще пока жив, и наша задача эту Понетаевку поднять, рассказать о ней. Наверное, нужно сделать так, чтобы там осталась больница, но чтобы там был и женский монастырь. И чтобы все, кто будет там жить, ухаживали за больными.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика