Пасхальный огонь | Сергей Чесноков | 03.08.2004 |
— Валентин Александрович, от некоторых журналистов приходилось слышать, что новая дата появилась только для того, чтобы вновь организовать помпезные торжества?
— Как я уже упоминал, работа началась десять лет назад, когда ни о каких торжествах еще и речь не шла. Доклад с обоснованием даты рождения был написан еще в 2000 году, и представлен научному сообществу год спустя в Нижнем Новгороде на конференции. Рецензии историков были только положительными. Позднее вышла книга, насыщенная ссылками на первоисточники, любой желающий может проверить достоверность моего открытия, до сих пор я не получил ни одного отрицательного отзыва на свою работу. Более того, проведение празднования 250-летия со дня рождения Серафима Саровского именно в нынешнем году, а не в 2009-м, получило благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. Он примет личное участие в торжественной службе, посетит Дивеево и Саров. Подобные решения в Русской Православной Церкви принимаются лишь на основании бесспорных фактов и доказательств, потому что речь идет не о сиюминутных вещах, а о вере, моральных постулатах. Для церкви проще подождать еще несколько лет, чем ввязываться в сомнительные мероприятия.
Георгий Яхнисов, ветеран организации крестных ходов, г. Нижний Новгород
— Георгий Аркадьевич, как Вы относитесь к современным торжествам в честь преподобного, ведь приуроченные к ним всенародные крестные хода в последние годы стали доброй традицией?
— Конечно, положительно. Однако в настоящее время приходится констатировать недостаточное понимание важности для спасения России крестных ходов, которые, к сожалению, проводятся от случая к случаю, а не планомерно и систематически, а ведь они сейчас нужны народу как дыхание, как живая вода и небесный огонь, а не только как праздничные мероприятия. Настало время решительных действий по подъему духа народного. А крестные хода крайне важны, особенно, если их проводить с умом как стратегические мероприятия, замкнутым кругом, особенно в мегаполисах, и поблочно, да если еще и одновременно по всем регионам страны. Тогда земля наша станет решительно очищаться, что повлияет на все живущее в ней и укрепит якорь России в бурном море надвигающихся на нее грозных испытаний.
Дмитрий Мартынов, генеральный директор «Апрель Сервис», г. Нижний Новгород
— Дмитрий Юрьевич, что Вас подвигло оказать содействие информцентру торжеств в честь преподобного Серафима?
— Причина примерно такая. Благосостояние нижегородцев растет, люди становятся более состоятельными, более благополучными, многие могут себе позволить каждый год отдыхать за границей, в городе появляется много красивых и дорогих машин. Но с другой стороны, духовная составляющая остается на том же самом низком уровне. Я не говорю, что духовность это только религиозность. Однако если посмотреть на людей, которые ездят в этих машинах, то у них такое же непробиваемое выражение лица — мол, ко мне не подходи. Зимой я встретил своего школьного учителя. И он сказал, что хотел бы, чтобы, когда его сын вырастет, то он мог спокойно гулять со своей девушкой по Сормовскому району. Я с ним совершенно согласен. И мне кажется, что путь исправления ситуации через религию самый простой, хотя сам я, признаюсь откровенно, атеист. Поэтому свой поступок я больше рассматриваю, как желание сделать что-то для города, для людей, которые в нем живут. Если они от этого станут человечнее, то наши усилия были потрачены не зря.
Валентин Водопьянов, автор музыкальной программы «Земля Серафима Саровского» на стихи нижегородских композиторов
— Валентин Викторович, когда у вас произошло обращение к теме преподобного Серафима Саровского?
— Однажды на Пасху — а я тогда служил певчим в Печерской церкви — было у меня некое видение, не знаю, то ли во сне, то ли наяву. Меня привели к простой деревянной скамье, на которой сидит старец и он мне говорит: «Располагайся». Я ему отвечаю: «А где мне лечь?» Ведь мне через час надо опять идти в церковь — петь следующую службу, которых на Пасху по две-три на дню. А он: «Вон там ложись». Смотрю: красивый стол, сукно зеленое и все завалено древними книгами. А про себя думаю: «Старик странный какой-то». А в углу высокая кровать, такая же, как это часто в деревенских семьях бывает — железная и с набалдашниками на спинках.
Я засыпаю, спать хочу, а он мне говорит: «Послушай, сынок, помой-ка мне ноги…» А я думаю; «Бог ты мой, это еще что такое?» У меня отца не было, но был человек, который меня воспитал — и я подумал, что это он и есть, очень уж они лицом похожи. Вдруг, смотрю, передо мной таз с водой и я уже начал мыть ему ноги…
Большего блаженства в жизни я не испытывал! Это отражение воды, запах дерева, звуки… От этого блаженства я подумал, а как же мне реагировать? Тут он начинает беседовать, говорить, что было, есть и будет. Очень просто — куда ходить, а куда не ходить. Только потом я понял, что это был преподобный.
Как-то однажды я рассказал этот случай священнику, так он опешил от такого рассказа, а потом сказал, чтобы это могло значить. Преподобный Серафим показал мне образ смирения на Тайной Вечери, на которой Сам Господь умыл ноги Своим ученикам.
Сегодня все мы являемся учениками Преподобного.