Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина02.08.2004 

Земля покаяния
Каждому русскому человеку нужно побывать в Екатеринбурге и Алапаевске

Мучительная благодать

Побывавшие на трагической екатеринбургской земле паломники свидетельствуют: там трудно дышать от сердечной боли, ужас убийства Царственных Страстотерпцев до сих пор витает над этим местом.
Мы побеседовали с одной из паломниц сих скорбных мест, — петербурженкой Натальей Александровной Лукиной, стараниями которой в городе на Неве возводится мемориальный комплекс в честь Царственных страстотерпцев.

Наталья Александровна, — вы верная почитательница Царственных Мучеников, а вот в Екатеринбург выбрались в первый раз, что вас не пускало побывать там раньше?

Конечно же, материальные причины, — дорога дорогая слишком. Но, вы знаете, на первом месте все-таки были причины духовные. Я боялась ехать в Екатеринбург. Я думала, что мое сердце не выдержит пребывания на месте страшного убийства. Но, Господь послал благодетельницу, которая предложила мне оплатить все дорожные расходы, И я поняла, что нужно ехать на нашу Русскую Голгофу.

Ваши опасения оправдались или, наоборот, Господь развеял трудные переживания?

Не просто оправдались, не знаю, как я жива осталась. Я на самом деле все три дня, которые была там, прощалась с жизнью. И дело было не только в том, что жара стояла на Урале под 40 градусов, а в храме во время богослужения при многолюдстве было и того больше. Главное, что сердце никак не отпускал ужас.

Но вы ведь были там в праздничные дни, в дни памяти 17 и 18 июля, а праздники всегда отмечены радостью, благодатными переживаниями?

Вы правы. Но благодать ведь по-разному проявляется, — это откровение я вывезла из Екатеринбурга. Не всегда она легка, не всегда она радует человека, она может и помучить. Но потом это мучение становится для тебя более ценным, чем радость.

Наверное, тому, кто этого не пережил трудно будет вас понять. Все-таки скажите, чем же «мучение благодатное» отличается от обычного, душевного?

Наверное, тем, что первое рождает в душе покаянные чувства. И не просто чувства, а осознание своих грехов. Мне на мученической земле, на Русской Голгофе, так же, как и на Голгофе Господней, Иерусалимской открылись те грехи, которые я не видела, не сознавала. И Господь дал возможность принести за них покаяние. И я думаю, что как люди стремятся хотя бы раз в жизни побывать в Иерусалиме, так нужно русскому человеку обязательно стремиться побывать и на нашей «земле крови», чтобы испытать застывший ужас, который висит над этим местом. Радостную благодать тут еще нужно вымаливать. Тут как нигде в другом месте переживаешь молитву, как тяжелый труд.

Настоящим физическим трудом был еще и крестный ход от Екатеринбурга к монастырю Новомучеников на Ганиной яме?

Да, после четырехчасового богослужения с 12 ночи до 4 утра в Екатеринбургском «Храме на крови» крестный ход, возглавляемый архиепископом Викентием, отправился в 22 километровое шествие до монастыря. При этом энергичность владыки поражала. Он задал крестному ходу такой темп, что 22 километра прошли всего лишь за 4 часа, а ведь пред этим он совершал всенощное бдение и божественную литургию, а на Ганиной яме опять служил.

Расскажите, пожалуйста, о Екатеринбургском храме, какое он на вас произвел впечатление?

Грандиозное. Потрясло, что такую махину смогли построить всего лишь за 3 года. Я знаю, что такое стройка, тем более стройка храма, с какими трудностями она идет. При строительстве в Екатеринбурге несколько человек погибло. Но Отцы учат нас, что кровь при строительстве храма не оскверняет, а наоборот освящает место сие. В самом храме я переживала ту же «мучительную благодать», о которой уже говорила, она сковала мое сердце, как только я вступила на Екатеринбургскую землю. Но самое потрясающее место в храме — это расстрельная комната. Внутри храма она как Голгофа сохраняется. Пол ее облицован красной яшмой, стоит крест, как на престоле тоже из красной яшмы, и это не просто напоминает о пролитой на этом месте крови, а пронизывает насквозь скорбью. Я в тот момент особенно пережила ужас от мысли: что же должен был испытывать Государь, когда понял, что из-за него страдает вся Семья. Именно из-за него страдают невинные дети и горячо любимая жена. Как человеческое сердце может вместить такую скорбь и не разорваться?

Монастырь на Ганиной яме можно назвать памятником покаяния русского народа за злодеяние наших предков?

Да, там построено уже 7 храмов и богослужение в них не прекращается. Паломники приезжают из разных концов России и из-за рубежа. Очень важно, что много приезжает детей.

А в Алапаевске вам было так же тяжело, как в Екатеринбурге и на Ганиной яме?

В Алапаевске Господь освободил меня от тяжелых переживаний, — после того, как мне удалось исповедаться и причаститься в монастыре Новомучеников.
Хочу сказать, что все труды физические и духовные скрашивались общением с замечательными людьми, которые нас приютили и сопровождали в наших путешествиях. Местные жители тамошние очень светлые, приветливые, отзывчивые люди. И очень простые. А им ведь там трудно живется, у них очень плохая экологическая обстановка. А никакого уныния не чувствуется.

Алапаевские новомученики

Вы много читали, много знаете и о Царственных Страстотерпцах и об Алапаевских мучениках, узнали ли вы что-то новое о них на месте их страданий?

Да. Прежде всего это касается Алапаевских мучеников, тех, кто пострадал вместе с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной. Поделюсь с вами теми новыми сведениями, которые мне были прежде неизвестны. Во- первых, оказывается князь Иоанн Константинович, который упал в шахту рядом с прпмц. Елизаветой, и которому она перевязала голову своим апостольником, был в священническом сане! Он всю свою жизнь, даже в такой благочестивой семье, как семья великого князя Константина Константиновича, среди шестерых сыновей и трех дочерей отличался особенной молитвенностью. В начале 1918 года епископом Ладожским Мельхиседеком (Паевским) в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге были совершены диаконская (3 марта) и священническая (10 марта) хиротонии, пожелавшего принять сан князя Иоанна Константиновича. А до этого он был регентом хора Павловского дворца и по поручению Государя Николая I. I. всегда был представителем Царской Семьи на общенародных духовных торжествах.
Оказывается, вместе с князем Иоанном добровольно в ссылку в Алапаевск последовала его жена — Елена Петровна, княжна сербская, дочь короля Сербского Петра I. Маленьких детей Всеволода и Екатерину оставили на попечение свекрови в красном Петрограде. Из Алапаевска Елена Петровна уехала хлопотать в Екатеринбург об освобождении мужа. Это было в начале июня. Там она была арестована.
Спасение ее от безумцев-большевиков было чудесным, уже после мученической кончины супруга ей удалось выехать в Швецию, а потом вернуться на родину — в Сербию, где ее родной брат в это время стал королем сербским Александром I. Он очень много помогал русским беженцам все время своего правления.

Известно, что отец князя Иоанна — поэт К. Р. еще в то время, когда он лежал в колыбели, написал пророческое стихотворение, в котором была предсказана кончина сына:
В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.
Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей!
И, наверное, можно сказать: слава Богу, что поэт К. Р., великий князь Константин Константинович, не дожил до 1918 года. Ему было суждено пережить смерть только одного из своих сыновей — Олега, который скончался от ран в начале Первой мировой войны. Трое его сыновей — Иоанн, Константин и Игорь приняли мученическую кончину 18 июля 1918 года, когда К. Р. уже не было в живых.

Алапаевские мученики были канонизированы Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, прпмцц. Елизавета и Варвара прославлены нашей Церковью в 1992 году. Мощи всех Алапаевских мучеников в 1919 году с отступающими частями Белой армии были перевезены в Китай и захоронены при храме прп. Серафима Саровского. Позднее мощи прпмцц. Елизаветы и Варвары были перевезены в Иерусалим.

Среди Алапаевских мучеников был поэт Владимир Палей, который в преддверии революции написал такие строки:
Мы докатились до предела,
Голгофы тень побеждена:
Безумье миром овладело —
О, как смеется сатана!

Об этом юноше-мученике (убит он был в возрасте 22 лет) я узнала, что он добровольно выбрал свою судьбу. Владимир был сыном дяди Государя Императора Николая I. I. великого князя Павла Александровича от морганатического (второго) брака. Потому, когда в 1918 году проводилась перепись Романовых, глава петроградского Ч. К. Моисей Урицкий предложил Владимиру подписать отречение от отца, так как он носил фамилию матери, такой подписью он мог купить себе свободу и жизнь. Владимир отказался от предательства, хотя и понимал, чем ему это грозит. Вскоре он был арестован вместе с тремя сыновьями К. Р., который, кстати сказать, прочил ему блестящее поэтическое будущее (до революции вышли 2 стихотворных сборника Владимира Палея).

Монастырь, который стоит на месте шахты, куда были сброшены Алапаевские мученики, находится в 12 км от города, а в самом городе сохранились какие-либо памятные места, связанные с ними?

Да, до наших дней сохранилась так называемая «Напольная школа», которая была последней земной обителью для Алапаевских мучеников. Сохранилась нетронутой даже внутренняя планировка узилища. В прошлом году в здании «Напольной школы» открылась экспозиция, посвященная Алапаевским мученикам и мемориальная комната прпмц. великой княгини Елизаветы Федоровны.
Восстановлен в Алапаевске и Екатерининский собор, в котором были отпеты Алапаевские мученики, после того, как их тела были подняты из шахты следователями Белой армии. Произошло это 19 октября 1918 года. Кстати сказать, эта церковь была единственной в округе, которая не закрывалась в годы гонений.

Царский мемориальный комплекс в Санкт-Петербурге

Наталья Александровна, вы — человек очень деятельный, наверняка из Екатеринбурга и Алапевска вы вернулись с какими-то новыми планами?

Признаюсь, я ехала в это паломничество и с личными вопросами. Вот уже 20 с лишним лет я занимаюсь различными церковными стройками. А человек я уже немолодой. И вот, появилась у меня предательская мысль: а может быть пора остановиться? Храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского уже построен, и хотя по проекту он является лишь частью большого комплекса, может быть, стоит на нем остановиться…
Но, меня удерживало от этого шага благословение старца Николая Гурьянова. Он благословил на строительство всего комплекса. Правда, когда я его спрашивала, в честь кого нужно освящать большой храм, он отвечал: «Молитесь». И вот, когда я была на екатеринбургской земле, я поняла, что нужно создавать у нас, в Петербурге, где прошла часть жизни Царственных Страстотерпцев и всех Алапаевских мучеников мемориальный комплекс, подобный тому, который существует на месте их страданий. Мы уже написали прошение нашему правящему архиерею — митрополиту Владимиру с просьбой разрешить приступить к строительству храма в честь Царственных Страстотерпцев с надвратным храмом в честь прпмцц. Елизаветы и Варвары, а так же крестильни в честь Цесаревича Алексия. Начнем мы с крестильни, потому что к сугубой помощи именно Цесаревича мы прибегаем вот уже целый год — каждое воскресенье наш приход ездит на Нижнюю Дачу (место рождения Цесаревича) и читает ему акафист. Эти молитвы дали уже немало плодов.
В день рождения Цесаревича, а в этом году отмечается его 100-летний юбилей, мы отслужим первый молебен на месте будущей крестильни в нашем комплексе.

А экспозицию вы какую-то планируете развернуть на территории вашего комплекса?

Да, хотелось бы сделать мемориальную комнату. Очень важно нашим детям и внукам передать память о страшном злодеянии 1918 года. Но и не только об этом, — дать им увидеть светлые образы наших подвижников, помочь им почитать их и любить.
Кроме того, в проекте у нас Дом милосердия, так что мы постараемся не на словах только, а на деле продолжать служение прпмц. Елизаветы и ее крестовых сестер и надеемся приобщить к этому служению молодежь.
Я убеждена, что спасти Россию могут только православные дети, — новое поколение, которое сознательно будет исповедовать православие уже с отроческих лет. Наша задача — построить для них храмы, а они будут в них за нас молиться. И, будем надеется, Господь за их молитвы нас помилует.

http://rusk.ru/st.php?idar=102233

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru