Русская линия
Русская линия Леонид Ивашов16.07.2004 

Южная Осетия: что может сделать Россия

Чтобы понять глубину проблемы территориальной целостности Грузии и методы ее решения, в основу анализа нужно поставить ряд столь же глубинных вопросов:
— какие силы стоят за развитием ситуации в кавказско-каспийском регионе?
— что за цели они преследуют?
— какова стратегия достижения этих целей?

Не менее важно понять и историческую роль русского фактора в стабилизационных процессах развития региона, роль и интересы России.

В этом контексте рассмотрение проблемы Южной Осетии только в формате обострения отношений между Тбилиси и Цхинвали было серьезной ошибкой политического руководства России и обернулось заведомой обреченностью ее стратегической линии в кавказско-каспийском регионе. Целая череда событий, совпадающих по месту и времени, их нацеленность на достижение общей цели позволяют говорить о ситуации вокруг Южной Осетии как о частном в системе общего.

Возьмем недавно завершившийся саммит НАТО в Стамбуле, а также состоявшиеся заседания совместного постоянного совета «Россия — НАТО», совета Североатлантического партнерства и международную конференцию «На перекрестке веков». Думается, что место проведения избрано не случайно — кипящий котел Ирака, концепция Дж. Буша относительно «демократизации Большого Ближнего Востока» от Марокко до Афганистана, ожесточение борьбы за контроль над нефтегазовыми полями арабского мира, Иранского нагорья, Каспия и Центральной Азии превращали натовский саммит в своеобразный военный совет с выездом в район боевых действий.
Интересен и замысел проведения этого совета и принятые им решения.

Во-первых,
было сделано все возможное, чтобы принизить роль России (а скорее даже унизить ее) и возвеличить роль США и НАТО. Буквально накануне саммита из Вашингтона раздались грубые окрики госдепа и Пентагона (А.Эрели и Д. Рамсфельд) о необходимости срочного вывода российских военных баз из Грузии. Одновременно странам НАТО была дана установка не рассматривать вопрос о ратификации адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе, пока Москва не выполнит это требование.

Во-вторых, позиции России в регионе были значительно ослаблены недавними акциями своеобразного симбиоза чеченских боевиков и западных спецслужб по уничтожению президента Чечни, покушению на президента Ингушетии, а также ночным захватом Назрани и отстрелом руководителей силовых структур республики. Обратите внимание: при полном параличе органов госвласти.

В-третьих, на саммите в Стамбуле принято беспрецедентное решение о развертывании на Кавказе и в Центральной Азии миссий спецпредставителей альянса со своими штабами. Причем это решение принято без согласия стран региона, явочным порядком.

И в-четвертых, западные страны усиленно вооружают Грузию, определяя ей роль локомотива в дестабилизации обстановки в кавказско-каспийском регионе. Именно Грузии выделена самая крупная на пространстве СНГ военная помощь в размере 12 млн. долларов, что на 74% больше, чем в 2003 г. Для сравнения: Азербайджану выделено 2,4 млн., Армении — 2,4 млн. долларов.

«Отрабатывая» военное поощрение и более чем 100 млн. кредит МВФ, М. Саакашвили расконсервирует старые конфликты, создавая конфликтогенную зону вдоль российской границы и пограничные «дыры» для подпитки отрядов боевиков на российской территории.

Опасное развитие ситуации на Кавказе может остановить только активная позиция России, использование решительных мер политического, дипломатического, экономического и военного характера. В числе таковых могут быть:
— рассмотрение в Федеральном Собрании РФ вопроса о приеме в состав России Абхазии и Южной Осетии,
— ослабление пограничного режима (при усилении контроля) между Абхазией и Краснодарским краем и расширение экономического сотрудничества,
— постановка вопроса о погашении долгов Грузии перед Россией и — в случае необходимости — санкции вплоть до приостановки подачи энергоресурсов,
— ужесточение визового режима между Тбилиси и Москвой,
— наращивание военной группировки на Северном Кавказе и усиление российских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии,
— отказ России рассматривать вопрос о выводе военных баз с территории Грузии в связи с дестабилизацией обстановки в регионе.

Только решительные ответные меры России, меры наступательного характера могут отрезвить зарвавшееся руководство Грузии и его шефов и остановить сползание ситуации к кровопролитию.

К сожалению, Россия в нынешних кавказских событиях находится в состоянии ведомого, а не ведущего. Она следует за процессами, ей навязывают событийный ряд, втягивают в трясину бесконечных конфликтных ситуаций, и наша страна погрязает в них, теряя стратегическую инициативу, разменивая ее на частности.

А ей нужна своя стратегия, подчиняющая и организующая деятельность всех ведомств, всех структур и уровней власти, задействованных на Кавказе и в зоне Каспия.

И еще без чего никак не обойтись — так это без политической воли.
Генерал-полковник Л.Г.Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем

http://rusk.ru/st.php?idar=102196

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru