Русская линия | Людмила Ильюнина | 08.07.2004 |
+ + +
Явление иконы невидимо перенесенной из Царьграда в Тихвин истолковывалось святыми старцами и иерархами Русской Церкви как один из небесных знаков избранности Руси. Василий III Иоаннович (1505−1533 гг.), при котором началось строительство Тихвинского Успенского монастыря, в 1522 году получил от старца Псковского Елиазарова монастыря Филофея особое послание, в котором были и такие пророческие слова:
«…Святая Вселенская Церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий — Москва — стоит, а четвертому не быть. Все Христианские Царства пришли в конец и сошлись в одно Царство нашего Государя; все христианские Царства потопишася от неверных, только Царство одного нашего Государя благодатию Христовою стоит. Подобает Царствующему Великому Князю держать это с великим опасением и обращением к Богу, и уповать не на золото и богатство исчезающее, но на дающего все Бога».
Первый помазанник Божий на русском троне — Государь Иоанн Васильевич благословение на это Таинство получил перед иконой Божией Матери Тихвинской. За несколько дней перед тем, как он торжественно был миропомазан в Успенском Соборе Кремля, Государь побывал в Тихвинском монастыре.
Таинство помазания на Царство было совершено «…по древнему цареградскому чиноположению». Митрополит Московский Макарий возложил на Иоанна знаки царского сана — Крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, а затем золотую цепь Мономаха. После приобщения Святых Христовых Таин Иоанн был помазан миром.
Государь совершил паломничество в Успенский собор Тихвина, как и его благочестивый родитель, и накануне (3 февраля 1547 года) браковенчания. Избранницей Иоанна была дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Видимо, решение вступить в брак с боярышней Анастасией Романовной Иоанн Васильевич принял, с одобрения Митрополита Московского Макария, 13 декабря 1546 года. Совершенное вслед за оным поклонение Святому образу и испрашивание милости и помощи у Царицы Небесной было необходимо еще и потому, что Иоанн искал прародительских обычаев: «…как прародители его, цари и великие князья и сродник его Владимир Всеволодович Мономах на Царство, на великое княжение садились».
О защите Божией Матери, в образе Тихвинском явленной, западных рубежей Руси в ХVI и в ХVII столетии хорошо известно всякому даже из школьного курса истории, потому повторяться не будем. Отметим только, что происходило все это в решающий момент для духовной жизни страны. Ведь речь шла не только о военной агрессии Запада, но и о духовных притязаниях. Те «возрожденческие», а попросту сказать революционные, бунтарские движения, которые в это время захлестывали Запад, те ереси, которые сотрясали западные церкви, всеми силами старались внедриться и в православном Царстве.
И Заступница Усердная поставила преграду этому натиску, — распростерла Свой омофор над землей русской. Именно в Тихвине у стен монастыря неоднократно остановив, рвавшиеся на Русь иноверные полки.
http://rusk.ru/st.php?idar=102126
|