Нас попросили отвести храмовую икону Владимирской Божией Матери на дальний
приход. Признаться, не сразу пришло решение согласиться, но спасаться нужно
добрыми делами, — и вот мы уже в пути.
Как хороша наша земля, недаром
многие любители путешествий, потратив на них немалое время, приходят к практическому выводу — нет краше, а главное, нет благодатней нашей Родины. В деревню Дудачкино, куда мы должны были доставить икону, ехать нужно по Мурманскому шоссе. Эта трасса знакома многим паломникам — по ней добираются до Александро-Свирского, Введено-Оятского, Покрово-Тервенического, Тихвинского
монастырей и в Старую Ладогу. В Дудачкино нужно сворачивать, минуя дорогу на Старую Ладогу, сразу за рекой Волхов. Тут кончается «цивильное движение» и начинаются наши русские «кругали». Но зато так, и только так можно пережить
щемящее чувство: как будто в детство возвращаешься, в ту страну какой она была
еще лет 30 назад. Вдоль дороги тянутся знаки общинной жизни — убогие изгороди,
ограждающие поля и пастбища. Грустно сейчас они выглядят, потому что общинной
(пусть и называвшейся колхозной) жизни уже нигде не осталось: поля не засеяны,
немногочисленные стада коров, если где встретишь, то воспринимаешь, как
величайшую редкость. Правда есть во всем этом и свои плюсы. Наш север опять
превращается в «край непуганых птиц», — тишина звенит вдоль дорог, машин на своем пути мы почти не встретили и одиноких пешеходов тоже, зато не раз
останавливались для того, чтобы посмотреть и послушать каких-то неведомых нам
разноголосых пернатых и полюбоваться разнотравьем на лугах.
Раннее утро
незримо переходит в разгар дня, позади уже большая часть пути, остаются
последние десять километров среди леса. Прекрасен Божий мир, все еще прекрасен,
несмотря на то, что человек так старается его испортить. И вот на высоком холме
показалась колокольня и ближайшие строения. «Красота!» — невольно вырывается
восклицание, — «понятно, почему сюда так стремятся городские прихожане. Иные,
даже каждое воскресенье на богослужение из Питера сюда приезжают».
Как
потом стало ясно, конечно же, не только в «край непуганых птиц» люди из мегаполиса стремятся, но и к замечательному батюшке, который для этих людей стал
духовником и другом.
Воин ХристовПосле разговора с отцом
Александром Суховым мне вспомнились слова одной из наших песен: «Сколько раз
тебя пытали: быть России иль не быть, сколько раз в тебе пытались душу русскую
убить».
Батюшка не понаслышке, не из книг или СМИ знает русскую жизнь. 17
лет назад — он, преуспевающий питерский юрист, оставил городскую квартиру,
открывавшуюся ему министерскую карьеру, и уехал в «глухой угол» — деревню
Дудачкино, что в 60 километрах от Тихвина, а от Питера в 150.
«Когда
началась перестройка, а на самом деле страшный геноцид русского народа», —
рассказывает отец Александр, — «я решил, что надо что-то делать не только для
себя, а для страны. И на душу пало — жить на земле и молиться. Поехал я на те
места, которые в памяти засели, — на втором курсе университета мы ездили за клюквой в тихвинские благодатные леса. И тогда я еще подумал: «Как было бы хорошо тут поселиться навсегда».
Мы с батюшкой стоим на высоком холме у белоснежной пятикупольной звонницы, а кругом простираются такие же холмы, на одном из них стоит крест, освящающий всю округу.
«Места тут особо
благодатные», — продолжает батюшка, — «ведь здесь шла Тихвинская икона, от Ладоги на берег Тихвинки. Эти земли Божия Матерь освятила. Потому до сих пор тут
в лесах россыпи ягод и грибов каждый год, а воздух какой, чувствуете, — не надышишься».
Смотришь на отца Александра и думаешь: «Вот счастливый
человек! Как у него все легко складывается: Бог дал ему все, что он хотел, —
жизнь на земле; трех сыновей и верную матушку, которая в буквальном смысле слова
жила с ним в шалаше первый год дудачкинской жизни; добрых прихожан, которые
приезжают в глухомань из Питера и Москвы; дал возможность построить часовню,
звонницу и храм почти уже завершен. И главное, дал — священство.
Но из рассказа батюшки мы узнаем, как нелегко делается Божие дело. 17 лет отец
Александр сражается с местными жителями. Как говорил Достоевский, русский
человек без Православия немыслим, без него он — дрянь, становится самым ужасным
народом на свете. Все дела отца Александра на дудачкинской земле здешним
населением встречались в штыки. Объявления о богослужениях срывали и втаптывали
в грязь, крестным ходам мешали, не доказано, но явно не без злого вмешательства
загорелся дом притча (сгорел дотла), а храм, который стоит в 5 метрах от него,
был спасен чудом.
«Мы говорим: смирение, смирение. Но смирение — это не слабость, не всеядность, а мужество. Господь говорил: «Мужайтесь! Я победил
мир!», — поясняет отец Александр свою позицию, — «Когда я еще не был
священником, я даже в драку вступал с местными. Потому что только физической
силой им что-то можно было доказать. И, все-таки, в результате у нас появились
деревенские прихожане. Они, можно сказать подвижники, — над ними смеются,
издеваются их же соседи, а они продолжают ходить в храм. Но из 200 жителей
деревни, это всего несколько человек… А остальные — пьют, гуляют, прожигают
жизнь. Дух Святой не может сойти на плотяных людей. А когда нет благодати, то все умирает. Кругом заброшенные поля, разрушенное коллективное хозяйство,
частные дома и огороды еле-еле держатся. Я говорю им: «Что же вы делаете? Когда
вы захотите прийти в храм, то не сможете войти, Бог не допустит за ваши злые
дела». А они только смеются в ответ.
За живое задели эти слова, потому
что не раз приходилось убеждаться, что и повсюду у нас так. Сколько приходилось
видеть северных деревень, где стараниями горожан-дачников построены храмы, а местные жители в них не ходят… Да еще и активно не принимают храм, сидят у телевизора, пьют самогонку, дерутся, убивают друг друга и теряют все, нажитое
отцами и дедами.
«Почему так?» — спросили мы отца Александра. А он ответил: «У нас в округе 8 деревень и везде картина одинаковая, такая как вы описали. Да и в малых городах, и в поселках не лучше. Вот мне дали еще один
приход в Сясьстрое. Храм в честь Успения Божией Матери, вернее руины, которые от него остались. Местные власти воспротивились восстановлению, а директор завода
(главного предприятия городка) заявил рабочим: «Кто будет помогать попу, —
уволю». Почему так, вы спрашиваете. Так ведь я уже сказал, — Дух Святой не сходит на сердце ожесточенное».
Народ клюнул на наживкуПозволю себе лирическое, а вернее трагическое отступление в этой статье, — дело в том, вернувшись из Дудачкино я нашла ответ на вопрос,
который задавала батюшке, в книге нашего критика-патриота Михаила Лобанова
(изданной, кстати северным Трифоно-Печенгским монастырем) «В сражении и любви».
Поделюсь с вами этой находкой.
«Будьте мудры как змии! Но почему мы,
русские, умом не змии мудрые, а дитяти слепые? Почему опыт-то, прошлое нас
ничему не учит? Казалось бы, хватит, попались раз на удочку революционеров,
проглотили октябрьскую наживку в виде лозунга: «Фабрики — рабочим, земля —
крестьянам"…
Не так ли теперь? Масса опять клюнула на наживку — на этот
раз на жульнические посулы так называемых «демократов». Но что еще более
удивительно: посулов-то особых нет, есть бешенная жажда денег и власти, которая
заявляет о себе открыто и цинично… Национального достоинства нам и не хватает,
от сего и многие беды. Вспоминаю один случай на Северном Кавказе, в самом начале
80-х. Приехал я в Ессентуки, в санаторий, часы были поздние для регистрации и меня поселили временно в комнате для приезжих. Вскоре появился и другой
запоздалец, грузин. Он наставил на пол множество бутылок с чачей и предложил мне
выпить. Я отказался, и он не настаивал. Вошел третий ночлежник в кителе с непонятными мне погонами (как потом выяснилось — капитан речного флота).
Выставленный ряд бутылок вызвал в нем суетливую оживленность, на предложение
грузина выпить он выкрикнул что-то простецкое и начал действовать. Выпив для
начала, он попросил у грузина курицу, лежавшую на тумбочке и как же он рвал,
жрал эту курицу не расставаясь с бутылкой чачи. И как же мне стыдно было за него
— русскому за русского…
Мы должны знать себе цену, не надуманную, а цену реальную, объективную. Знать, чем нам обязаны другие…
Народ есть
народ, и он может расплачиваться за слепоту свою (что и настигает его). Но не может отвечать за преступления, политику правителей. Космополитические правители
народа никогда не думали о его национальных интересах и сейчас стремятся сделать
его «козлом отпущения» в своей «перестройке».
Нам надо прийти в себя,
сосредоточиться. Слова Достоевского: «Широк русский человек, я бы сузил», — в прямом смысле к нам относятся. Мы слишком широко раскинули свои руки в объятия
чуть ли не всего человечества, а не видим почвы под ногами, есть ли она…
Трагедия в том, что простые люди, по житейскому опыту своему не представляющие, как можно разрушать собственный дом, в котором живешь,
становятся жертвами своего собственного легковерия.
Господи, призри с высоты и виждьКогда мы привезли икону в Дудачкино, в часовне пророка
Илии шел молебен. Батюшка истово молился не только за предстоящих и по записочкам, он как-то особенно дерзновенно воздевал руки, молясь о спасении
России. Потом мы узнали, что с такого молебен начинается каждый день отца
Александра и кончается каждый день чтением акафиста «грозному Пророку». А по воскресеньям совершается литургия в храме в честь прп. Иоанна прозорливого. Храм
этот, по словам батюшки, является чудом Божиим, — потому что в него, тот, кто
пришел на эту землю с голыми руками, вложил уже два миллиона рублей, «При этом»,
— говорит батюшка, — «деньги эти не спонсорские, а народные. Иконы в храм все
пожертвованы. Особо ценное пожертвование — древняя икона Тихвинской Божией
Матери. Нам ее принесли почерневшую, и на глазах у нас она обновляется. На резной иконостас народ собрал 50 тысяч.
А недавно Господь послал нам в благословение святыню — старинную плащаницу ХVII века. Получаем мы пожертвования
и на наше хозяйство. Покрово-Тервенический монастырь недавно нам двух лошадок
подарил. А две коровки уже давно нас кормят. Землю окрестную нам удалось
зарегистрировать, — так что можно тут строить целый православный
городок».
Не унывает батюшка. А, когда мы опять его спросили, откуда же может прийти, желаемое и предсказанное святыми, духовное возрождение России,
если народ все более и более дичает, ответил: «Да, пора перестать говорить о
«русском менталитете». Пора прекратить гордиться нашим превосходством и по-книжному, отвлеченно рассуждать. Наш народ находится в глубочайшем духовном
упадке, и часто задаешь себе вопрос: чем же все это кончится? Сколько Господь
еще будет терпеть? Не пошлет ли Он вскоре испытания для очищения? Но, если так и будет, отчаиваться не надо, это не конец. Как у Ноя, вошедшего в ковчег, было
трое сыновей и три невестки, — и они восстановили человечество, так и сейчас
может быть. На современный народ надеяться не приходится, — он дружными рядами
идет в погибель, и остановить это движение трудно. Но есть добрые ростки, они и должны прорасти и дать новое поколение, которое способно будет воспринять
благодать».
Над домом, в котором живет батюшка, висит табличка со словами
пророка Иезекииля: «Я и дом мой будем служить Богу, яко свят». И в этих словах —
смысл всей жизни дудачкинского прихода.
А ведь он не один он такой на нашей несчастной родине. Господь везде сохраняет «святой остаток». Пусть тысячи
и даже миллионы наших людей не хотят потрудиться для того, чтобы хотя бы шажок
сделать в сторону храма. Но есть сотни и десятки в каждом городе, поселке, а в каждой деревеньке, которая еще не заброшена, хотя бы один человек, «молитву
проливающий ко Господу» — не за себя только, но и за весь народ русский, и за тех, кто в храм не ходит и веровать не желает.
А в духовной битве и один
в поле воин.