Русская линия
Комсомольская правда24.06.2004 

«Ту войну называют советско-нацистской»
63 года назад, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная

Что запомнят о самой страшной в истории человечества войне современные подростки? Эффектную бомбардировку из фильма «Перл-Харбор»? Спасение рядового Райана? Кроме учителя истории, им и рассказать-то о войне некому: даже их деды уже не воевали, были еще слишком малы! Корреспонденты «Комсомолки» заглянули в школьные учебники разных стран. Удивились… Ужаснулись…

О чем не узнают западные школьники?

О блокаде Ленинграда
Это поражает больше всего: о том, что от голода и бомбежек погибли 800 тысяч человек, во французских, австрийских и американских учебниках нет ни слова! А Юрис Фрейбергс, автор учебника для латвийских 9-классников, уделил одной из самых героических страниц войны аж строчку: «27 января была прорвана 900-дневная блокада Ленинграда». Исключение — Швеция. Здесь о блокаде рассказывают много и сильно, называют ее беспрецедентным примером мужества.

О битве за Москву
В американских учебниках из всех событий на восточном фронте упомянута лишь Сталинградская битва, да и то вскользь. Ни битвы за Москву, ни Курска, ни танкового сражения под Прохоровкой как будто и не было вовсе! А чего ж тогда фашисты прямиком до Японии через Сибирь не дошли? По мнению автора, «блицкриг застал Сталина врасплох, но немцы, подобно Наполеону, натолкнулись на русского генерала Зиму».

О войне на Дальнем Востоке
Внуки союзников останутся в полной уверенности, что победную точку во второй мировой поставили Соединенные Штаты. В гордом одиночестве, с помощью ядерной бомбы. И ладно бы их в этом убеждал только американский учебник. То же самое — в латвийском. А как же операция советских войск по уничтожению Квантунской армии? Итальянская «История XX века» еще и поясняет ситуацию: одной из причин бомбардировок было предупреждение «зарвавшемуся Сталину, успевшему насадить коммунистические режимы как в Восточной Европе, так и в Азии».

О концлагерях
В фашистских концлагерях погибли граждане чуть ли не всех стран Европы. И тем не менее в австрийском учебнике о концлагерях сказано только в привязке к событиям конца 30-х годов, когда в них попадали политические противники — коммунисты, монархисты. О военнопленных и евреях — молчок. В учебнике Фрейбергса концлагеря в Латвии упомянуты лишь в одном предложении. О своих расстрельных отрядах Арайса, Цукурса — ни гугу. В пособии для двенадцатиклассников «История Латвии» Вилниса Пуренса читаем вначале о злодеяниях НКВД и лишь следом: «немцы также проводили в Латвии зверские убийства». А вот шведы массовому уничтожению евреев и цыган в учебниках посвящают четверть места, отведенного под вторую мировую войну.

Швеция
Равноправие советских летчиц и летчиков
«Женщины на войне» — такая глава есть только в шведских учебниках: СССР был единственной страной в мире, где женщины воевали наравне с мужчинами. В отличие от англичанок, которые служили лишь во вспомогательных частях, русские женщины получали такую же зарплату, что и мужчины. Согласитесь, необычный поворот: уж на что-что, а на равноправие полов наши военные историки вряд ли обращали внимание! «Запомните имена советских летчиц. Вера Белик, Ирина Сиброва, Надя Полова» — написано в учебнике «История для гимназий».
Во всех школьных пособиях пишут о датчанках и норвежках, гулявших с немцами, — это считалось большим позором. Народ ловил их на улицах, их называли немецкими служанками, издевались и брили наголо.

Италия
Под Сталинградом сражался Гарибальди
У жителей Апеннин весьма своеобразный подход — его можно было бы назвать гордо патриотическим, если бы речь не шла о фашизме. Авторы итальянского учебника для колледжей и лицеев «История XX века» (изд. «Ле Монниер», 1999 г.) Дж. Гиттолини и К. Капра напоминают школярам, что первым-то был вовсе не Гитлер: «По примеру первого фашистского государства, построенного в Италии в 1922 году Бенито Муссолини, Адольф Гитлер… десять лет спустя запускает проект Великого Рейха».
Дальше — больше. Такое впечатление, что с Советским Союзом воевали в основном итальянцы! В учебнике нет имен ни Жукова, ни Рокоссовского, как, впрочем, и Гудериана с Паулюсом. Зато есть свои герои. В Сталинградской битве это командующий VIII итальянской армией генерал Гарибальди. Причины его военных неудач объясняются так: «По вине командования вермахта расширенный 230-тысячный состав итальянской армии, оснащенный всего 55 легкими танками и 380 броневиками, в тяжелых условиях русской зимы совершил бросок с Дона на Волгу, в результате чего насмерть замерзли 27 тысяч солдат».

Франция
«Фольксваген» против Стаханова
У французов — своя боль, связанная со второй мировой: Париж был сдан без боя, правительство вело себя трусливо… Единственное, что позволило потом сохранить уважение к себе как к нации, — история Сопротивления. Поэтому в учебниках герои «свободной Франции», неизвестные у нас, занимают больше страниц, чем, скажем, битва за Москву.
Очень образно описана предвоенная ситуация в мире. Экономику Германии 1930-х символизирует «Фольксваген», а с нашей стороны ему противостоит Алексей Стаханов. Два мифа сталкиваются — миф машины для народа, созданный Гитлером, и миф труда во имя народа, возникший у нас.

Латвия
Латышские легионеры отличались особой отвагой
«Латышские легионеры отличились в боях особой выносливостью, умением и отвагой», — гордо пишет автор учебника для пятиклассников «Родной край» Индулис Кениньш. Правда, он не уточняет, что латышские эсэсовцы помогали гитлеровцам в блокаде Ленинграда, в зачистках в Белоруссии, в подавлении восстания в Варшавском гетто.
В учебнике «Новейшая история. ХХ век» Юриса Фрейбергса, выпущенном на русском языке в 2000 году, Советский Союз — агрессивная империя, подмявшая маленькие прибалтийские страны: «долгие годы господствовало мнение, что нацистская Германия — главный агрессор и зачинщик войны против СССР, однако… также активно к нападению на Германию готовился Сталин, только Гитлер опередил его; в Потсдаме был обойден вопрос об оккупированных СССР территориях, в том числе и странах Прибалтики».

Дословно

«1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война. Ей предшествовало тайное соглашение… Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, каждый из которых стремился господствовать в мире. Кровавые вожди по своему усмотрению решили судьбу многих народов Европы. 22 июня 1941 г. Германия начала войну с Советским Союзом. Ту войну называют советско-нацистской» («Введение в историю Украины», учебник для 5-го класса В. С. Власова и О. М. Данилевской).

«Солдат устанавливает знамя, развевающееся над горящим рейхстагом. Заметьте, что у офицера, стоящего чуть ниже солдата, часы на обеих руках! Когда фотоснимок публиковался, советская цензура убрала часы, так как это свидетельствовало о факте мародерства» (комментарий под снимком в шведском учебнике «Живая история»).

«Сталин назначил командующим обороной Москвы Г. Жукова — одного из самых талантливых, но и самых безжалостных командиров Красной Армии, который при проведении военных операций особенно не считался с жизнями своих солдат» (латвийский учебник «Новейшая история ХХ века»).

Соседи
Гитлер не заботился об освобождении Украины
Создатель пособия для молдавских двенадцатиклассников С. Назария по примеру европейских коллег забыл о блокаде Ленинграда. Казахские историки М. К. Козыбаев и И. М. Козыбаев в учебнике для 10-го класса обороне города на Неве отвели 15 страниц, но при этом начисто проигнорировали и пакт Молотова — Риббентропа, и участие в войне союзников, и даже атомную бомбардировку Японии. Книга называется «История Казахстана», так что логика, видимо, есть: зачем писать про Хиросиму, она ж далеко! Но какое образование при этом получится — патриотичное? Или скорее однобокое?
Яркие события Великой Отечественной — тоже с восточным прищуром: параграфы называются «Казахстанцы в битве за Москву», «Казахстан — ближайший тыл Сталинградского фронта». Подобная «национализация» войны характерна для всех бывших союзных республик. Но если казахи в казахском учебнике героически сражаются за победу, то грузины в грузинском делают это из-под палки: «Войну политическое руководство Советского Союза объявило Отечественной… не только для русского народа, но и для всех завоеванных Советской Россией и насильственно объединенных в Советский Союз народов, в том числе и грузинского» («История Грузии» для 9-го и 11-го кл. под редакцией М. Вачнадзе и В. Гурули).
Школярам из Киргизии вообще ни к чему знать о победе над фашизмом: в билетах выпускного экзамена по истории в 11-м классе нет ни одного вопроса о второй мировой войне! А бишкекскую школу N 6, носившую имя героя Панфилова, переименовали в школу имени Светланы Арыстановой — нынешнего директора.
Однако больше всего повезло украинским пятиклашкам. У них есть учебник В. С. Власова и О.М. Данилевской «Введение в историю Украины». Не простой — аж победитель конкурса министерства образования и науки Украины и Лиги украинских меценатов! Вот цитата: «Для нашей земли вторая мировая война была наинесправедливейшею из всех войн. Так как ни Советский Союз, ни Германия не заботились об освобождении Украины и построении в ней независимой державы. Сознательные украинцы понимали, что ждать помощи неоткуда».

А как у нас?
Серьезные историки учебников не пишут
Бурные споры вокруг отечественных учебников истории начались как раз из-за войны. В 2001-м ветераны обратились к президенту: мол, мало и плохо в школьных книжках про войну написано. Что с тех пор изменилось? Рассказывает академик Александр ЧУБАРЬЯН, директор Института всеобщей истории РАН, один из тех, кому Путин поручал разобраться с преподаванием истории:
— Был объявлен министерский конкурс на учебник истории России XIX — XX веков. Отобрали шесть лучших. Но это вовсе не значит, что в школах сейчас учатся именно по ним. По моим подсчетам, учебников по истории около 80! Стоит все-таки выбрать 3 — 4 книги для каждого класса. Но процесс пошел. Это главное.
Когда мы встречались с Путиным, он интересовался: можно ли деидеологизировать учебники, чтобы они содержали только факты? В теории — да. На практике — очень сложно. Но, на мой взгляд, необходимо договориться о базовых ценностях. Человек на войне — вот тема, которая в высшей степени интересна. За что советские солдаты шли на смерть — за свой дом, семью или социализм?
К сожалению, учебники пишут не самые известные историки-профессионалы. На Западе, кстати, то же самое. Большую озабоченность вызывают учебники бывших союзных республик. Видимо, нам нужно продумать, как освещать в учебниках историю этих стран, которые когда-то были единым государством. В то же время нужно наладить отношения с учеными этих стран и решить, как они будут рассказывать о нашей общей истории в своих книгах.
Евгений Беликов, Наталия Грачева, Андрей Кабанников, Валентина Львова, Юлия Смирнова
Карен Маркарян (Рига), Артем Являнский (Вена), Дарья Зимбельская («КП» — Кишинев"), Дамир Муканов («КП» — Казахстан"), Владимир Стрельников («КП» — Киев"), Маргарита Миронова («КП» — Тбилиси"), Михаил Небера («КП» — Бишкек")


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru