Мир Православия | Протоиерей Леонтий Морозкин | 21.02.2005 |
Как и во все времена, сегодня людей привлекает проблема толкования Библии. Толкование Писания и Священной Истории всегда бывает в самом центре всякого церковного богослужения; основой церковного богослужения является не слово человека, но Слово Божие. Всякое церковное богослужение предлагает толкование Писания; это характерно и для церковных праздников, и для целых особенных времен богослужебной жизни. Сейчас мы вступаем в одно из таких особенных времен — время приготовления к Великому Посту. Великий Пост совершается в подражание Самому Спасителю, Который сразу после Крещения постился в пустыне сорок дней и сорок ночей.
Толкование Писания продолжается и в наше время; одним из таких толкователей сделался святой исповедник епископ Григорий (Лебедев), претерпевший заключение и расстрелянный в конце тридцатых годов. В годы с 1925 по 1932 он написал свое толкование на Евангелие от Марка. Опыт исповедничества, пережитых кровавых гонений на веру, несомненно, укреплял его интерес к самым глубоким тайнам Слова Божия. А опыт профессионального педагога (каковым он сделался в начале своей жизни: был директором одной из московских гимназий) направлял его мысли на то, что особенно полезно человеку теперешнего времени как ученику нашего Божественного Учителя.
Повествование первой главы евангелиста Марка от самых первых слов — «Начало Евангелия Иисуса Христа» — до слов двенадцатого стиха — «немедленно после того (после крещения)» — святой Григорий понимает говорящими о том пути, который надлежит пройти всякой человеческой душе прежде того, как совершится (как он выражается) «крещение души».
Этот путь начинается с того, что душа, живя еще бесплодной жизнью, слышит голос совести. Этот голос совести делается словно бы Ангелом, посылаемым душе Богом перед тем, как такая душа узнает Господа Иисуса Христа. Если этот голос не будет услышан, то закрыты у человека глаза, и закрыты уши, и ожесточено сердце, и ничего он не слышит. Если же душа принимает этого посланника (такого «Ангела»), то есть покоряется голосу своей совести, то она открывается — в ней сбиваются преграды пережитых страстей, выравниваются пропасти, возникшие по причине падений. Такая «открытая душа» может слышать голос Евангелия; этот голос может звучать в такой душе и будет услышан ею. А за голосом такого уже прозвучавшего Евангелия, за голосом услышанного Евангелия идет Христос.
Велика драма, велика борьба, предназначенная человеку в таком преобразовании, бывающем от такого Ангела-совести, ибо голос этого «Ангела» («глас вопиющего в пустыне» Марк, глава 1, стих 3) строг и суров («Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса» — стих 6). Надо заставить себя не пренебречь этим голосом, как бы он ни оказался неприятен в еще бесплодной жизни (суровый Ангел суровой пустыни).
Святой Григорий говорит о таинственных приобретениях такой души: в чистой совести такого естественного человека, еще не просвещенного христианством, уже «стоит Некто, Которого душа не знает», но «Который уже впереди всех житейских впечатлений и влияний» и у Которого такая осененная «Ангелом» душа «не достойна развязать ремень обуви». В таком смирении и в таком благоговении душа уже может припасть к Нему, ибо Он есть Христос. Так совершается тайна «крещения души» — смерть в огне, погребение, и восстание в воде очищения, и обновление во благодати Святого Духа.
Но такая «крещеная душа» не должна торопить Бога открыть ей Свои объятия. Дух Господень не приходит по первой мысли: «Вот я пойду ко Христу».
Этот Дух Господень обовьет душу, если она в покаянии погребет себя осужденную (осужденную самой собою) и начнет духовный подвиг устремленности к Богу. Это надо сделать немедленно («Немедленно после того „после крещения“ Дух ведет Его „Христа“ в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» — (стихи 12−13). Эта борьба на всю жизнь. Святой Григорий как добрый учитель говорит современному человеку: «Не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога… если ты воин, то воюй»!
«Мир православия», февраль 2005