Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина09.06.2004 

Богом избранный Патриарх
К празднованию 75-летнего юбилея и дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«Большое видится на расстоянии», — справедливость этой поговорки в отношении к Патриаршему служению Святейшего Алексия II мы особо осознаем в эти юбилейные дни. В юбилейных речах и статьях принято подводить некие итоги жизни и деятельности человека. Часто это делается неискренне и по шаблону, но к нашему Святейшему это не относится. Еще раз повторимся: только сейчас, оглядываясь назад, на все непростые 14 лет его Патриаршества, понимаешь: Господь смилостивился над народом русским. Он дал нам в Смутное время именно такого Патриарха, который с удивительным тактом, деликатностью, мудростью, дипломатичностью правит церковным кораблем, который, как и государство наше, сотрясают всевозможные нестроения или даже бунты «экипажа».
А ведь десять с лишним лет назад никто не ожидал, что Патриархом Всероссийским станет митрополит (тогда еще) Ленинградский и Ладожский Алексий (Ридигер). У власти еще были коммунисты, действовал Комитет по делам религии, его служащие провели привычную им работу и ожидали, что Архиерейский Собор прислушается к мнению власти и выберет того, кандидата, которого они рекомендовали… Это был достойнейший, старейший иерарх нашей Церкви покойный митрополит Питирим (Нечаев). А простые верующие люди думали, что выберут митрополита Филарета (Денисенко), нынче лишенного сана и анафематствованного, — потому что он был назначен местоблюстителем после кончины Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Но Бог судил иначе…
Памятно то время, когда пришла к нам весть о том, что Патриархом избран владыка Алексий и памятны те слова, которые были сказаны старцем-архимандритом Иоанном (Крестьянкиным): «Бог дал нам Патриарха. Его служение будет исповедническим». Их передавали в те дни из уст в уста с особым воодушевлением. Тогда казалось, что речь идет об очередных гонениях, о грубом притеснении Церкви, но теперь справедливость этих слов открывается в совершенно ином значении.
Исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Алексия состоит в том, что он ведет вверенный ему корабль церковный «царским путем», избегая крайностей, он соблюдает в своих делах, словах и решениях «золотую средину». Но, как известно, «центристская позиция» всегда вызывает неприязнь у людей крайне настроенных, и тут «правые» и «левые» сходятся в негодовании и недовольстве, упрекая Святейшего, одни — за излишнюю либеральность, другие — за излишний консерватизм.
Но не только «ревнители» с двух сторон вносят в Патриаршее служение Алексия II исповедническое начало, но и все мы — простые русские люди. Нельзя сказать, что мы с должным вниманием относимся ко всем, так сказать «программным» высказываниям нашего Архипастыря. Так не раз приходилось слышать и от верующих, и от неверующих слова недоумения и недовольства по поводу того, что «Патриарх молчаливо взирал на то, как грабят страну и уничтожают русский народ». А между тем, достаточно внимательно прочесть интервью и речи, которые произносил Алексий II в 1990 годы, чтобы убедиться, что он постоянно обращался к социальным проблемам, он постоянно говорил о беззакониях, которые творились при «ельцинском режиме». Но говорил об этом не в агитационном и хамском тоне, а по-пастырски соболезнуя, сетуя о страданиях народа. Не желая понимать тактичность и дипломатичность позиции Святейшего, некоторые верующие уже в самом начале его служения начали образовывать различные раскольнические движения.
Многих от неразумных и предательских по отношению к Церкви поступков в свое время остановило письмо старца Софрония (Сахарова), которое он написал в ответ на высказанное письменно старцем Псково-Печерского монастыря архимандритом Адрианом беспокойство. Вспомним отрывки из него, которые и до сих пор остаются актуальными: «Разруха, причиненная 70 летним самым безумным гонением против Христа, действительно разорила Церковь. И так как за эти 70 лет народ был отрезан от настоящего учения Церкви за истекшие века, то сейчас наблюдается путаница в сознании людей….Но, разрушив всю культуру аскетическую и богословскую, большевики уничтожая людей и сжигая библиотеки, по Промыслу Божию не тронули структуру Церкви. И эта структура возглавляется современным Патриархом России Алексием II. Единство Церкви, цельность ее возможны теперь только в соединении в этой структуре». В том же письме сказано о том, что «это Богом избранный Патриарх», что всегда нужно об этом помнить и, какие бы смущения не появлялись у нас, почитать его.
В связи с этим хочется коротко затронуть вопрос, который стал в назойливой и бестактной форме повторяться в последнее время: дескать, нельзя забывать о том, что «Патриарх — это не Папа римский. Его слово не является законом». Да, действительно положение православного Патриарха отличается от положения Понтифика. Папа имеет власть приказывать, отдавать распоряжения, его слово — закон для католической паствы. Положение православного Патриарха во многом определяется его личным авторитетом и среди епископата и среди простых верующих. А лучше сказать: определяется той любовью, которую простой народ всегда (за исключением явных отклонений в ересь или безнравственное поведение) испытывает к своему Отцу, пекущемуся о всем народе Божием.
Приведем недавний пример: когда возникли сомнения и сеялись провокационные слухи по поводу обретенных в 1998 году мощей преподобного Александра Свирского, для многих колеблющихся решающим был тот факт, что Святейший сам приехал поклониться и приложиться к великой святыней. Позднее, его распоряжением был установлен и новый праздник — день Второго обретения мощей преподобного Александра 30 июля. Так же значимо было слово Святейшего и в отношении «екатеринбургских останков"… Правда, тот, кто упрямо повторяет «Патриарх — не Папа римский», будет продолжать думать по-своему, чтобы он ни услышал из уст Святейшего. И эти люди тоже сколачивают исповеднический крест для Патриарха.
Многолетняя келейница Святейшего монахиня Елевферия в недавнем интервью, опубликованном на сайте Православие.Ru, справедливо отметила: «Самое трудное — правильно направить человека. Нужна постоянная работа — и над собой, и над словом. Хочется что-нибудь сказать, но нельзя так сказать, чтобы «бах!» — и убил. Сказать надо так, чтобы человек понял. Или уж ничего не говорить в такой момент. Это умение очень важно и оно у Святейшего всегда было». Святейшему не позволительно «рубить с плеча», отвечать на все нападки на него лично и на Церковь, не «отмерив семь раз», — так чтобы, угодив одним, не задеть веру других.
Матушка Елевферия в названном интервью очень просто объясняет, как это удается Святейшему: он — прежде всего монах. Он от раннего детства получил правильное духовное воспитание и дар молитвы.
Недавно мы узнали (написала об этом и опубликовала редкую архивную фотографию газета «Вера-эском»), что в детстве наставником маленького Алексея Ридигера был прекрасный писатель, ныне прославленный исповедник Христов — В. Никифоров-Волгин. Известна духовная связь будущего Патриарха с Валаамскими старцами, переписка с летописцем обители иеромонахом Иувианом…
А сколько еще духовный тайн наших пастырей от нас сокрыто… Верующему человеку всегда должны быть памятны слова Апостола о «сокровенном сердца человеке», о том, что «каждый стоит перед Богом» — и духовные глубины души знает только Дух Святой.
Итак, подойдя к празднованию 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Алексия II, возблагодарим Бога, что Он дал нашей Церкви такого Предстоятеля, который умело отвечает «на вызовы времени» и при этом не теряет связь с Вечностью.
Людмила Ильюнина, Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=102008

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru