Русская линия
Православный Санкт-Петербург Наталья Пономарева21.02.2005 

Икона над школьной доской

Наталья Ивановна Пономарева

Когда моему сын стукнуло семь лет, мы задумались: в какую школу его отдавать? Не поискать ли для мальчика православную гимназию? Пусть общается в школе с единоверцами, пусть на уроках постигает основы вероучения…

— Нет! — решительно отсоветовали нам, — Даже не думайте! Вырастет ваш ребенок в тепличных условиях, не видя современной жизни, а когда выйдет из школы, да столкнется с нашим миром, прелюбодейным и грешным, — что тогда будет? Выдержит ли он это потрясение? Сможет ли сопротивляться натиску зла?

И мы отдали сына в простую, не православную школу.

Прошло несколько лет. И однажды мне довелось своими глазами увидеть тот путь, по которому мог бы пойти, но не пошел мой сын. Я увидел школу, где перед уроком и после урока читается молитва, где девочки ходят в платочках, где над классными досками висят иконы Богоматери, где в расписании уроков значатся такие предметы, как «Православный календарь» и «Церковная история», где есть домовая церковь и ученики поют там на клиросе… Я ходил по школе и вглядывался в лица детей, пытаясь понять: похожи они на одноклассников моего сына или нет? Кто они — живые дети или восковые ангелочки, которые растают, если их поднести к горячей печке? Воины они Христовы или тепличные цветы?

-…Одну нашу выпускницу, — рассказала мне директор Школы народных искусств имени св. мц. императрицы Александры Феодоровны Наталья Ивановна Пономарева, — однокурсницы прозвали Мамочкой, и знаете, почему? Она, когда пришла в институт, тотчас принялась всем внушать: курить нельзя, ругаться нельзя, в брюках девушкам ходить нельзя!.. Какая тут может быть реакция — вы, наверное, представляете? А вот ее все полюбили — потому, что и она сама с любовью взялась за воспитание товарищей. Не поучала свысока, а проявляла заботу — потому и стала Мамочкой. Она даже правильно питаться их учила — настоящая мама! Вот вам пример встречи выпускника нашей школы с окружающим неправославным миром. И это пример, скорее, типичный. Наши дети твердо знают свою правду и с радостью дарят ее товарищам: имеют, что называется, активную жизненную позицию. А что касается их душевной силы… Как вы думаете, поступить сейчас в престижный вуз, причем на бюджетное, а не на коммерческое отделение, — требует это каких-то душевных сил или нет? А наши выпускники (в школе было уже три выпуска) поступают: в Герценовский Университет, в художественные училища, в Академию Госслужбы, в Академию МВД, в Государственный Университет — причем на такие факультеты, как матмех. Поступают и даже становятся старостами групп… Что для нас самое дорогое, так это то, что уже пятеро наших выпускников учатся в Духовной Академии… Наши выпускники — это не белые вороны, не отщепенцы, смотрящие с презрением на весь белый свет: они всегда в гуще событий — вот что нас радует.

— Неужели все так радужно? Неужели детей ничто не пугает, не отталкивает в современном мире?

— Некоторые выпускники жалуются мне, — мол, с пятиклассниками в нашей школе разговаривать интересней, чем с однокурсниками… Может быть, это юношеский максимализм в них говорит, однако доля правды в их словах есть… Но опять-таки, важно, какой вывод сделать из такого положения: исполниться презрения к окружающим или протянуть с любовью руку помощи? Я вижу, что у наших ребят есть любовь к своим новым товарищам, и это рождает ответное чувство: к ним тоже проявляют интерес.

— Это, наверное, говорит о том, что ваши выпускники искренне, всей душой приняли те высокие истины, которые преподает людям Православие… А случалось ли вам встречать у учеников проявления неискренности? Знаете, как в советское время бывало среди пионеров, комсомольцев… Случалось ли вам видеть, что дети «верили ради хорошей оценки»?

— А мы за веру оценок не ставим. Это в полном смысле слова так: на уроках Православного календаря — есть такой предмет в начальных классах — не ставятся оценки. Вера есть вера, как ее оценить по пятибалльной системе? Да, бывает, что ребенок еще не дошел душой до понимания чего-то… Но это же сразу видно, это невозможно скрыть за притворством! Если мы видим такое, мы обращаемся к классу и говорим: «Посмотрите, к вам пришел человек, который чего-то не понимает. Давайте мы ему поможем, чтобы нам быть всем вместе!» И тогда им приходится бороться со своим эгоизмом и тратить силы на то, чтобы он встал рядом с ними. Бывало ведь и такое: приходили совершенно невоцерковленные дети; что там дети — даже учителя! Мы старались им помочь, и постепенно с ними происходило такое преображение, такое умягчение сердца… Но, конечно, нашей заслуги тут нет — это Господь…

— Если можно, расскажите поподробнее, как школа воцерковляет своих питомцев?

— Сердце нашей школы — это храм, наша церковь во имя св. мц. царицы Александры. Службы ведутся каждую неделю, и дети участвуют в этих службах сполна. Разумеется, родители в них тоже принимают участие. Каждое утро совершается утреннее правило, по воскресеньям и по праздникам — литургии. И кроме того, в программу включены духовные предметы. Закон Божий у нас назван Историей Церкви; изучение истории — евангелецентрично. Изучается Новый и Ветхий Завет, Катехизис. Кроме того, есть такой предмет, как церковнославянский язык и церковное пение. Поэтому у детей есть возможность участия в живом литургическом общении, возможность жить по православному календарю. Самое главное в деле воцерковления — это среда, в которой растет ребенок, наша школьная семья. Как и во всякой семье, у нас всякое бывает, но мы стараемся. Любое дело начинается с молитвы, в основе любого дела — православное, требовательное отношение друг к другу. Если кто-то с чем-нибудь не справляется, его просят, увещевают… Но бывают такие случаи, что людям непосильно войти в наш дом, понять нашу душу… В таких случаях происходит расставание, хотя это очень печально для всех… И дети скоро понимают, чего они лишились, плачут, просятся обратно. Бывает, что и недели не проходит, как те, кто решил, что ему наша школа не по зубам, вновь возвращаются к нам…

— Ваша школа называется Школой народных искусств… Значит ли это, что вы принимаете только художественно одаренных детей? А как обстоят дела с преподаванием общеобразовательных предметов?

— За те 12 лет, которые существует наша школа, мы убедились в старой истине: неталантливых детей не бывает. Да, действительно, дети у нас широко занимаются народным искусством и церковными художествами. Наша школа, кроме общего образования, которое у нас существует в полной мере, дает образование музыкальное и художественное. Мы преподаем женские ремесла: ткачество трех видов, вышивку, золотое шитье, народный костюм… Мальчики занимаются резьбой, вырезками, плетением. Есть даже такой предмет для мальчиков, как кулинария: парни учатся готовить и делают это с огромным удовольствием. В нашей школе дети обучаются по учебникам Ушинского, приобщаясь к традиционной культуре, к традиционному укладу, получают все те традиционные умения, которыми владели русские люди в крестьянских семьях. И все дети так или иначе проявляются, все хоть чем-то, хоть одной гранью, да заблестят, засверкают. И никому из них полученные здесь знания не помешали в дальнейшем. Я уже говорила, что один из наших мальчиков учится на матмехе, на кафедре астрономии. Преподаватели удивлены его подготовкой и недоумевают: «Неужели ты закончил школу народного искусства?»

— К вам приходят из какого-то определенного круга? Наверное, в большинстве своем это дети священников?

— Я же говорила: приходят даже вовсе невоцерковленные люди! Недавно наша выпускница, которая учится в Государственном Университете на социологическом факультете, провела полное социально-психологическое обследование, которое показало, что у нас пропорционально представлены практически все социальные группы, все достатки… У нас есть дети священников, и дети предпринимателей, и дети из материально неблагополучных семей… Обучение в школе платное, но бывает такое, что оплату за малообеспеченных детей — всю или часть ее — берут на себя другие родители… Словом, у нас — так же, как и в любом храме: приход состоит из самых разных людей, но перед Богом все едины. Когда наши дети приходят в класс, когда они надевают форму, они становятся единой семьей, и достижение этого единства для нас — главная цель и награда за все понесенные труды…

Тел. Школы народных искусств им. св. мц. Александры Феодоровны: 114−09−38

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

18.02.2005


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru